Омельченко должен уйти

Среда, 23 марта 2005, 13:54
Феномен "помаранчевой революции" стал возможен благодаря активной жизненной позиции киевлян, их принципиальности, высокому уровню политической сознательности и грамотности. Безусловно, не только несколько сот тысяч столичных жителей являются истинными революционерами – в то время на Майдане на одного киевлянина приходилось, по скромным расчетам, по 3 регионала.

Однако именно киевский гражданин показал тогда пример толерантности, последовательности и гражданского мужества — всего того, что сегодня мы называем новым европейским украинцем. У меня, у многих моих соратников и друзей жили люди из Тернополя, Ровного, Днепропетровска, Харькова, Львова, Ивано-Франковска.

Все они в долгие холодные, но не голодные и веселые вечера, в один голос говорили о том, что Киев — это настоящая европейская столица, в которой власть может прислушиваться к своему народу. Тогда мы свято в это верили. Сейчас смотришь на киевскую власть и содрогаешься.

Неужели все усилия Майдана, чаяния на смену режима разобьются об этот островок бюрократического цинизма, заповедник, рассадник системной коррупции, коим стали структуры городской и районных администраций!?

Я всегда был склонен доверять принципу — народ получает ту власть, коей он достоин. Но в этом случае я (и таких как я сегодня в Киеве сотни тысяч) убежден, что власть в столице должна поменяться. Сейчас вопрос стоит так — или Омельченко и его приспешники мирно уйдут в свой насиженный годами бизнес, или их свергнет вторая волна "помаранчевой революции" — муниципальная.

Попытаюсь аргументировать свою точку зрения.

Приход к власти Александра Омельченко в далеком 1996 году стал возможен в результате не совсем красивых действий с его стороны. Он фактически подсидел, а проще говоря, предал своего тогдашнего патрона Леонида Косаковского.

Именно Косаковский был первым народноизбранным мэром на прямых выборах 1994 года. Омельченко же позже, в 1995 году в результате принятия закона "О государственной власти и местном самоуправлении", стал одним из заместителей Косаковского, но уже как переназначенного председателя Киевской городской администрации.

В 1996 году, упрямство Косаковского в отношениях с новой командой президента Кучмы стоила ему кресла председателя городской администрации. Нельзя сказать, что он отдал власть безропотно.

В результате определенных действий он попытался сплотить вокруг себя депутатов горсовета и своих заместителей. Перед рассмотрением дела Косаковского в Кабмине письмо в его поддержку подписали все заместители — за исключением Омельченко. И именно Александр Александрович, в результате подковерных интриг стал и.о. главы администрации вместо "заболевшего" Косаковского.

Основной действующей фигурой со стороны администрации президента, курирующей снятие Косаковского, был Дмитрий Табачник. С тех пор, как утверждают знающие люди, и начались теплые бизнес-отношения между Омельченко и братьями Табачниками.

В течение долгих 2 лет в городе длилось фактическое двоевластие: Косаковский был главой городского совета, Омельченко — администрации, назначенный Кучмой.

 
 
Свидетели того времени утверждают, что Омельченко выиграл то противостояние своей мужицкой нахрапистостью, иезуитской хитростью и умением вовремя учесть интересы власти предержащих. Надо сказать, что Омельченко со временем стал определенным социальным феноменом — в течение нескольких лет, он сумел выстроить мощную систему контроля над всеми бизнес-процессами в Киеве.

Система работала как живой организм — в городе навскидку могли сказать, кто стоит за киосками, кто отвечает за лицензии, кто продает рекламу, кто закупает автобусы для городского транспорта и такси для частных извозчиков, кто получает наиболее выгодные маршруты, кому достается престижная землю под строительство, и какие кампании могут работать застройщиками, кто "держит" рынки и почти легально продает трамадол через сеть аптек…

В этой системе находилось место для милиции, прокуратуры, налоговой, пожарников, санитаров и т.д. За всем этим должен был кто-то стоять. Косаковский и Салий во многих своих интервью давали понять, что истинным хозяином Киева является Омельченко.

Александр Омельченко выстроил под себя феодальную вотчину, в которой он правил единолично, назначая и снимая своих сюзеренов - глав районных администраций. Коррупция в органах городской и районных властей стали притчей во языцех. И все это — под боком у президента и парламента.

Нельзя сказать, что Омельченко не понимал того, что рано или поздно выстроенная им система не может быть не востребована вышестоящей властью. И именно для того, что бы обезопасить себя от ситуации, в которой когда-то он победил Косаковского, Омельченко протягивает в начале 1998 года через парламент положение о прямых выборах в Киеве, которые, правда, не состоялись в марте 1998.

Позже, в 1999 году, Верховна Рада принимает закон "О городе-герое Киеве", где предусмотрено проведение прямых выборов. И уже в мае этого года Омельченко, при фактическом отсутствии кворума (основным конкурентом был одиозный политик Суркис) становится всенародно избранным городским головой.

Ту ситуацию Леонид Косаковский в своей книге назвал фарсом, а другой конкурент Омельченко — Иван Салий, стал его первым замом и снял свою кандидатуру в пользу председателя городской администрации.

Усиление Омельченко, его феодальные замашки, нежелание полностью учитывать интересы окружения президента Кучмы (но не самого Кучмы) — все это привело к формированию четкой антиомельченковской группы, постоянно пытавшейся найти пути для замены всесильного мэра.

Однако долгое время Александр Александрович находил общий язык если не с отдельными игроками из администрации (как это было с Волковым), то с самим Кучмой.

Накануне парламентских выборов 2002 года команда Волкова-Хорошковского все же сделала попытку сместить Омельченко и завладеть его ресурсами, для более эффективного использования в избирательной кампании.

Так, в феврале 2002 года воспользовавшись тем, что Омельченко из ПР соображений пошел в отпуск на время избирательной кампании, Кучма назначил и.о. Председателя городской администрации Игоря Шовкуна, одного из замов Омельченко, члена партии Демсоюз.

 
 
Тогда Омельченко смог договориться с Кучмой, однако понял, что рано или поздно его таки низложат. Наверное, этим и объясняется некоторая его лояльность к тогдашней оппозиции во главе с Ющенко (если не учитывать еще и тот факт, что в списке "Нашей Украины" депутатом стал младший Омельченко - сын).

Как бы там ни было, но акции протеста в ноябре 2004 Омельченко встретил фактически на стороне оппозиции (по меньшей мере – не препятствовал им).

Однако люди, пришедшие на Майдан, выступали не только против Кучмы и Януковича — они низвергали режим, и все что с ним было связано (тотальная коррупция, пренебрежение интересов граждан, сращивание власти и бизнеса). Властная вертикаль, построенная Омельченко в Киеве, является сегодня именно такой.

Учитывая этот факт, а также принимая во внимание тех киевлян, которые отстояли свободу на собственное мнение и достоинство на зимнем майдане, новая власть президента Ющенко четко дала понять — коррумпированная властная система в столице будет разрушена, чиновники-феодалы должны будут передать власть в руки самоуправления.

Финт Омельченко с переназначением своих людей на должности глав райадминистраций Киева не прошел. Вице-премьер Томенко четко заявил, что при власти не останется ни одного продажного чиновника в Киеве, районные администрации обновятся на 90%.

Осознавая, что лишается своих тылов, Омельченко начинает схоластическую дискуссию с оппонентами, при этом, пытаясь максимально протянуть свои интересы. Наиболее показателен случай с довыборами в горсовет по округу №60.

Киевляне, которые во время 3 туров президентских выборов много видели примеров злоупотребления административным ресурсом, фальсификации, подкупа и т.д., сталкиваются с этим в очередной раз. Однако сейчас это происходит уже после революции в сознании людей — поэтому выглядит особо цинично.

Официальным кандидатом от власти идет чиновник, который сделал много больше того, чтобы окончательно дискредитировать себя в глаза избирателей — заместитель председателя Киевской городской государственной администрации, начальник главного управления земельных ресурсов Анатолий Муховиков.

Громкий скандал вокруг разбазаривания, а проще говоря - воровства городских земель в уникальной рекреационной зоне Пущи Водицы сделал из господина Муховикова одиозную личность. Если проводить сравнение с противостоянием Ющенко-Янукович, то можно говорить, что Муховиков в 60 округе сегодня является носителем такого же негативного багажа, как и Янукович с его двумя судимостями (погашенными).

Точно также тупо и цинично на Муховикова работает административный ресурс, происходит подкуп избирателей. С избирательной гонки решением суда снимаются основные претенденты. В это же время, окружная комиссия закрывает глаза на явные нарушения со стороны самого Муховикова и его команды, на подкуп избирателей, на подготовку к "карусели".

Возникает естественный вопрос — зачем Омельченко так дискредитировать себя, выставляя свои усилия на посмешище, обостряя и без того непростые отношения с командой Ющенко?

Неужели это того стоит!? Не говоря уже о том, каких полномочий не хватало самому господину Муховикову (заместителю председателя горгосадминистрации и начальнику главного управления) для реализации его творческого потенциала, что он, рискуя фактически всем, пытается заполучить на полгода мандат городского депутата!

Ответ очевиден — Омельченко где-то на подсознательном уровне осознает, что шансы повторно избраться мэром у него сегодня сведены к минимуму. Однако если он покажет слабинку, то его растерзают свои же — люди, которых Омельченко из году в год ломал через колено, вытесывая послушные колышки для своей системы.

Однако рано или поздно этому беспределу нужно положить конец. Лучше сделать это пораньше. Для киевлян – лучше.

P.S. Я адекватно оцениваю потенциал Интернет-ресурсов — сегодня они больше влияют на умы единиц, чем ведут за собой массы. Именно поэтому, эту публикацию вряд ли стоит расценивать как какое-либо проявление черного ПиаРа, а лишь как воззвание к сердцам тех единиц, которые смогут повести за собой массы.

Владимир Голобуцкий,"Зеленая столица"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде