Губернатор Артеменко: Меня называют человеком Григоришина и Порошенко? Могу продолжить: Тимошенко – человек Лазаренко, а Ющенко – Кучмы

Пятница, 18 марта 2005, 16:04
Назначение Юрия Артеменко губернатором Запорожской области стало одной из сенсаций периода перехода власти от Кучмы к Ющенко.

Во-первых, потому что Артеменко все считают журналистом, который стал депутатом, но который не готов стать руководителем области.

Во-вторых, потому что он является соратником крупного, а теперь еще и находящегося в центре скандалов предпринимателя Григоришина. А Ющенко обещал всех новых руководителей равноудалить от бизнеса.

Через месяц после прихода Артеменко на пост губернатора под зданием обладминистрации собрался митинг из представителей партий, поддерживавших Ющенко и обвиняющих нового главу области в лоббировании назначения человека Григоришина. Поэтому поговорить с Артеменко есть о чем.

На контакт он идет легко. В общении не видно характерного для высоких чиновников завышенного самомнения и апломба. Первое подозрение: на запястье у Артеменко часы с надписью "Вашерон Константин" – а это одна из самых дорогих марок. Он смеется и говорит, что это подделка, которую купил в Таиланде за смешные деньги – меньше ста долларов.


- Вы оказались в числе новых губернаторов, которых обложили пикетами. Вам выдвигают претензии люди, которые представляют силы-союзников Ющенко на этих выборах.

- Пикеты обладминистрации состояли из четырех человек, которые находились в одной палатке, это были представители Соцпартии и УРП "Собор". "Батькивщина" отказалась от участия в этой акции, поскольку ее требования были удовлетворены.

Понимаете, у Соцпартии и БЮТ в Запорожье слабый кадровый резерв. Местные социалисты в первом туре выступили против Ющенко. Как человек, который организовывал "майдан" в Запорожье, могу сказать, что социалисты активности там не проявляли.

Но когда возникли кадровые вакансии, местная СПУ выступила с требованием назначить трех глав райадминистраций. При этом во многих случаях обком партии предлагал одни кандидатуры, райкомы СПУ – других людей. Удовлетворили тех, кто находился ближе к людям – претендентов от районных организаций Соцпартии.

Но тут первый секретарь обкома СПУ захотел стать моим первым замом. Слушайте, мы же не создаем партийную ячейку при власти?

На этом месте нужен человек, который мог бы разговаривать с директорами заводов, который знает, сколько стоит тонна металла, как работают теневые схемы!

На это место был назначен Анатолий Головко – председатель наблюдательного совета Запорожского трансформаторного завода, на мой взгляд - один из лучших менеджеров страны. Это - первое в области предприятие, на котором были вывешены лозунги в поддержку Ющенко, они пережили маски-шоу, при этом у них самые высокие темпы развития производства.

- Но при этом вы забыли упомянуть, что Головко – человек Григоришина!

- Чтобы ускорить процесс назначения на должности, я объявил конкурс. Кроме Головко прислали анкеты два человека, которые не составили ему конкуренцию. А кого мне надо было ставить на место первого заместителя?! Представителей группы Суркиса или Пинчука? Это было бы не совсем правильно.

Не надо привязываться к конкретным людям! Меня можно привязать к жене или ребенку – это семейная команда. Но меня называют человеком Григоришина или Порошенко… Я могу сказать, что правда есть и там, и там, но это часть правды.

Действительно, я с Григоришиным дружен и, действительно, его предприятие находится на территории моего депутатского округа.

Я также дружен и с Порошенко, и его уважаю. Я вхожу в группу "Солидарность" и по ее квоте стал губернатором. Но если исходить из логики с таким подтекстом – что я человек Григоришина – то я могу продолжить ряд и сказать, что Тимошенко – человек Лазаренко, Ющенко – человек Кучмы…

- Вас приезжал Григоришин поздравлять с назначением губернатором?

- Приезжал. Потому что я ценю вклад, который был им сделан, в том числе в победу помаранчевой революции.

- В чем состоял его вклад?

- (Пауза.) Его вклад состоял в том, что он делал все возможное для победы революции.

- Где гарантии, что вы не будете помогать Григоришину решать проблемы в области?

- Я могу вам дать гарантии, но поверите ли вы им? Задавайте этот вопрос, когда такой факт произойдет. Я скажу одно: я буду помогать всем, если их действия идут на пользу Украины. Если я буду помогать Григоришину, Тимошенко, Порошенко, Жвании, Суркису создавать рабочие места – то в этом нет ничего плохого.

- У Суркиса есть интересы в Запорожской области?

