Кучма: Я на месте Януковича не стал бы баллотироваться. Вместо выборов у нас будет плебисцит с одним кандидатом

Steven Lee Myers, The New York Times — Понедельник, 6 декабря 2004, 14:11
Президент Украины Леонид Кучма в воскресенье заявил, что на месте премьер-министра Виктора Януковича, которого он предпочел бы видеть своим преемником, не участвовал бы в повторном голосовании, назначенном Верховным судом страны.

Кучма также обвинил лидера оппозиции Виктора Ющенко в затягивании выборного кризиса, поскольку тот нарушил данное посредникам обещание разрешить внести в Конституцию поправки, которых добивается Кучма, до нового голосования, уже назначенного на 26 декабря.

В своем первом интервью с тех пор, как в стране начался бунт из-за спорных результатов выборов, теперь отмененных, Кучма выглядел примирившимся с возможностью победы Ющенко в новом голосовании, но высказал предположение, что выход Януковича из борьбы может усложнить Ющенко задачу представить свою победу как легитимную.

При этом он пообещал провести радикальные политические изменения, передав часть полномочий от президента парламенту, фактически оставив Ющенко, если тот победит, более слабую президентскую власть.

Кучма исключил возможность таких решительных мер, как введение чрезвычайного положения, которого, по его словам, настойчиво требует кое-кто в восточной части страны, поддерживающей Януковича. Он также исключил возможность отмены новых выборов.

"Выборы будут проведены в полном соответствии с законом", – подчеркнул он.

Однако он предупредил, что Ющенко придется искать политический компромисс, иначе возникает угроза патовой ситуации, экономического кризиса и утраты легитимности в случае избрания, особенно с учетом того, что Янукович имеет миллионы сторонников.

Януковичу еще предстоит высказаться публично по поводу судебного решения, хотя его пресс-секретарь заявила, что он будет баллотироваться. (В последние дни Янукович болел, сказал Кучма, объясняя его молчание.)

Попавший под огонь критики в стране и из-за границы, ошеломленный демонстрациями, участники которых бьют в барабаны и скандируют: "Кучма – вон", изолированный от многих из тех, кем он правил 10 лет, 66-летний Кучма выглядел смирившимся и даже уставшим, но еще не отказавшимся от борьбы.

Он казался почти равнодушным к проявлению народных чувств, охвативших Киев и значительную часть страны в последние две недели.

"Я всегда вспоминаю 1917 год, – сказал он. – Мечтатели революцию затевают, фанатики ее делают, а пользуются плодами негодяи".

Кучма косвенно признал, что выборы 21 ноября сопровождались нарушениями, хотя усомнился в их масштабах и заявил, что верит в действительную победу Януковича. Кучма подверг критике решение Верховного суда, назвав его "политическим, а не правовым", но позже сказал, что и он, и Янукович подчинятся ему.

Однако, высказав предположение, что Янукович откажется от участия, Кучма показал, что намерен управлять сложным украинским переплетением власти и политики, бюрократии и бизнеса в последние недели своего президентства.

Он эффективно делает это уже десятилетие, несмотря на обвинения в коррупции и преступлениях, которые он отвергает.

"Хотя Янукович сказал, что будет баллотироваться, я не знаю, – заявил он. – На его месте я не стал бы, со всех точек зрения. Я не исключаю, что вместо выборов у нас будет плебисцит с одним кандидатом. Я не хочу сказать, что это решено, но ситуация развивается именно так".

Выход Януковича из борьбы оставит Ющенко без соперников. В этом случае ему понадобится набрать 50% голосов, что не обязательно удастся, учитывая серьезные этнические, региональные и политические разногласия, вынесенные на поверхность кампанией по замене Кучмы.

Кучма отметил, что борьба, развернувшаяся в ходе грязной кампании и двух туров голосования, идет не между Востоком и Западом, как говорят многие, а за бразды правления Украиной. Он вспомнил о прежних правителях страны, гетманах – воинах, чью политическую власть символизировала богато украшенная булава.

"Вот что мы имеем сегодня", – заявил он по-русски во время двухчасового интервью на правительственной даче в окрестностях Киева, где он вынужден работать с тех пор, как демонстранты блокировали здание президентской администрации.

"Это борьба не за Украину, – сказал он, – а за булаву".

На период президентства Кучмы пришлась основная часть периода независимости Украины, обретенной в 1991 году по выходе из СССР, но он явно потерял контроль над тем, что, по его плану, должно было стать гладкой передачей власти преемнику.

Он винит не себя, не свое правительство, не центральную избирательную комиссию, а двух кандидатов, а также давление со стороны США и Европы.

"Мы зашли в тупик не сами, а с помощью внешних сил", – заявил он.

Хотя Верховный суд в пятницу, ко всеобщему удивлению, признал победу Ющенко, расчистив путь для нового голосования, которое он, по убеждению его сторонников, выиграет, из высказываний Кучмы ясно, что кризис отнюдь не преодолен.

Кучма обвинил Ющенко, который когда-то называл их отношения отношениями отца и сына, в вероломстве, заявив, что тот не соблюдает соглашения, подписанные в прошлую среду под эгидой европейских посредников.

Одно из этих соглашений предусматривает изменения конституции в обмен на законы о проведении новых выборов, а другое – снятие блокады с правительственных зданий.

"Я не знаю, в какой другой стране стали бы терпеть такое возмутительное поведение", – сказал он о блокировании зданий, отметив, что спорил по этому поводу с госсекретарем Колином Пауэллом в телефонном разговоре во время кризиса. На вопрос о том, что сказал Пауэлл, он ответил: "Я думаю, мы поняли друг друга".

Но в выходные политическое противостояние стало еще жестче.

В субботу, когда на улицах ликовали по поводу решения Верховного суда, сторонники Ющенко в парламенте блокировали голосование по изменениям конституции. В ответ парламентарии, верные Кучме, отказались принять законы, которых требовали сторонники Ющенко, чтобы избежать повторения нарушений, поставивших под сомнение результаты голосования во втором туре.

Парламент, не способный достичь компромисса, прервал свою работу до 14 декабря. Новый раунд переговоров с европейскими посредниками, назначенный на субботу и понедельник, был отменен.

Что касается толп в Киеве, облаченных в оранжевый цвет кампании Ющенко, Кучма сначала сказал, что участников демонстраций не так много, как утверждают.

Затем он признал, что их, возможно, 200 тысяч. "Хорошо, пусть 300 тысяч", – сказал он. По его мнению, они свидетельствует не о воле 48-миллионного населения Украины, а лишь о блестящих "американских технологиях".

"В любом случае, это лишь часть Украины, – заявил он. – И решать судьбу Украины должна не толпа".

Он высказал предположение, что и Верховный суд, помимо всего прочего, поддался давлению толпы. Решение суда его ошеломило.

"Я думаю, оно стало неожиданностью для многих, и я не исключение, потому что это решение вышло за правовые рамки, определенные законом о выборах президента", – заявил Кучма.

Решение суда положило конец попыткам Кучмы провести новые выборы с нуля и, возможно, с другими кандидатами. Еще до решения Кучма реанимировал вопрос о конституционной реформе как выходе из кризиса из-за спорных результатов, и теперь она стала его прощальной политической задачей.

По мнению Кучмы, которое разделяют многие, включая некоторых сторонников Ющенко, большее разделение полномочий является единственной возможностью справиться с глубоким расколом страны.

По словам Кучмы, ни один из нынешних кандидатов не в состоянии успешно преодолеть разногласия между украинцами и русскими, между католичеством и православием, между богатыми и бедными.

"Мы слышим голоса некоторых известных политиков, а также из регионов, что ни Ющенко, ни Янукович не являются фигурами, которые могут объединить Украину", - сказал Кучма.

Страна, сказал Кучма, могла бы избежать избирательной катастрофы, если бы парламент изменил политическую систему Украины. Он также забыл отметить, что Ющенко и оппозиционные силы блокировали изменения в Конституцию в марте, потому что они опасались, что Кучма намерен использовать их чтобы остаться у власти – возможно, как премьер с усиленными полномочиями.

"Если бы политреформа была принята, выборы пошли бы по абсолютно другому сценарию. И Украина была бы другой, неразорванной, нерасколотой, как сейчас", - сказал Кучма.


Перевод: Инопресса,

"Украинская правда"

Оригинал статьи: Ukraine Leader, Attacking Rival, Won't Halt Vote