Какой должна быть экономика Украины?
Вторник, 25 января 2005, 12:49
К дискуссии о рыночном фундаментализме. Ответ Леониду Шульману, доктору физико-математических наук.
Леонид Шульман в своей статье затронул очень важную и глубокую тему о том, насколько привлечение государства в жизнь людей вообще, и в экономику в частности содействует или мешает процветанию народа.
Тяжело переоценить важность этой проблемы для Украины именно сейчас, когда стране предоставлена возможность осуществить на протяжении нескольких месяцев ряд радикальных шагов-реформ в сторону процветания. Набор именно таких приоритетных реформ был предложен комиссией "Блакитной стрички" новоизбранному президенту Ющенко.
Специалисты, которые составляют комиссию "Блакитной стрички ", выходят из реалий нынешней Украины, где государство своей деятельностью или, точнее, бездеятельностью доказало, что без радикального изменения роли государства в Украине экономический и социальный прогресс являются невозможными.
Государство в Украине массивное и слабое. Массивным – потому что простому гражданину и шагу ступить нельзя, чтобы не натолкнуться на ту или иную сферу интересов государства. Государство в Украине берется выполнять множество функций, начиная с управления производством на государственных предприятиях-гигантах и обороной, и заканчивая санитарно-гигиенической экспертизой книжной продукции.
В то же время, государство в Украине слабое, поскольку все эти функции без исключения крайне неудовлетворительны. Суть радикальных реформ, предложенных специалистами комиссии "Блакитной стрички ", можно свести к нескольким словам - сделать государство в Украине менее широким, вместе с тем более сильным, другими словами - сосредоточить ограниченные ресурсы, доступные государству, на более узком фронте.
Согласно взглядам последователей свободной рыночной экономики, к которым можно отнести таких экономических неокласицистов как Милтон Фридман и таких социологов как Френсис Фукуяма, государство должно выполнять ограниченный набор функций, но выполнять их хорошо, т.е. эффективно.
После успеха реформ, осуществленных такими консервативными политическими деятелями как Маргарет Тетчер и Рональд Рейган, изменилось понимание роли государства в обществе.
Она заключается не в обеспечении ежедневных нужд граждан в пище, развлечениях, работе, жилье, а лишь только в создании условий, когда свободные граждане могут воплощать свой творческий потенциал, превращать свою работу, свою изобретательность - в выгоду для себя, в благосостояние своих близких и, как следствие, в выгоду общества.
Успех реформ, направленных на сокращение роли государства в обществе - на уменьшение дотаций, льгот, выплат, на уменьшение вмешательства государства в экономику - бесспорный.
Со времен начала неоконсервативных реформ те страны, которые реализуют их в полной мере, превратились из застойных экономик, пораженных трудовыми конфликтами, инфляцией, потерей стимулов к работе и изобретательности - в пульсирующие экономики, где научно-техническая инновация неотделима от производства, где образование не отстает ни на шаг от научно-технической инновации.
В странах, которые стали на путь ограничения влияния государства на жизнь граждан (Великобритания, США), рост высокотехнологического производства привел к такому процветанию общества, при котором небольшое, но эффективное государство предоставляет больше выгод для малообеспеченных и обделенных граждан, чем толстые и неэффективные "социальные государства" стран, где неоконсервативные реформы проводятся не в полной мере или не проводятся вообще (Германия, Франция).
Именно такое, неоконсервативное, свободно-рыночное решение и предлагается специалистами "Блакитной стрички" для Украины. Текст их предложений можно получить здесь.
Господин Шульман, очевидно, принадлежит к противоположному лагерю, который считает, что государство должно и в дальнейшем оставаться массивным. К сожалению, Украина не имеет ресурсов для того, чтобы сделать свое массивное государство более эффективным.
Взять, например, медицинское обслуживание. Украина не имеет ресурсов, чтобы платить зарплату в три-четыре раза больше своим врачам, которых и так в три-четыре раза больше на душу населения, чем в развитых странах мира.
Наоборот, естественным - и едино возможным - решением усматривается сокращение числа медицинских работников с одновременным повышением их зарплаты и - обязательно - ответственности.
Повышения ответственности врачей можно достичь разными способами, но наиболее безболезненным для общества является именно предложенный "Блакитною стричкою" переход на страховую медицину, когда врачи или больницы получают деньги за уже предоставленные услуги от государства и частных страховых компаний, а не в форме предыдущего ежегодного бюджетного распределения.
На врачей, в конце концов, можно будет положить и ответственность за лечение: в случае небрежного лечения гражданин должен иметь право обратиться в суд по компенсацию от учреждения, которое предоставило ему некачественные услуги. В современных условиях бюджетного финансирования, врачи отвечают перед распределительными и контролирующими органами, а не перед больными, как того требует здравый смысл.
За ростом ответственности врачей подтянется и их желание оставаться в авангарде науки, повышать квалификацию. И это только один пример того, как сокращение функций государства может потянуть за собой целый ряд полезных для страны и ее экономики преобразований.
Ограничение роли государства в обществе означает, что граждане получают больше свободы в свое распоряжение. Больше свободы - больше ответственности. В случае медицинского обслуживания, гражданин, который имеет больше ответственности за себя, также имеет больше причин проявлять заботу о своем здоровье - не курить, не напиваться, вести активный образ жизни.
Ответственный за себя и за свою семью гражданин начинает сам беспокоиться о своей окружающей среде - он, а не государственные органы, начинает следить за вредными выбросами заводов и машин, за излучение станций мобильных операторов, за качеством пищи и воды.
Сокращение функций - при усилении эффективности - государства в обществе означает, что государство доверяет своим гражданам. Оно тем самым признает, что гражданин - не маленький ребенок, за которым надо следить. Признание зрелости своих граждан - это огромный шаг от патернализма, когда государство старается вести под руки безвольного гражданина от колыбели до гроба.
В странах, которые освободились от патернализма, просыпается творческий дух граждан, их мотивы к работе, их изобретательность и сообразительность. Результирующий рост экономики полезен для всех, даже для тех, кому не повезло проявить свою трудоспособность, или кто-то по каким-либо иным причинам не смог этого сделать.
Таким образом, государство в Украине должно сосредоточиться на флагманских функциях, которые обеспечивают условия для равного и свободного выявления гражданами своих творческих, трудовых способностей. Государство должно концентрироваться на обеспечении охраны прав собственности, равном и эффективном правосудии, на обеспечении равнодоступности капитала для граждан, на обеспечении правопорядка, безопасности граждан.
Государство должно лишиться абсурдных и всесторонних регуляций, которые ограничивают экономику Украины. Государство должно избавиться от мошеннических налогов и поборов, которые сосут кровь с украинского общества. Больше свободы, меньше государства - так можно выразить лозунг дня.
Хочу также остановиться на отдельных ошибочных или пропагандистских моментах в заметке господина Шульмана.
Господин Шульман пишет, что современная большая корпорация очень похожа на государство, поэтому государство тоже может быть эффективным собственником. У современной большой корпорации есть механизмы поддержки эффективности, которых нет у государства. Например, ежегодное собрание акционеров могло полностью изменить директорат, если его деятельность их не удовлетворяет; зарплата и бонусы менеджеров часто прямо зависят от эффективности работы корпорации.
В отличие от корпорации, изменения в государстве осуществляются намного медленнее - и это, наверное, хорошо. Кроме того, эффективность государства зависит от честности и профессиональности чиновников. Для воспитания класса эффективных чиновников нужны огромные ресурсы нескольких поколений. В Украины нет ни таких ресурсов, ни этого времени.
Господин Шульман пишет, что экономисты - люди с гуманитарным образованием. Это не совсем так. И макро-, и микроэкономика за последние десятилетия стали предметами, которые нуждаются в передовых аналитических и вычислительных методах. Например, доказательство отсутствия Парето-оптимальности определенной пенсионной системы может забрать двадцать страниц аналитических выкладок и моделирования.
Расчет цены сложных финансовых инструментов типа опционов включает в себя решение уравнений, которые можно сравнить с уравнениями атомной физики, а управление риском сложного пенсионного портфолио большой компании или целой страны подобны за сложностью к расчету энергии ядерного взрыва. Недаром многие физики сегодня работают в финансах так же, как и в управлении производством.
Господин Шульман преувеличивает, когда говорит, что Словения - это наиболее успешная из всех постсоциалистических стран, и она будто бы не проводила никаких экономических реформ.
В Словении практически завершена приватизация, но неприватизированными остаются лишь несколько больших предприятий. Словения построила демократические и эффективные институты, которые помогли и помогают ей продвигаться в сторону свободной рыночной экономики.
И хотя зависимая от внешней торговли экономика Словении обеспечивает 13 тысяч долларов в год валового продукта на душу населения, рост ее экономики довольно медленный - менее чем один процент на год.
Господин Шульман считает, что ВВП Беларуси понижено, поскольку его вычисляют в долларовом эквиваленте. На самом деле ВВП исчисляется как в долларовом эквиваленте, так и методом purchasing power parity, когда учитывается покупная способность человека в пределах своей страны.
Я понимаю и принимаю взгляды господина Шульмана как взгляды этатиста, который считает, что роль государства в обществе должна быть большой. Надеюсь, что и господин Шульман, и новоизбранный президент Ющенко понимали, что этатизм - это только одна из возможных точек зрения, справедливость которой может быть проверена эмпирически. Считаю, что такая проверка в Украине уже состоялась.
Этатизм привел к обогащению небольшой группы людей, приближенных к государству, к экономической апатии населения и снижение мотивации к работе. Миллионы людей выезжают с Украины, чтобы применить свой творческий потенциал там, где экономика более свободная, где граждане меньше зависят от государства, где государство не наваливается своей жирной массой на население.
Настало время и в Украине попробовать такое.
Вячеслав Глухов, кандидат физико-математических наук, доктор философии в электронной инженерии, вице-президент, директор Аpplied Finance, Inc, штат Конектикут, США
Господин Ющенко! Не верьте рыночным фундаменталистам
"Блакитна стричка" для "помаранчевого" правительства
Леонид Шульман в своей статье затронул очень важную и глубокую тему о том, насколько привлечение государства в жизнь людей вообще, и в экономику в частности содействует или мешает процветанию народа.
Тяжело переоценить важность этой проблемы для Украины именно сейчас, когда стране предоставлена возможность осуществить на протяжении нескольких месяцев ряд радикальных шагов-реформ в сторону процветания. Набор именно таких приоритетных реформ был предложен комиссией "Блакитной стрички" новоизбранному президенту Ющенко.
Специалисты, которые составляют комиссию "Блакитной стрички ", выходят из реалий нынешней Украины, где государство своей деятельностью или, точнее, бездеятельностью доказало, что без радикального изменения роли государства в Украине экономический и социальный прогресс являются невозможными.
Государство в Украине массивное и слабое. Массивным – потому что простому гражданину и шагу ступить нельзя, чтобы не натолкнуться на ту или иную сферу интересов государства. Государство в Украине берется выполнять множество функций, начиная с управления производством на государственных предприятиях-гигантах и обороной, и заканчивая санитарно-гигиенической экспертизой книжной продукции.
В то же время, государство в Украине слабое, поскольку все эти функции без исключения крайне неудовлетворительны. Суть радикальных реформ, предложенных специалистами комиссии "Блакитной стрички ", можно свести к нескольким словам - сделать государство в Украине менее широким, вместе с тем более сильным, другими словами - сосредоточить ограниченные ресурсы, доступные государству, на более узком фронте.
Согласно взглядам последователей свободной рыночной экономики, к которым можно отнести таких экономических неокласицистов как Милтон Фридман и таких социологов как Френсис Фукуяма, государство должно выполнять ограниченный набор функций, но выполнять их хорошо, т.е. эффективно.
После успеха реформ, осуществленных такими консервативными политическими деятелями как Маргарет Тетчер и Рональд Рейган, изменилось понимание роли государства в обществе.
Она заключается не в обеспечении ежедневных нужд граждан в пище, развлечениях, работе, жилье, а лишь только в создании условий, когда свободные граждане могут воплощать свой творческий потенциал, превращать свою работу, свою изобретательность - в выгоду для себя, в благосостояние своих близких и, как следствие, в выгоду общества.
Успех реформ, направленных на сокращение роли государства в обществе - на уменьшение дотаций, льгот, выплат, на уменьшение вмешательства государства в экономику - бесспорный.
Со времен начала неоконсервативных реформ те страны, которые реализуют их в полной мере, превратились из застойных экономик, пораженных трудовыми конфликтами, инфляцией, потерей стимулов к работе и изобретательности - в пульсирующие экономики, где научно-техническая инновация неотделима от производства, где образование не отстает ни на шаг от научно-технической инновации.
В странах, которые стали на путь ограничения влияния государства на жизнь граждан (Великобритания, США), рост высокотехнологического производства привел к такому процветанию общества, при котором небольшое, но эффективное государство предоставляет больше выгод для малообеспеченных и обделенных граждан, чем толстые и неэффективные "социальные государства" стран, где неоконсервативные реформы проводятся не в полной мере или не проводятся вообще (Германия, Франция).
Именно такое, неоконсервативное, свободно-рыночное решение и предлагается специалистами "Блакитной стрички" для Украины. Текст их предложений можно получить здесь.
Господин Шульман, очевидно, принадлежит к противоположному лагерю, который считает, что государство должно и в дальнейшем оставаться массивным. К сожалению, Украина не имеет ресурсов для того, чтобы сделать свое массивное государство более эффективным.
Взять, например, медицинское обслуживание. Украина не имеет ресурсов, чтобы платить зарплату в три-четыре раза больше своим врачам, которых и так в три-четыре раза больше на душу населения, чем в развитых странах мира.
Наоборот, естественным - и едино возможным - решением усматривается сокращение числа медицинских работников с одновременным повышением их зарплаты и - обязательно - ответственности.
Повышения ответственности врачей можно достичь разными способами, но наиболее безболезненным для общества является именно предложенный "Блакитною стричкою" переход на страховую медицину, когда врачи или больницы получают деньги за уже предоставленные услуги от государства и частных страховых компаний, а не в форме предыдущего ежегодного бюджетного распределения.
На врачей, в конце концов, можно будет положить и ответственность за лечение: в случае небрежного лечения гражданин должен иметь право обратиться в суд по компенсацию от учреждения, которое предоставило ему некачественные услуги. В современных условиях бюджетного финансирования, врачи отвечают перед распределительными и контролирующими органами, а не перед больными, как того требует здравый смысл.
За ростом ответственности врачей подтянется и их желание оставаться в авангарде науки, повышать квалификацию. И это только один пример того, как сокращение функций государства может потянуть за собой целый ряд полезных для страны и ее экономики преобразований.
Ограничение роли государства в обществе означает, что граждане получают больше свободы в свое распоряжение. Больше свободы - больше ответственности. В случае медицинского обслуживания, гражданин, который имеет больше ответственности за себя, также имеет больше причин проявлять заботу о своем здоровье - не курить, не напиваться, вести активный образ жизни.
Ответственный за себя и за свою семью гражданин начинает сам беспокоиться о своей окружающей среде - он, а не государственные органы, начинает следить за вредными выбросами заводов и машин, за излучение станций мобильных операторов, за качеством пищи и воды.
Сокращение функций - при усилении эффективности - государства в обществе означает, что государство доверяет своим гражданам. Оно тем самым признает, что гражданин - не маленький ребенок, за которым надо следить. Признание зрелости своих граждан - это огромный шаг от патернализма, когда государство старается вести под руки безвольного гражданина от колыбели до гроба.
В странах, которые освободились от патернализма, просыпается творческий дух граждан, их мотивы к работе, их изобретательность и сообразительность. Результирующий рост экономики полезен для всех, даже для тех, кому не повезло проявить свою трудоспособность, или кто-то по каким-либо иным причинам не смог этого сделать.