- Есть. Люди, которые близки к нему, контролируют менеджмент в "Запорожьеоблэнерго", контролируют часть акций на Запорожском ферросплавном заводе, они контролируют разработку металлических отвалов на "Днепроспецсталь".

В свое время решением суда отвалы были признаны собственностью завода "Днепроспецсталь". Однако руководство "Днепроспецстали" не контролирует разработку этих металлоотвалов, потому что под прикрытием силовых структур туда пришли криминальные группы, которые добывают весь этот скраб.

- Что такое металлоотвалы?

- В советское время металлургические заводы весь брак, который возникает при плавке, целые ковшы металла, сбрасывали на отвалы – в свалку. Когда возникла проблема металлолома и цены резко рванули вверх, металлоотвалы оказались золотым дном. Их можно приехать и просто взять ковшом…

То есть, при себестоимости добычи одной тонны в несколько гривень, можно взять ковшом этот здоровенный кусок металла, сдать его на металлолом и получить "подъем" в десятки тысяч раз. Случай, когда деньги делаются из нечего!

И на "Днепроспецстали" созданы такие бешенные запасы, которые оцениваются в несколько сотен миллионов долларов. Эти отвалы незаконно разрабатываются. Там есть представители не только группы Суркиса, но и силовых структур: родственники людей, занимающих высокие посты в Генеральной прокуратуре и МВД.

- И что вы теперь – будете забирать эти отвалы?

- Наши действия очень простые. Мы знаем, как принималось решение Высшим хозяйственным судом при той власти, поэтому прокуратура должна изучить ситуацию и внести протест по вновь открывшимся обстоятельствам. И, поверьте, основания для этого есть.

Второе: если руководство "Днепроспецстали" – завода, который на сегодня контролирует Пинчук – хотят, чтобы на их отвалах не хозяйничали кто угодно, они могут передать право управление этими отвалами Запорожской областной госадминистрации либо другому государственному органу, например, Минпромполитики.

- А как перешла "Днепроспецсталь" от Григоришина к Пинчуку?

- Я не знаю. По-моему, Григоришин продал завод Пинчуку, но на каких условиях – я не знаю.

У РОССИЙСКОГО ОЛИГАРХА ВЕКСЕЛЬБЕРГА МОГУТ ЗАБРАТЬ ЗАЛК

- Одна из самых популярных тем – реприватизация. Что у вас в области может попасть под возврат в госсобственность? Говорят, Запорожский алюминиевый комбинат?

- Есть такие разговоры. На сегодня существуют претензии государства, что инвестобязательства там не выполнены. Победители конкурса должны были инвестировать определенную сумму на развитие собственного производства. Они это не сделали. Что и является основанием для пересмотра результатов конкурса.

То, что на ЗАлК существует проблема, а не повод, надуманный правительством – это факт. Но этот вопрос – полная прерогатива правительства.

- Кто является реальным владельцем Запорожского алюминиевого комбината?

- На сегодня могу сказать, что контролирует эту деятельность Сибирско-Уральская алюминиевая компания, россиянин Виктор Вексельберг.

- Да это тот самый олигарх, который подарил России яйца Фаберже?

- Да. Сперва владельцем Запорожского алюминиевого комбината стала фирма "АвтоВАЗ-Инвест", а потом уже Вексельберг. Хотя руководство завода говорит, что отношения к нему не имеет. Но присутствие менеджеров говорит об этом.

- Грядут еще какие-то разборки?

- У нас существует несколько финансово-промышленных групп, которые контролируют политику в регионе. И мое желание, и президента – отделить власть от бизнеса, чтобы бизнес не покупал политиков. У каждой из этих групп есть свой телеканал, свои управляемые политики в мэрии или облгосадминистрации.

Одним из первых моих шагов стало, что я распрощался с теми людьми, которые представляют определенные финансово-промышленные группировки. Их присутствие – это прямой путь к лоббированию интересов, при чем не гипотетическому, как вы меня спрашиваете в отношении Григоришина, а реальному.

Я проверил с помощью областного Контрольно-ревизионного управления деятельность благотворительного фонда "За добробут Запорізького краю", куда заводились деньги промышленных предприятий региона под благую идею развития региона. Председателем наблюдательного совета этого фонда был человек, который работал заместителем губернатора и ассоциировался с группой "Запорожстали".

Деньги, которые были собраны, пошли на изготовление различных информационных плакатов – возможно, плакатов в поддержку кандидата от власти. Они пошли на благотворительные акции в поддержку Януковича, на собственную футбольную команду, 15 тысяч пошли на регистрацию "Мерседеса", который принадлежит областной прокуратуре, на пропаганду СДПУ(о). Хотя в абсолютной массе должны были пойти на приобретение компьютерных классов, на другие добрые дела.

