Свободней, понятней, прозрачней
Среда, 9 февраля 2005, 15:07
Рынок нефтепродуктов должен измениться
Последствия работы Кабмина Виктора Януковича на рынке нефтепродуктов придется еще долго расхлебывать. Главное – не наделать при этом новых ошибок, которые усугубят деяния предыдущего правительства.
Рынок топлива является ключевым сегментом энергетики Украины, которая потребляет в год, по разным оценкам, 16-18 млн. тонн горюче-смазочных материалов (бензин, дизтопливо, мазут). В денежном эквиваленте этот объем превышает 5 млрд. долл. в год. Напомним, что годовой бюджет страны составляет 20 млрд. долл.
А если представить, что нефтепродукты входят в цены фактически всех потребительских товаров, являясь основной частью затрат на их транспортировку, то важность рынка горючего становится очевидной и для тех, кто непосредственно этой сферой не интересуется.
Для начала о том, как вообще устроен рынок ГСМ страны и чем он отличается от мирового.
Топливо в Украине производят шесть нефтеперерабатывающих заводов, которые принадлежат международным и российским нефтяным компаниям, а также местному бизнесу.
Крупнейший нефтепереработывающий завод – ЗАО "Укртатнафта" (Кременчуг) на 57% принадлежит татарским акционерам, в том числе правительству Республики Татарстан и компании "Татнефть". 43% акций, находящиеся в собственности у ФГИ Украины, формально переданы в управление НАК "Нафтогаз Украины".
Владельцем Лисичанского НПЗ выступает российско-британская компания ТНК-ВР. Российских владельцев имеют Одесский НПЗ ("ЛУКОЙЛ") и Херсонский НПЗ ("Альянс") заводы. Группа компаний, принадлежащая народному депутату Игорю Еремееву, выступает акционером Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода "Галичина". А Надворнянский НПЗ "Нафтохимик Прикарпатья" контролируется группой "Приват", то есть по-сути принадлежит основному конкуренту Виктора Пинчука Михаилу Коломойскому.
Украина импортирует нефть, но экспортирует нефтепродукты.
По данным Минтопэнерго, поставки сырья на перерабатывающие предприятия Украины в 2004 году составили почти 24 млн. тонн. При этом российские углеводороды составляли в общем объеме 87%, казахские - 3,4%, украинские - 9,6%.
Сейчас Россия сократила объем перерабатываемого сырья на 2%, в то время, как Казахстан - на 29,1%. Поставки украинской нефти выросли на 6,3% - до 2,3 млн. тонн. В то же время объемы переработки углеводородов, которые отличаются от объемов поставки, в прошлом году остались на уровне 2003 года - 21,2 млн. тонн.
В последнее время в стране произошла трансформация структуры рынка нефтепродуктов из трехуровневой в двухуровневую. Еще в середине 1990-х нефть поставлялась и перерабатывалась на НПЗ (на давальческих условиях) крупными оптовиками, затем полученное горючее реализовывалось мелкому опту, а после этого уже попадало в розницу.
Теперь углеводороды закачивают на НПЗ их владельцы – нефтяные компании, которые продают топливо либо через собственную розницу, либо через сети френчайзинговых заправок, принадлежащих пока мелким хозяевам.
В дальнейшем структура рынка будет меняться в сторону европейской и приобретать все более олигополическую модель. Так, во всех развитых странах мира от 50 до 80% рынка топлива занимает пул из нескольких крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний – Shell, BP, Chevron/Texaco, Total/Elf/Fina, Exxon/Mobil, ENI Agip.
Кроме того, часть рынка, как правило, контролируют местные нефтяники - например, Aral в Германии, MOL в Венгрии, Naftapol в Польше. Через некоторое время аналогичная структура рынка, безусловно, ожидает и Украину.
Как регулируют олигополический рынок нефти? За счет государственного запаса углеводородов.
В США, например, цены на топливо на бирже скачут в зависимости от того, насколько много или мало горючего в федеральном резерве. То есть, если объем запасов нефтепродуктов уменьшился, это значит, что государство не может экономическими рычагами (за счет рыночной интервенции) в срочном порядке погасить спекулятивный рост. Тут же цены на топливо на биржах начинают расти. И никого не смущает, что государство в общем-то считается с биржевыми торговцамии, вынужденно удерживая запас необходимого количество топлива.
Впрочем, даже такая изощренная модель регулирования не может гарантировать низкие цены. Когда на мировых рынках случается коллапс и увеличиваются расценки на углеводороды, стоимость топлива растет и в США и в странах ЕС. Только в прошлом году Европа пережила настоящий нефтяной шок, спровоцированный мировым ростом цен на "черное золото". В Великобритании и Германии это закончилось очередями на заправках.
Что, собственно, произошло на рынке топлива в Украине в прошлом году? Что конкретно предприняли для борьбы с мировым нефтяным кризисом? Примитивную и довольно хамскую схему.
При очередном объективном росте цен на топливо нефтетрейдеров сажали за круглый стол в Кабинете Министров и говорили приблизительно следующее - цены придется снижать, поскольку скоро выборы, и избиратели не довольны. В противном случае гарантированы "маски-шоу" на НПЗ и в офисах, запрет экспорта, увеличение железнодорожных тарифов и вообще, как любят выражаться в Казани, "шикир башка". На что нефтяники, обычно отвечали следующее - хорошо, но…. Вот это "но" было разным для разных компаний.
Например два западноукраинских и один южный НПЗ, как самые мелкие, устаревшие и потому обделенные экономикой, начинали усилено уходить от налогов. Крупные восточноукраинские заводы повышали отпускную цену для владельцев френчайзинговых АЗС, а государство заставляло последних отпускать продукт по фиксированной, низкой стоимости.
Все это приводило к ухудшению качества нефтепродуктов, потому как простой владелец заправки, зажатый с одной стороны Кабмином, с другой нефтяной компанией, имеет только два способа оптимизации цен – "забодяжить" либо "недолить". В результате пострадали все.
Потребитель был вынужден покупать дешевое, но некачественное горючее, которое попросту портило двигатели автомобилей. Нефтяные компании ухудшили отношения с владельцами заправок. А бюджет недосчитался денег.
Весь этот порочный круг можно было разорвать только одним методом – позволить ценам на бензин полностью отражать затраты, которые объективно несут нефтяники. Все остальные способы – не более, чем попытка замаскироваться от врагов, напившись древесного спирта до потери зрения.
Существуют объективные условия работы рынка. Эти условия подразумевают, что нефть течет туда, где за неё платят (причем любая нефть, будь то российская или казахская). И если объем заработанных средств кто-то пытается уменьшить, либо, чего доброго, вообще свести на нет госрегулированием, из этой ситуации любая корпорация мира видит лишь два выхода - свернуть свои проекты в стране либо выкрутиться.
К чему приведет сворачивание проектов, говорить не стоит – на популярном языке это называется "нефтяная блокада", ужас которого Украина уже пережила зимой 1999 года. Причем, не важно кто введет эту блокаду – Казахстан, Россия или Саудовская Аравия. Если Украина не будет покупать сырье по мировым ценам, его купит еще полторы сотни стран – импортеров углеводородов.
Тут впрочем, вступает в силу другой фактор. Большинство украинских НПЗ, слава Богу, проданы добытчикам сырья. (Кстати, три из них – Лисичанский, Одесский и Херсонский проданы именно во время премьерства Виктора Ющенко). И эти производители сами не заинтересованы в том, чтобы бросить уже приобретенное хозяйство на произвол судьбы – ведь вложенные инвестиции нужно отбивать. Это единственная причина, по которой переработчики в прошлом году предпочли выкручиваться, вместо того, чтобы перенаправить потоки "черного золота" на более ликвидные европейские рынки.
Однако долго уродливая схема функционирования нефтерынка, придуманная "фахівцями" предыдущего Кабмина, существовать не могла. Если Украина желает интегрироваться в ЕС, ей просто придется менять правила игры. И, изменив их, приглашать западные нефтяные компании вкладывать деньги в украинскую переработку.
Кстати, желающие найдутся. Так, глава представительства Shell Лесли Ластовецки неоднократно заявлял автору статьи, о том что при смене государственной политики на рынке нефтепродуктов его корпорация рассмотрит возможность работы в Украине. У той же ТНК-ВР - в планах открытие АЗС под брендом ВР и начало выпуска топлива европейского качества.
Чем же политика нового Кабмина отличается от действий предыдущего?
Как сообщил автору статьи Министр экономики Сергей Терехин, регулирование рынка нефтепродуктов теперь будет осуществляться на принципах либерализма.
"Во всех отраслях экономики, кроме монопольных рынков (прежде всего природного газа) будет полностью либеральная рыночная политика. В том числе, на рынках нефтепродуктов и зерна, также будет проводиться либеральная политика. Мы будем решать вопросы регулирования при помощи системы резерва. То есть, проводить товарные интервенции на рынке нефти", - сказал Терехин.
"Без принципа либерализации рыночных отношений, о котором говорит Сергей Терехин, Украине просто невозможно будет интегрироваться в Европейский Союз. Это будет одним из ключевых условий", согласен с министром аналитик компании "Атон" Жарко Стефановски.
Но это теория. На практике же отдельные действия нового Кабмина говорят о том, что чиновникам пока тяжело до конца понять схемотехнику работы рынка.
Так, Сергей Терехин, отвечая на вопрос корреспондента "Интерфакс-Украина" о том, как поведут себя цены на топливо в феврале, сообщил дословно следующее: "Меня возбуждает риторика о том, что необходимо повышать цены из-за динамики в мире. Мы выйдем с законодательной инициативой, которую я еще в прошлом году предложил. Мы предложим такую смешанную систему акцизного налогообложения, которая будет работать следующим образом - ты поднимаешь на одну копейку цену, а твое налоговое обязательство поднимается на две. А если уменьшаете на одну копейку, то оно уменьшается на две. С точки зрения смешанной системы вот так будут брать налог", - сказал Терехин.
Если речь идет об инструменте экономического давления, то здесь возникает два вопроса.
Во-первых, уже сегодня отдельные нефтетрейдеры с успехом применяют механизмы по полному уходу от уплаты акциза. Тем более, эта практика распространится при предложенных поправках.
Во-вторых, сам подход давления на нефтяные компании – это по сути попытка наступить на те же грабли, что и раньше. Не давить нужно на НК и НПЗ, не угрожать им акцизами и не пытаться договориться с ними. А создать свободные, понятные и прозрачные правила игры, одинаковые для всех без исключения. Стабильные, долгосрочные и рыночные правила. А после этого требовать их исполнения.
Не менее противоречиво оценил состояние рынка и первый вице-премьер Анатолий Кинах. С одной стороны, он подтвердил, что во время работы прошлого Кабмина ценовая спираль была искусственно сжата. А экономические механизмы не выдерживают ручного управления ценами. С другой, Анатолий Кириллович заявил, что цены должны быть не только стабильными, но и конкурентоспособными для тех, кто в этом нуждается – для агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального комплекс, потребностей населения.
Опять же, если Украина создает европейскую модель рынка, не может быть и речи о том, чтобы для кого-то создавались искусственно заниженные цены. Тем более, что сельхозпроизводители, меморандумом с которыми так гордятся чиновники, в основном покупают топливо на АЗС. Именно такую тенденцию отметило агентство "АгроПерспектива" проводившее комплексное исследование агропромышленного рынка. Льготное же топливо покупали в основном фирмы, принадлежащие аграрному лобби облгосадминистраций и Верховной Рады.
Таким образом, можно отметить четыре основных принципа, на которых должен строиться рынок нефтепродуктов Украины, если новая власть хочет развивать его по цивилизованному сценарию:
Принцип первый. Полная ликвидация льгот по уплате налогов на всех украинских НПЗ. Создание такой законодательной базы и таких правил игры, когда все нефтяники окажутся в одинаковых условиях и ни один из них не сможет уйти от оплаты НДС на нефть, акциза, либо любого другого налога.
Украинскому правительству следует четко отслеживать уплату НДС с импортной нефти. Эти поступления могут внести достойную лепту в бюджет.
Если новый состав Кабмина уделит достойное внимание вопросам нефтепереработки и исключит из цепочки поставок компании-льготники, украинский НДС на нефть может стать значительным источником дохода для государства, не оказав при этом давления на себестоимость топлива. Самое важное в этом пункте – обеспечить для всех до одного равные условия.
Нефтетрейдеры – как дети, как только хотя бы один НПЗ начнет хитрить, все остальные бросятся с обезьяньей сноровкой повторять за ним очередной фокус по уходу от фискального бремени. Если же заставить платить налоги всех без исключения и не прощать ни копейки никому в отдельности – можно пополнить бюджет на такие суммы, что все гипотетические потери от роста цен покажутся просто смешными.
Одновременно следует отказаться от практики изменения фискальной политики на нефтерынке. Чем дольше будут действовать одинаковые налоги – тем лучше. Бизнес любит стабильность. Особенно западный бизнес.
Принцип второй. Европейская либерализация рынка. Введение законодательного запрета административного регулирование цен на топливо, как нерыночной и экономически опасной меры, несоответствующей европейской практике. Забыть про наезды, шантаж и попытки уговоров по отношению к нефтяникам.
Сократить количество органов, контролирующих деятельность нефтяных компаний с четырнадцати до двух. Оставить всякие попытки лицензировать деятельность нефтебизнеса. Применять статью 206 Криминального Кодекса Украины "Препятствование законной хозяйственной деятельности" против любых чиновников, пытающихся остановить экспортно-импортные операции с нефтью и нефтепродуктами.
Разрешить регулировать рынок нефтепродуктов только двум органам – АМКУ и экологическому контролю. Все экономические функции по регулированию рынка свести только к постоянному мониторингу на предмет наличия антимонопольных сговоров.
Принцип третий. Поощрять производство экологически чистого топлива, соответствующего европейским стандартам, введя значительные налоговые преференции для тех, кто его выпускает. Ввести жесткую протекционистскую таможенную политику для украинского топлива по сравнению с импортным на время технического перевооружения НПЗ. По окончанию реконструкции заводов законодательно разрешить производство и реализацию топлива, соответствующего нормам Евросоюза. Оформить все предложенные меры в виде государственной программы.
Принцип четвертый. Создать резерв горючего и рыночную систему интервенции дешевого топлива в кризисные для рынка моменты. Запустить работу полноценной нефтяной биржи.
И, наконец, последнее. Безусловно, интеграция в ЕС – это благородная цель, ради которой можно пойти на многое. В том числе и сделать рынок нефтепродуктов действительно либеральным.
Последствия работы Кабмина Виктора Януковича на рынке нефтепродуктов придется еще долго расхлебывать. Главное – не наделать при этом новых ошибок, которые усугубят деяния предыдущего правительства.
Рынок топлива является ключевым сегментом энергетики Украины, которая потребляет в год, по разным оценкам, 16-18 млн. тонн горюче-смазочных материалов (бензин, дизтопливо, мазут). В денежном эквиваленте этот объем превышает 5 млрд. долл. в год. Напомним, что годовой бюджет страны составляет 20 млрд. долл.
А если представить, что нефтепродукты входят в цены фактически всех потребительских товаров, являясь основной частью затрат на их транспортировку, то важность рынка горючего становится очевидной и для тех, кто непосредственно этой сферой не интересуется.
Для начала о том, как вообще устроен рынок ГСМ страны и чем он отличается от мирового.
Топливо в Украине производят шесть нефтеперерабатывающих заводов, которые принадлежат международным и российским нефтяным компаниям, а также местному бизнесу.
Крупнейший нефтепереработывающий завод – ЗАО "Укртатнафта" (Кременчуг) на 57% принадлежит татарским акционерам, в том числе правительству Республики Татарстан и компании "Татнефть". 43% акций, находящиеся в собственности у ФГИ Украины, формально переданы в управление НАК "Нафтогаз Украины".
Владельцем Лисичанского НПЗ выступает российско-британская компания ТНК-ВР. Российских владельцев имеют Одесский НПЗ ("ЛУКОЙЛ") и Херсонский НПЗ ("Альянс") заводы. Группа компаний, принадлежащая народному депутату Игорю Еремееву, выступает акционером Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода "Галичина". А Надворнянский НПЗ "Нафтохимик Прикарпатья" контролируется группой "Приват", то есть по-сути принадлежит основному конкуренту Виктора Пинчука Михаилу Коломойскому.
Украина импортирует нефть, но экспортирует нефтепродукты.
По данным Минтопэнерго, поставки сырья на перерабатывающие предприятия Украины в 2004 году составили почти 24 млн. тонн. При этом российские углеводороды составляли в общем объеме 87%, казахские - 3,4%, украинские - 9,6%.
Сейчас Россия сократила объем перерабатываемого сырья на 2%, в то время, как Казахстан - на 29,1%. Поставки украинской нефти выросли на 6,3% - до 2,3 млн. тонн. В то же время объемы переработки углеводородов, которые отличаются от объемов поставки, в прошлом году остались на уровне 2003 года - 21,2 млн. тонн.
В последнее время в стране произошла трансформация структуры рынка нефтепродуктов из трехуровневой в двухуровневую. Еще в середине 1990-х нефть поставлялась и перерабатывалась на НПЗ (на давальческих условиях) крупными оптовиками, затем полученное горючее реализовывалось мелкому опту, а после этого уже попадало в розницу.
Теперь углеводороды закачивают на НПЗ их владельцы – нефтяные компании, которые продают топливо либо через собственную розницу, либо через сети френчайзинговых заправок, принадлежащих пока мелким хозяевам.
В дальнейшем структура рынка будет меняться в сторону европейской и приобретать все более олигополическую модель. Так, во всех развитых странах мира от 50 до 80% рынка топлива занимает пул из нескольких крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний – Shell, BP, Chevron/Texaco, Total/Elf/Fina, Exxon/Mobil, ENI Agip.
Кроме того, часть рынка, как правило, контролируют местные нефтяники - например, Aral в Германии, MOL в Венгрии, Naftapol в Польше. Через некоторое время аналогичная структура рынка, безусловно, ожидает и Украину.
Как регулируют олигополический рынок нефти? За счет государственного запаса углеводородов.
В США, например, цены на топливо на бирже скачут в зависимости от того, насколько много или мало горючего в федеральном резерве. То есть, если объем запасов нефтепродуктов уменьшился, это значит, что государство не может экономическими рычагами (за счет рыночной интервенции) в срочном порядке погасить спекулятивный рост. Тут же цены на топливо на биржах начинают расти. И никого не смущает, что государство в общем-то считается с биржевыми торговцамии, вынужденно удерживая запас необходимого количество топлива.
Впрочем, даже такая изощренная модель регулирования не может гарантировать низкие цены. Когда на мировых рынках случается коллапс и увеличиваются расценки на углеводороды, стоимость топлива растет и в США и в странах ЕС. Только в прошлом году Европа пережила настоящий нефтяной шок, спровоцированный мировым ростом цен на "черное золото". В Великобритании и Германии это закончилось очередями на заправках.
Что, собственно, произошло на рынке топлива в Украине в прошлом году? Что конкретно предприняли для борьбы с мировым нефтяным кризисом? Примитивную и довольно хамскую схему.
При очередном объективном росте цен на топливо нефтетрейдеров сажали за круглый стол в Кабинете Министров и говорили приблизительно следующее - цены придется снижать, поскольку скоро выборы, и избиратели не довольны. В противном случае гарантированы "маски-шоу" на НПЗ и в офисах, запрет экспорта, увеличение железнодорожных тарифов и вообще, как любят выражаться в Казани, "шикир башка". На что нефтяники, обычно отвечали следующее - хорошо, но…. Вот это "но" было разным для разных компаний.
Например два западноукраинских и один южный НПЗ, как самые мелкие, устаревшие и потому обделенные экономикой, начинали усилено уходить от налогов. Крупные восточноукраинские заводы повышали отпускную цену для владельцев френчайзинговых АЗС, а государство заставляло последних отпускать продукт по фиксированной, низкой стоимости.
Все это приводило к ухудшению качества нефтепродуктов, потому как простой владелец заправки, зажатый с одной стороны Кабмином, с другой нефтяной компанией, имеет только два способа оптимизации цен – "забодяжить" либо "недолить". В результате пострадали все.
Потребитель был вынужден покупать дешевое, но некачественное горючее, которое попросту портило двигатели автомобилей. Нефтяные компании ухудшили отношения с владельцами заправок. А бюджет недосчитался денег.
Весь этот порочный круг можно было разорвать только одним методом – позволить ценам на бензин полностью отражать затраты, которые объективно несут нефтяники. Все остальные способы – не более, чем попытка замаскироваться от врагов, напившись древесного спирта до потери зрения.
Существуют объективные условия работы рынка. Эти условия подразумевают, что нефть течет туда, где за неё платят (причем любая нефть, будь то российская или казахская). И если объем заработанных средств кто-то пытается уменьшить, либо, чего доброго, вообще свести на нет госрегулированием, из этой ситуации любая корпорация мира видит лишь два выхода - свернуть свои проекты в стране либо выкрутиться.
К чему приведет сворачивание проектов, говорить не стоит – на популярном языке это называется "нефтяная блокада", ужас которого Украина уже пережила зимой 1999 года. Причем, не важно кто введет эту блокаду – Казахстан, Россия или Саудовская Аравия. Если Украина не будет покупать сырье по мировым ценам, его купит еще полторы сотни стран – импортеров углеводородов.
Тут впрочем, вступает в силу другой фактор. Большинство украинских НПЗ, слава Богу, проданы добытчикам сырья. (Кстати, три из них – Лисичанский, Одесский и Херсонский проданы именно во время премьерства Виктора Ющенко). И эти производители сами не заинтересованы в том, чтобы бросить уже приобретенное хозяйство на произвол судьбы – ведь вложенные инвестиции нужно отбивать. Это единственная причина, по которой переработчики в прошлом году предпочли выкручиваться, вместо того, чтобы перенаправить потоки "черного золота" на более ликвидные европейские рынки.
Однако долго уродливая схема функционирования нефтерынка, придуманная "фахівцями" предыдущего Кабмина, существовать не могла. Если Украина желает интегрироваться в ЕС, ей просто придется менять правила игры. И, изменив их, приглашать западные нефтяные компании вкладывать деньги в украинскую переработку.
Кстати, желающие найдутся. Так, глава представительства Shell Лесли Ластовецки неоднократно заявлял автору статьи, о том что при смене государственной политики на рынке нефтепродуктов его корпорация рассмотрит возможность работы в Украине. У той же ТНК-ВР - в планах открытие АЗС под брендом ВР и начало выпуска топлива европейского качества.
Чем же политика нового Кабмина отличается от действий предыдущего?
Как сообщил автору статьи Министр экономики Сергей Терехин, регулирование рынка нефтепродуктов теперь будет осуществляться на принципах либерализма.
"Во всех отраслях экономики, кроме монопольных рынков (прежде всего природного газа) будет полностью либеральная рыночная политика. В том числе, на рынках нефтепродуктов и зерна, также будет проводиться либеральная политика. Мы будем решать вопросы регулирования при помощи системы резерва. То есть, проводить товарные интервенции на рынке нефти", - сказал Терехин.
"Без принципа либерализации рыночных отношений, о котором говорит Сергей Терехин, Украине просто невозможно будет интегрироваться в Европейский Союз. Это будет одним из ключевых условий", согласен с министром аналитик компании "Атон" Жарко Стефановски.
Но это теория. На практике же отдельные действия нового Кабмина говорят о том, что чиновникам пока тяжело до конца понять схемотехнику работы рынка.
Так, Сергей Терехин, отвечая на вопрос корреспондента "Интерфакс-Украина" о том, как поведут себя цены на топливо в феврале, сообщил дословно следующее: "Меня возбуждает риторика о том, что необходимо повышать цены из-за динамики в мире. Мы выйдем с законодательной инициативой, которую я еще в прошлом году предложил. Мы предложим такую смешанную систему акцизного налогообложения, которая будет работать следующим образом - ты поднимаешь на одну копейку цену, а твое налоговое обязательство поднимается на две. А если уменьшаете на одну копейку, то оно уменьшается на две. С точки зрения смешанной системы вот так будут брать налог", - сказал Терехин.
Если речь идет об инструменте экономического давления, то здесь возникает два вопроса.
Во-первых, уже сегодня отдельные нефтетрейдеры с успехом применяют механизмы по полному уходу от уплаты акциза. Тем более, эта практика распространится при предложенных поправках.
Во-вторых, сам подход давления на нефтяные компании – это по сути попытка наступить на те же грабли, что и раньше. Не давить нужно на НК и НПЗ, не угрожать им акцизами и не пытаться договориться с ними. А создать свободные, понятные и прозрачные правила игры, одинаковые для всех без исключения. Стабильные, долгосрочные и рыночные правила. А после этого требовать их исполнения.
Не менее противоречиво оценил состояние рынка и первый вице-премьер Анатолий Кинах. С одной стороны, он подтвердил, что во время работы прошлого Кабмина ценовая спираль была искусственно сжата. А экономические механизмы не выдерживают ручного управления ценами. С другой, Анатолий Кириллович заявил, что цены должны быть не только стабильными, но и конкурентоспособными для тех, кто в этом нуждается – для агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального комплекс, потребностей населения.
Опять же, если Украина создает европейскую модель рынка, не может быть и речи о том, чтобы для кого-то создавались искусственно заниженные цены. Тем более, что сельхозпроизводители, меморандумом с которыми так гордятся чиновники, в основном покупают топливо на АЗС. Именно такую тенденцию отметило агентство "АгроПерспектива" проводившее комплексное исследование агропромышленного рынка. Льготное же топливо покупали в основном фирмы, принадлежащие аграрному лобби облгосадминистраций и Верховной Рады.
Таким образом, можно отметить четыре основных принципа, на которых должен строиться рынок нефтепродуктов Украины, если новая власть хочет развивать его по цивилизованному сценарию:
Принцип первый. Полная ликвидация льгот по уплате налогов на всех украинских НПЗ. Создание такой законодательной базы и таких правил игры, когда все нефтяники окажутся в одинаковых условиях и ни один из них не сможет уйти от оплаты НДС на нефть, акциза, либо любого другого налога.
Украинскому правительству следует четко отслеживать уплату НДС с импортной нефти. Эти поступления могут внести достойную лепту в бюджет.
Если новый состав Кабмина уделит достойное внимание вопросам нефтепереработки и исключит из цепочки поставок компании-льготники, украинский НДС на нефть может стать значительным источником дохода для государства, не оказав при этом давления на себестоимость топлива. Самое важное в этом пункте – обеспечить для всех до одного равные условия.
Нефтетрейдеры – как дети, как только хотя бы один НПЗ начнет хитрить, все остальные бросятся с обезьяньей сноровкой повторять за ним очередной фокус по уходу от фискального бремени. Если же заставить платить налоги всех без исключения и не прощать ни копейки никому в отдельности – можно пополнить бюджет на такие суммы, что все гипотетические потери от роста цен покажутся просто смешными.
Одновременно следует отказаться от практики изменения фискальной политики на нефтерынке. Чем дольше будут действовать одинаковые налоги – тем лучше. Бизнес любит стабильность. Особенно западный бизнес.
Принцип второй. Европейская либерализация рынка. Введение законодательного запрета административного регулирование цен на топливо, как нерыночной и экономически опасной меры, несоответствующей европейской практике. Забыть про наезды, шантаж и попытки уговоров по отношению к нефтяникам.
Сократить количество органов, контролирующих деятельность нефтяных компаний с четырнадцати до двух. Оставить всякие попытки лицензировать деятельность нефтебизнеса. Применять статью 206 Криминального Кодекса Украины "Препятствование законной хозяйственной деятельности" против любых чиновников, пытающихся остановить экспортно-импортные операции с нефтью и нефтепродуктами.
Разрешить регулировать рынок нефтепродуктов только двум органам – АМКУ и экологическому контролю. Все экономические функции по регулированию рынка свести только к постоянному мониторингу на предмет наличия антимонопольных сговоров.
Принцип третий. Поощрять производство экологически чистого топлива, соответствующего европейским стандартам, введя значительные налоговые преференции для тех, кто его выпускает. Ввести жесткую протекционистскую таможенную политику для украинского топлива по сравнению с импортным на время технического перевооружения НПЗ. По окончанию реконструкции заводов законодательно разрешить производство и реализацию топлива, соответствующего нормам Евросоюза. Оформить все предложенные меры в виде государственной программы.
Принцип четвертый. Создать резерв горючего и рыночную систему интервенции дешевого топлива в кризисные для рынка моменты. Запустить работу полноценной нефтяной биржи.
И, наконец, последнее. Безусловно, интеграция в ЕС – это благородная цель, ради которой можно пойти на многое. В том числе и сделать рынок нефтепродуктов действительно либеральным.