Таким образом, государство в Украине должно сосредоточиться на флагманских функциях, которые обеспечивают условия для равного и свободного выявления гражданами своих творческих, трудовых способностей. Государство должно концентрироваться на обеспечении охраны прав собственности, равном и эффективном правосудии, на обеспечении равнодоступности капитала для граждан, на обеспечении правопорядка, безопасности граждан.
Государство должно лишиться абсурдных и всесторонних регуляций, которые ограничивают экономику Украины. Государство должно избавиться от мошеннических налогов и поборов, которые сосут кровь с украинского общества. Больше свободы, меньше государства - так можно выразить лозунг дня.
Хочу также остановиться на отдельных ошибочных или пропагандистских моментах в заметке господина Шульмана.
Господин Шульман пишет, что современная большая корпорация очень похожа на государство, поэтому государство тоже может быть эффективным собственником. У современной большой корпорации есть механизмы поддержки эффективности, которых нет у государства. Например, ежегодное собрание акционеров могло полностью изменить директорат, если его деятельность их не удовлетворяет; зарплата и бонусы менеджеров часто прямо зависят от эффективности работы корпорации.
В отличие от корпорации, изменения в государстве осуществляются намного медленнее - и это, наверное, хорошо. Кроме того, эффективность государства зависит от честности и профессиональности чиновников. Для воспитания класса эффективных чиновников нужны огромные ресурсы нескольких поколений. В Украины нет ни таких ресурсов, ни этого времени.
Господин Шульман пишет, что экономисты - люди с гуманитарным образованием. Это не совсем так. И макро-, и микроэкономика за последние десятилетия стали предметами, которые нуждаются в передовых аналитических и вычислительных методах. Например, доказательство отсутствия Парето-оптимальности определенной пенсионной системы может забрать двадцать страниц аналитических выкладок и моделирования.
Расчет цены сложных финансовых инструментов типа опционов включает в себя решение уравнений, которые можно сравнить с уравнениями атомной физики, а управление риском сложного пенсионного портфолио большой компании или целой страны подобны за сложностью к расчету энергии ядерного взрыва. Недаром многие физики сегодня работают в финансах так же, как и в управлении производством.
Господин Шульман преувеличивает, когда говорит, что Словения - это наиболее успешная из всех постсоциалистических стран, и она будто бы не проводила никаких экономических реформ.
В Словении практически завершена приватизация, но неприватизированными остаются лишь несколько больших предприятий. Словения построила демократические и эффективные институты, которые помогли и помогают ей продвигаться в сторону свободной рыночной экономики.
И хотя зависимая от внешней торговли экономика Словении обеспечивает 13 тысяч долларов в год валового продукта на душу населения, рост ее экономики довольно медленный - менее чем один процент на год.
Господин Шульман считает, что ВВП Беларуси понижено, поскольку его вычисляют в долларовом эквиваленте. На самом деле ВВП исчисляется как в долларовом эквиваленте, так и методом purchasing power parity, когда учитывается покупная способность человека в пределах своей страны.
Я понимаю и принимаю взгляды господина Шульмана как взгляды этатиста, который считает, что роль государства в обществе должна быть большой. Надеюсь, что и господин Шульман, и новоизбранный президент Ющенко понимали, что этатизм - это только одна из возможных точек зрения, справедливость которой может быть проверена эмпирически. Считаю, что такая проверка в Украине уже состоялась.
Этатизм привел к обогащению небольшой группы людей, приближенных к государству, к экономической апатии населения и снижение мотивации к работе. Миллионы людей выезжают с Украины, чтобы применить свой творческий потенциал там, где экономика более свободная, где граждане меньше зависят от государства, где государство не наваливается своей жирной массой на население.
Настало время и в Украине попробовать такое.
Вячеслав Глухов, кандидат физико-математических наук, доктор философии в электронной инженерии, вице-президент, директор Аpplied Finance, Inc, штат Конектикут, США
Господин Ющенко! Не верьте рыночным фундаменталистам
"Блакитна стричка" для "помаранчевого" правительства