- К слову, в одной из запорожских газет писалось, что недавно, уже после назначения губернатором вы праздновали день рождения в одном из ресторанов города и не расплатились…

- Это чистой воды неправда и результат деятельности тех сил, которые в первом туре уничтожали Ющенко. Такая встреча была, меня на нее пригласили директора, подарков я не брал, рассказал о принципах работы при новой власти.

После появления публикации директор ресторана написала письмо в газету – кстати, мизерную по тиражу и в то же время очень близкую к социалистам – с опровержением, сделала это без моей просьбы… Но газета письмо не опубликовала.

В день рождения я был в Киеве, на мой призыв не делать подарков, а лучше помочь больнице или школе откликнулись – в госпиталь для ветеранов был передан аппарат ультразвуковой терапии, в интернат – сертификат на установку окон, одна фирма перечислила 5 тысяч для ремонта общежития, "Комсомольская правда-Запорожье" передала газонокосилку для Бердянского городского управления ЖКХ, единственного в области, сработавшего с прибылью.

Очевидно, только моя жена осталась не довольна, что подарков домой муж не принес.

- Очевидный упрек в ваш адрес – журналист во главе области. Говорят, у вас нет стандартного набора…

- У меня есть образование журналистское и есть образование юридическое – два высших. Второе – я давно не журналист. В последнее время я пишу достаточно редко, по каким-то ключевым проблемам, когда не могу молчать…

Я давно стал менеджером – менеджером лучшей в регионе газеты, издательского дома – одного из лучших на юго-востоке Украины, который печатает газеты и журналы запорожского и днепропетровского региона. Я принял газету с тиражом 16 тысяч и за два года довел тираж до 70 тысяч. А в лучшие годы тираж доходил даже до 90 тысяч.

Это достаточно уникальный для Украины процесс развития региональной газеты – в пять раз. При этом сохранив в учредителях газеты полностью трудовой коллектив.

Среди учредителей газеты нет олигархов: 99% принадлежит трудовому коллективу и только один – мне.

В той же газете и издательском доме я управлял коллективом в 150 человек. Финансово-хозяйственная деятельность, кадровая и так далее.

Три года я проработал в Комитете Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации и не считаю, что наша деятельность с Николаем Томенко была самой плохой. Так что есть опыт и законодательной работы.

Это первое. Второе: можно говорить, что Вацлав Гавел – плохой президент, потому что он писатель?

- Ну, президент – это одно, а губернатор – это другое…

- А я не уверен, что президент – это менее ответственная должность, чем губернатор. Мне кажется, что гуманитарий более глубже может смотреть на те процессы, которые происходят в обществе.

Насколько хорошо я разбираюсь в промышленности? Я достаточно на своем уровне нормально разбираюсь в промышленности. У меня есть команда. Я привык всегда окружать себя профессионалами в своей сфере. А самому как человеку, отвечающему за общий результат, координировать их деятельность и принимать те решения, которые рождаются в ходе коллективной работы.

Я не считаю, что это плохо, что журналист стал губернатором. Я могу привести пример – Юрий Луценко. Он что, был потомственным милиционером? Он тоже в свое время был журналистом.


В КАБИНЕТЕ, ГДЕ ПРИКАЗЫВАЛИ "МОЧИТЬ" ЮЩЕНКО, БЫСТРО ПОВЕСИЛИ ЕГО ПОРТРЕТ

- Ваше первое впечатление от губернаторской работы? Что больше всего поразило человека, который видел работу губернатора с внешней стороны, когда он проник внутрь?

- Когда я пришел и поработал несколько дней, когда понял глубинные процессы, я подумал, что попал в некий театр абсурда, в ту машину, которая часто работает лишь ради того, чтобы работать, а не на конкретный результат.

Вначале у меня даже возникла мысль, что если бы обладминистрация однажды исчезла, то ничего бы не изменилось. Первое – это отсутствие живой работы, огромное количество бумаг, которые часто никому не нужны.

Давай я про аквариум расскажу... Когда я пришел в первый день на работу, в тот кабинет, из которого исходили посылы "мочить Ющенко", я сразу увидел, что в принципе в кабинете ничего не изменилось. За исключением того, что на месте Януковича висел портрет Ющенко.

- То есть перед вашим приходом уже кто-то повесил?

- Да. В течение первых двух недель я работал с 8 утра до 2 часов ночи. Сейчас мы перешли на график до 11 часов вечера. При чем в таком же режиме работали практически все мои коллеги – новые губернаторы. Считалось нормальным снять трубку телефона в 12 часов ночи, позвонить по "вертушке", скажем, губернатору Жебривскому из Житомира. Я знал, что он снимет трубку – можно посоветоваться, поговорить…

Вот первые нюансы, которые встретились на моем пути. В 2 часа ночи в первый день я наконец увидел, что у меня в кабинете стоит аквариум. Все время был в бумагах, в людях, в телефонах…

Я подошел к этому аквариуму и спросил у помощника: "Скажите, где взять корм, чтобы рыбок покормить?" Мне стало их жалко, потому что сам до 2 часов ночи не ел.

Мне сказали: "Не надо, Юрий Анатольевич, здесь приходит человек, который кормит этих рыбок, он числиться уборщиком, за это получает 150 гривен в месяц". Я сказал: "Блин, где найти десять таких аквариумов, чтобы получать полторы тысячи – зарплату губернатора". Она фактически составляет 1,5–2 тысячи.

И я принял решение, что надо отдать этот аквариум на детскую железную дорогу в зоопарк. Отдали, но, кстати, без рыбок. Потому что когда я сказал отдать, пришел этот человек, должность которого я сократил – рыбкокормитель. Он сказал: "Рыбки-то мои!". И забрал рыбок.

Это было грустно и противно, что оказывается рыбки – они для губернатора, а для детей на детской железной дороге рыбок не существует. Поэтому мои помощники аквариум отвезли без рыбок и сказали: "Рыбок мы уж как-то купим".

Второй нюанс – заборчик на проходной. Я два года не был в администрации, не ходил по этим коридорам – потому что область была, понятно, проянуковичская, и решать в этом здании было нечего. И когда через два года я пришел в эту обладминистрацию, увидел, что перед входом стоит такая веревочка, натянутая между столбиками. Ну, заборчик...

Я сказал: "Уберите, потому что с заборчика в фойе начинается заборчик в душе". И издал первые распоряжения, которые подразумевают более широкий доступ в здание обладминистрации. Представителям прессы, общественных организаций не нужно звонить и заказывать пропуск, а просто заходите по удостоверению и бродите по коридорам облгосадминистрации сколько хотите.

Я считаю, что мы очень удачно провели мое представление. Мы открыли зал на 800 человек и пригласили туда людей с улицы, которые принимали участие в помаранчевой революции, представителей культуры, искусства. Мне было интересно смотреть, как сидели, например, в зале Богуслаев (руководитель "Мотор-Сич"), который известен своими заявлениями во время выборов в поддержку Януковича, а вокруг него сидели человек 6 девочек в помаранчевых шарфиках. Это было новое в жизни обладминистрации.

- Какие у вас задачи на этот год? Ющенко от всех новых губернаторов требует в конце 2005 отчитаться о сделанном?

- Понятно, что за год мы не построим коммунизм и не создадим светлое будущее. Мы не сделаем те объекты, которые люди ждали годами. Хотя бы исходя из реалий нынешнего бюджетного года, исходя из реалий наследия, которое нам оставило правительство Януковича.

Главное требование, с которым я обращаюсь к подчиненным: уже в первые месяцы вы должны сделать так, чтобы люди поверили в эту власть. Власть должна стать более открытой в общении с прессой, в общении с людьми. Она должно вселить надежду людям.

Первый проект, который я взял – строительство историко-культурного комплекса "Запорожская сечь". Много говорят о Хортице как о святыне казачества, но дальше разговоров речь не идет, часто это лишь фишка в политических дискуссиях. Еще в 2001 году Ющенко инициировал возрождение Хортицы.

Что такое комплекс "Запорожская сечь"? Модель будет не автентичная, никто не знает, какой была Сечь на самом деле – мы используем модель, заимствованную из разных времен и местностей, чтобы показать как жили казаки. Это будет огороженная дубовым парканом территория, где по принципу Пирогова будут выстроены курени, крепость, казацкая церковь. Внутри – выставки казацкого быта, оружия и тому подобное…

Мы стремимся закончить до конца этого года, когда будет праздноваться 325-летие Запорожья. Преследуем несколько целей – развить духовность, к проекту подтянутся историки, студенты. С другой, будет наполнение копилки Запорожского региона – от туристов.

Есть другие проекты – проблемы, которые надо решить, чтобы люди поверили во власть. Первое – это подтопление, вечное таяние снегов просто уничтожает дома, которые заливает. Второе – город Степногорск. Там закрыли шахту, тысячи людей вынуждены бросать свои квартиры и уезжать.

Все губернаторы начинали с заявлений, что мы возродим город Степногорск. Мы хотим создать техноград, город маленьких промышленных предприятий, которые бы позволили работать жителям города чувствовать, что они нужны своей Родине, а Родина нужна им.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде