Путешествие по местам "трудного" детства премьера или Донбасс как пример "экономического процветания"

Среда, 8 декабря 2004, 16:03
Родной город Януковича, Енакиево, ждет туристов

Мы с моими друзьями часто ездим по Украине. Не в силу служебных обязанностей, а в силу определенной слабости к исследованию провинциальных городков нашей Родины. Чаще всего из-за удобного транспортного сообщения "туры" выходного дня мы совершаем по Киевской и ближайшим областям. А чтобы увидеть красивую природу или другие необычные достопримечательности, мы, как правило, ездим в Карпаты либо в Крым.

Предвыборный ажиотаж последних месяцев не мог не коснуться и нас. Посовещавшись с приятелем, мы решили поехать в наиболее часто упоминаемый ныне в прессе регион Украины, редко привлекающий туристов - Донбасс. Главной целью был выбран родной город нашего премьер-министра Виктора Федоровича Януковича - Енакиево.

Попутно мы запланировали посетить близлежащие Дебальцево и Горловку. Автору этих строк никогда прежде не доводилось бывать в этой части Донецкой области, поэтому я с трудом представлял, насколько эти "мегаполисы" могут быть интересны для туриста.

От знакомых мы неоднократно слышали предположения, что Енакиево должен быть богатым образцово-показательным городом, в который нынешний премьер вкладывает большие деньги из бюджета. Поэтому мы ожидали увидеть здесь этакий небольшой уголок Европы.

Впрочем, поскольку весь Донбасс по уровню официальной заработной платы стоит на первом месте в Украине после Киева, мы планировали насладиться результатами экономического чуда шестилетнего губернаторства Януковича и в других окрестных городах, которые мы запланировали посетить.

Забегая наперед, хочу сказать, что крайне редко действительность настолько не соответствовала тем картинам, которые рисовало нам наше воображение по дороге в уютном купейном вагоне.

На дворе война?

Честно говоря, первым впечатлением от Енакиево была именно эта фраза.

Началось все с высадки из автобуса на единственном автовокзале этого славного города. На небрежно заасфальтированной площади с множеством колдобин и лужами от недавно прошедшего осеннего дождя кучковались раздолбанные "ЛАЗы" двадцати-тридцатилетней давности.

На одном из таких чудес техники мы прибыли в родной город премьера с ж/д станции Дебальцево. Расстояние в 30 км автобус ползли полтора часа. Сурового вида мужики в потрепанных темных кожаных куртках выходили и заходили на каждой остановке; над сиденьем водителя была прикреплена табличка, что автобус принадлежит енакиевскому АТП.

Как мы вскоре убедились, автобусное сообщение здесь не процветает. Хотя минимальные по сравнению с остальной Украиной расстояния между крупными городами, казалось бы, должны стимулировать появление массы комфортабельных автобусов и маршрутных такси. Микроавтобусы, правда, регулярно ходят в столицу региона – Донецк. А сообщение между остальными городами поддерживается с помощью уже упомянутых "ЛАЗов" с дырами в полу и сломанными сиденьями, а также "ПАЗиков".

В день нашего приезда в Енакиево был базарный день. В центре на целый километр вытянулся причудливый торговый ряд, состоящий из пенсионеров, продающих практически все мыслимые и немыслимые товары, начиная от валенок и калош, заканчивая пустыми пластиковыми бутылками из-под лимонада и проржавевшими деталями старых автомобилей и велосипедов.

Судя по ажиотажу в торговых рядах, товар этот явно пользовался спросом. Мы начали осмотр с визитной карточки 100-тысячного города - главного проспекта. Сразу бросилось в глаза экономическое "процветание" - пяти- и девятиэтажные дома стоят с обвалившейся штукатуркой, окна в некоторых квартирах - без стекол и заколочены накрест досками, на тротуарах почти повсеместно отсутствуют канализационные люки. Последнее ненавязчиво указывает пешеходам, что не стоит слишком увлекаться любованием неба над головой, для собственной безопасности лучше обратиться к вещам приземленным.

И стоит только покинуть главную улицу, потенциального туриста поджидают такие пейзажи! Помните голливудские боевики, в которых главные герои заезжают в трущобы Нью-Йорка или Лос-Анджелеса? Там, среди полузаброшенных многоэтажек, густо исписанных граффити, передвигаются толпы подростков в спортивных костюмах, и нараспев общаются между собой на воровском диалекте английского… Если бы филиал Голливуда функционировал на Украине, то местом съемок подобных триллеров режиссер, безусловно, выбрал бы Донбасс.

Здесь, укрывшись в развалинах домов, бритоголовые парни забивают косяки; перед заброшенными корпусами заводов женщины выпасают коз, вернувшись к натуральному способу ведения хозяйства; кладбища 60-70-х годов заросли травой и кустами так густо, что к могилам и не пробраться (впрочем, попыток помянуть родственников, очевидно, никто и не предпринимает); некоторые улицы представляют собой покинутые жителями кварталы многоэтажных домов с еще сохранившимися вывесками советских лет "Фотоателье", "Закусочная" и т.п.

Жизнь в зоне

Почти в каждом городе Донбасса есть целые районы, напоминающие Чернобыльскую зону…

Только, если там в 1986 году произошла техногенная катастрофа, то здесь Чернобыль иной - социальный. Многие украинцы и иностранные туристы, чтобы увидеть картины апокалипсиса, пытаются попасть в радиоактивную зону. Как они не правы! По масштабам разрушений нынешняя Донецкая область сравнима разве что с Европейской частью СССР по окончании Великой Отечественной войны в 1945 году.

Вечерами на улицах нет освещения. Асфальт во многих местах не ремонтировался со времен Горбачева, из-за чего автомобили зачастую движутся по одной полосе движения в обе стороны. Проехать по другой невозможно в принципе. По переулкам снуют бомжи, перевозящие на тележках украденные из брошенных "хрущевок" трубы и кухонные плиты.

Жилые дома - грязно-серого цвета, с разгромленными и парадными и захламленными дворами, где в переполненных мусорных баках роются преуспевающие жители некогда богатого шахтерского края…

Даже в 300-тысячной Горловке, одном из самых богатых городов региона, мусор лежит во дворе домов на главной площади, образуя шлейф длиной в несколько десятков метров.

Именно здесь, среди не горящих фонарей, зияющих шахт канализаций, и матюков рабочего люда, фонариками освещающих дорогу к собственному дому, и формируется пресловутый "донбасский характер", о котором так много говорилось во время избирательной кампании.

"Тому що… патріот"

Будучи в Енакиево, мы не могли обойти вниманием родной район Януковича - Пивновку, в которой он, по легенде, провел свои "сложные" отроческие годы. Побродив к тому времени по жилым массивам, мы уже не питали особых иллюзий о наличии евроремонта в этом квартале города.

Однако действительность снова превзошла наши ожидания. Таксист рассказал нам, что район этот представляет собой частный сектор. На самом деле он представлял собой настоящий трущобный "Шанхай". Неасфальтированные улицы, покрытые слоем грязи и мусора, который, как кажется, вообще не вывозится. Полное отсутствие фонарей - по дороге нет даже столбов для них, судя по всему, свет здесь никогда и не предполагался. Каждые 20-30 метров – развалины домов, между которыми высятся жалкие лачуги - по-другому и не назовешь эти убогие одноэтажные домики с покосившимися крышами.

Пообщавшись с местными жителями, мы узнали, что нас направили неверно, и попали мы не в Пивновку, а в другой район - Собачовку. Впрочем, достигнув через полчаса конечной цели, мы увидели ту же картину - разве что "Москвичей" и "Запорожцев" во дворах здесь еще меньше (наверное, по ненадобности - по большинству улиц проехать все равно невозможно), да больше грязи прилипало к ботинкам на каждом шагу.

Возле здания разрушенного пивзавода жилмассив заканчивался и переходил в поле, на котором несколько опустившегося вида женщин распивали из горла бутылку водки. За ними в километре виднелся еще один такой же массив енакиевского "Гарлема". Заблудившись в узких улочках Пивновки, и проплутав по грудам мусора более часа, мы воочию убедились в "справедливости" уличной рекламы: "…патріот".

"Тому що…послідовний".

В завершение нашего путешествия мы попали в мегаполис Горловку - один из самых больших городов Донбасса, где действует одно из крупнейших химпредприятий Украины "Стирол", находится институт иностранных языков, а общественный транспорт представлен трамваями и троллейбусами. Оставалась надежда хоть здесь увидеть следы необычайного экономического роста.

Но увы… Не пройдя по центру города и пятнадцати минут, я чуть было не угодил в яму размером два на два метра, наполненную грязной водой. Не только иностранцев, но, наверное, и жителей большинства городов Украины удивил бы местный общественный транспорт - многие окна в трамваях отсутствуют, а зияющие на их месте дыры наспех забиты фанерой. На таком экзотическом транспортном средстве мы приехали на шахту имени Ленина, где находится один из первых поселков, возникших на месте нынешней Горловки.

Местные жители в большинстве своем работают под землей, поэтому исходя из информации официальных СМИ, именно тут должен быть наиболее заметен рост зарплат и развитие сервиса по обслуживанию трудящихся.

На деле оказалось все не так радужно. Ни тебе коммерческих киосков, ни магазинов, а единственной замеченной формой купли-продажи была торговля луком с грузовика. Машины здесь тоже не часто встретишь - асфальтовую дорогу до центра не построили.

Прогуливаясь по главным улицам, сложно отделаться от впечатления, что переместился на машине времени в год эдак 1995-й. Большинство магазинов советского типа - с хамящими продавцами. Супермаркетов нет вообще. Приличных кафе и ресторанов - менее десятка, и заседает в них отнюдь не пролетариат, а какие-то полууголовного типа личности. Парк больше напоминает свалку. Озера в зоне отдыха заросли камышом.

Бетонная набережная давно осыпалась. Провода, протянутые между фонарями на так называемом пляже, как рассказали аборигены, украли еще в 95-96-м, и лишь по грудам пустых бутылок из-под плодово-ягодного вина и водки "Шахтерской" можно судить о том, что на берегу по-прежнему "культурно отдыхают".

Схожие картины, только в меньших масштабах, мы видели и в Дебальцево. Постепенно мы начали понимать, что большинство населенных пунктов Донецкой области похожи на увиденные нами. Хотя бы потому, что все они с 90-х годов находились под одним управлением.

"…послідовний".

Последние полчаса перед посадкой на киевский поезд пришлось провести на неосвещенной привокзальной площади станции Никитовка. Там, практически в полной темноте, переступая через неизвестно откуда появившиеся бетонные блоки, люди пробирались вглубь частного сектора к своим домам.

Как-то не верилось, что уже утром мы окажемся в совсем другой реальности. Реальность эта всего в 700 км отсюда, и называется она Киевом. Не верилось, что зарплаты у нас и у них по статистике равны, и что все это происходит в одной стране.

Попивая чай, только что подогретый на кухне на газовой плите, которую пока не унес из моей квартиры никакой охотник за металлоломом, я слушал обещания "научить всю Украину секретам своего экономического успеха и выровнять отставание депрессивных областей".

Упаси, Господи, нас от такого выравнивания, дайте "поотставать" еще немного!

P.S. Все указанные в статье факты являются на 100 процентов правдивыми, здесь нет ни капли вымысла.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде