Энергетические кандидаты

Понедельник, 24 января 2005, 19:16
Как показал опыт оранжевой революции, роль личности в истории куда выше роли системы. Именно поэтому автор решил обратить внимание на тех, кто в будущем правительстве может возглавить энергетический блок, рассказав попутно о том, что в принципе ожидает отечественную энергетику.

Почему именно энергетический блок? Дело в том, что ТЭК занимает значительное место в украинском ВВП. А в общем объеме промышленного производства на продукцию ТЭК приходиться не менее 25%. Кроме того, ни одна другая отрасль не может работать без газа, электроэнергии и нефтепродуктов.

Поэтому ТЭК – по-сути сердце украинской экономики, и от того, насколько успешно и правильно будут протекать в нем процессы, зависят результаты экономических реформ намеченных Виктором Ющенко. И, как следствие, общее экономическое и политическое состояние страны.



Отдельно стоит оговориться, что собственно подразумевается под энергетическим блоком. Это, прежде всего, должность Министра топлива и энергетики. Конечно же, это и место профильного вице-премьера по ТЭК и промышленной политике, а также председателя правления НАК "Нафтогаз Украины".

Все описанные в статье кандидатуры могут с одинаковым успехом занять любое из перечисленных вакантных мест.

Итак, возглавить будущий ТЭК могут Виталий Гайдук (председатель наблюдательного совета ОАО "Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского"), Александр Гудыма (член Комитета по ТЭК ВР Украины), Евгений Сухин (заместитель председателя УСПП), Александр Третьяков (член Комитета по ТЭК ВР Украины) и Юрий Костенко (член Комитета по ТЭК ВР Украины).

Среди тех, кого также называли в качестве кандидатов, хотя и менее вероятных, звучали фамилии Михаила Волынца (член Комитета по ТЭК ВР Украины), Петра Деминского (миноритарный акционер ОАО "Галичина") и Николая Рудьковского (член Комитета по ТЭК ВР Украины).

Наконец, никто не исключает вариант, когда управлять отраслью на первых порах оставят двух прошлых менеджеров – Сергея Тулуба и Юрия Бойко. Сохранение за последним должности председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" рассматривается исключительно как временная мера, когда любому новому кандидату крайне сложно будет сразу разобраться в ситуации.

 
 
Виталий Гайдук

Кандидатура Виталия Гайдука в качестве Министра топлива и энергетики обсуждается в связи с назначением Александра Зинченко. В правительство Януковича Виталий Анатольевич попал по квоте СДПУ(о), и не в последнюю очередь благодаря стараниям тогдашнего вице-спикера.

Безусловно, Гайдук - профессиональный чиновник, много лет подряд занимавшийся управлением ТЭК, и к тому же с января 2000 года до апреля 2001 года успевший поработать Министром топлива и энергетики в Кабмине Виктора Ющенко.

В 1995-1996 годах Гайдук работал заместителем председателя по вопросам работы промышленности, транспорта и связи, а в 1997 — первым заместителем председателя Донецкой областной администрации.

К плюсам Виталия Гайдука можно отнести понимание схематики работы энергетического блока правительства, опыт и принципиальность.

Как известно, Виталия Гайдука послали в отставку пятого декабря 2003 года, когда он, ссылаясь на выводы экспертов, заявил о нецелесообразности создания консорциума по управлению украинскими магистральными газопроводами. Гайдук сказал также, что Украина в состоянии сама обеспечить эффективное управление своими газопроводами.

"Кому не нравится? Мы что, плохо управляем? Или наша система находится в крайне тяжелом состоянии? Наши газопроводы находятся в гораздо лучшем состоянии, чем в Российской Федерации", — сказал Гайдук.

Столь смелое заявление привело к тому, что не на шутку испугался сам Виктор Янукович.

Премьер тогда перезвонил Леониду Кучме и лично извинился за Гайдука, предложив его снять. Решение о создание газотранспортного консорциума было принято Леонидом Кучмой, Владимиром Путиным и Герхардом Шредером. Отказ от него, особенно инициированный вице-премьером по ТЭК, выставлял Кучму посмешищем в глазах международной общественности. И представлял Украину в виде несерьезного партнера.

К минусам кандидата на должность главы Комитета по ТЭК большинство опрошенных экспертов отнесли чрезмерное упрямство, самоуправство и сложный характер. Нельзя забывать и тот факт, что в 2001 Гайдук был первым заместителем руководителя центрального аппарата "Партии регионов".

Виталий Анатольевич остается близок к бизнесу, что делает его потенциально способным к компромиссу с теми олигархическими группами, на хвост которым придется наступать новому главе блока ТЭК. В частности реформа рынка угля, которая должна положить конец разворовыванию бюджетных денег направленных на финансирование отрасли, в исполнение Виталия Гайдука может стать инструментом для более тонкого прикарманивания государственных средств.

Кроме того, с Виталием Гайдуком крайне сложно найти общий язык. Зачастую амбиции этого чиновника превосходят деловую и государственную целесообразность. В любом случае, если сам Виталий Анатольевич сможет изменить эту свою черту характера и поставит государственные интересы выше регионального патриотизма, у него есть все шансы стать хорошим управляющим для украинского ТЭК.

 
 
Александр Гудыма

Член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, представитель фракции "Наша Украина" Александр Гудима в украинской энергетике - функционер со стажем. В прошлом созыве парламента Гудыма возглавлял Комитет по ТЭК, его мнением довольно часто интересовались СМИ и независимые эксперты.

Безусловно, Гудыма разбирается в проблемах ТЭК и понимает схематику работы комплекса. Его знают большинство руководителей компаний и отраслевых специалистов.

Главное – он один из первых поднял вопрос о необходимости формирования цельной и концептуально единой энергетической политики государства. Заслуживает уважения и его последовательная позиция.

Но антироссийская риторика Гудымы стала притчей во языцех внутри самой "Нашей Украины", умеренное крыло которой всегда относилось к Гудыме с некоторой иронией и даже опаской.

Александр Гудыма – это идеальный кандидат на должность главы блока ТЭК для государства, в чьи приоритеты входит полный разрыв отношений с Россией. Достаточно сказать, что именно он в свое время первым предложил закупать в Украину не только ближневосточную нефть (которая из-за высокой стоимости транспортировки и лучшего качества была на 15-20% дороже российской), но даже норвежский газ.

Последняя, по своей сути утопическая идея (поскольку даже Германия и страны Бенилюкса покупают до 70% газа в России), вызвала в Москве бурю сарказма по поводу компетентности украинских энергетических функционеров.

На самом деле Виктор Ющенко никогда не пытался порвать отношения с Россией в области энергетики. Именно Виктор Ющенко впервые сел за стол переговоров с ОАО "Газпром" с целью официально признать долг за газ и прекратить его несанкционированный отбор.

До этого правительства Лазаренко и Пустовойтенко отказывались даже обсуждать с Россией наличие долга за горючее. Чем поставили страну на грань энергетического кризиса.

Соответственно лидер блока ТЭК, который делает антироссийские заявления, заставляющие напрягаться основного внешнеэкономического партнера в нефтегазовой сфере, отнюдь не выгоден новому главе государства. Хотя Гудыма вполне мог бы занять место Министра при наличии более опытного и сдержанного вице-премьера. Тандем такого рода вполне мог бы разыгрывать с россиянами роль хорошего и плохого полицейских. И добиваться своего в переговорах.

 
 
Евгений Сухин

Евгений Сухин - человек в энергетической отрасли не случайный. В свое время он плодотворно работал на государственной службе: в 1993-1994 гг. занимал должность первого заместителя Госкомнефтегаза и являлся одним из разработчиков проекта создания НАК "Нефтегаз Украины".

Тогда же, как упоминал в своем интервью газете "Факты" депутат Игорь Шаров, Сухин был близок к еще одному известному специалисту газовой отрасли - Игорю Бакаю и созданной им скандально известной корпорации "Республика".

Несколько лет спустя он возглавил компанию "Итера-Украина", в 1997 года вместе с Павлом Овчаренко, экспредседателем правления ЗАО "Укртатнафта", создал ЗАО "Корпорация "Энерготрансинвест".

В те времена российская "Итера" занимала прочные позиции на газовом рынке: компания осуществляла поставки туркменского газа в Украину, забирая в качестве оплаты за свои услуги 41% от транспортируемых объемов.

"Энерготрансинвест", в свою очередь, выступал трейдером, закупая газ у россиян и "Нефтегаза Украины" (который в 1999-2000 гг. возглавлял уже упомянутый Игорь Бакай) и реализуя его отечественным потребителям.

Газовая "идиллия" для корпорации закончилась в 2002 году, когда новый глава ДК "Газ Украины" Александр Киселев провел реорганизацию структуры газового рынка. Он ввел прямые поставки газа НАК облгазам, в результате чего, для многих трейдеров этот рынок оказался закрытым.

В конце 2003 года НАК "Нефтегаз Украины" подписала договоры на транзит туркменского газа с "Газпромом". Как следствие, российский гигант запретил поставки "итеровского" газа в Украину, таким образом вытеснив партнеров "Энерготрансинвеста".

Сегодня Евгений Сухин – один из достаточно опытных и прагматичных кандидатов на должность главы ТЭКовского блока.

Его недостатки – непосредственное участие в большом бизнесе, а также отсутствие серьезной политической протекции. Единственным, кто поддержит Сухина в его стремлении стать вице-премьером по ТЭК, может быть присоединившийся к революции Анатолий Кинах.



 
 
Александр Третьяков

Еще один серьезный претендент на пост главы энергетического блока правительства – член Комитета по ТЭК ВР Украины Александр Третьяков. Этот народный депутат выступал казначеем предвыборной компании Виктора Андреевича, но широкой общественности более всего известен своими заявлениями в связи с расследованием отравления Ющенко.

Мало кто знает, что член фракции "Наша Украина" в свое время был широко известен как один из сильнейших в стране нефтетрейдеров, совладелец и руководитель компании "АТЭК 95". Кроме того Александр Юрьевич вместе с младшим братом Дмитрия Табачника, Михаилом, владел фирмой "ТИКО" (сеть заправок и супермаркетов), чьи АЗС были проданы компании "ЛУКОЙЛ-Украина".

Так что Третьякову не понаслышке знакомы реальные проблемы энергетического бизнеса. Он в 1999 на своей шкуре испытал всю прелесть общения с налоговой при очередном повышение стоимости ГСМ, спровоцированном мировым нефтяным кризисом.

Третьяков известен, как опытный, прагматичный и динамичный функционер. Из всех перечисленных кандидатов он легче всего находит общий язык с представителями бизнеса. И, пожалуй, является лучшей кандидатурой для проведения переговоров с Россией любой сложности.

Как бывший коммерсант Третьяков всегда думает прежде всего о том, что сможет заработать государство, а разговоры о политических хитросплетениях тех или иных вопросов относит на второй план.

Так, именно он был одним из тех представителей "Нашей Украины", кто соглашался с временным реверсом нефтепровода "Одесса-Броды". "Вокруг трубы "Одесса — Броды" много разговоров о том, что она должна работать. Но разговоры ведутся, а труба стоит. Я считаю, что тот, кто первый предложит конкретные договоры на заполнение трубопровода, тот пусть и закачивает технологическую нефть", — сказал тогда депутат.

По мнению Третьякова, реверсивное использование трубопровода позволило с одной стороны получить деньги в бюджет, с другой - создать здоровую конкуренцию за использование трубы между российскими и западными нефтяными компаниями. В то же время, пока Александр Юрьевич четко не обозначил своего интереса к работе в правительстве, и это заставляет наблюдателей сомневаться в его назначении.

 
 
Юрий Костенко

Один из самых выдержанных, прагматичных и уважаемых членов фракции "Наша Украина" - Юрий Костенко, имеет значительный опыт работы Раде. С 1998 по 2002 Костенко был главой Комитета по ТЭК, именно он в свое время от имени правительства Украины подписал Меморандум согласия между страной и "большой семеркой" о закрытии ЧАЭС.

Частые интервью с Костенко убедили автора в том, что это один из наиболее компетентных топменеджеров в украинском ТЭК. Юрий Иванович неплохо разбирается как в электроэнергетике (особенно ядерной), так и в угольной отрасли. Его суждения не настолько резки, как Александра Гудымы. Он всегда готов к компромиссу и обсуждению проблем.

В то же время, Юрия Костенко никогда нельзя было обвинить в отсутствии патриотизма или лоббировании интересов региональных кланов. Еще один немаловажный фактор – у Костенко никогда не было собственного бизнеса. С одной стороны это можно расценивать как недостаток (не знаком с непосредственными проблемами субъектов отрасли - предпринимателей), с другой - как достоинство (не станет лоббировать свои коммерческие интересы).

Одним словом, Костенко на сегодня является компромиссной фигурой – не примыкая ни к одной из коммерческих группировок, он олицетворяет "спокойную силу", столь необходимую для стабильной работы отрасли.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде