Политический нефтепровод

Вторник, 22 июля 2003, 12:00
От последних неофициальных ялтинских переговоров украинского и российского премьеров ждали, что они хотя бы минимально прояснят взаимоотношения между двумя государствами в отрасли энергетических контактов. Оптимизм ожидавших такого прояснения оказался беспочвенным. Межгосударственные процессы вокруг газотранспортного консорциума, а, тем более, вокруг эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды" не только были перенесены на рассмотрение на более позднее время (в лучшем случае, на сентябрь), но и стали поводом для острых отзывов средств массовой информации и экспертов.

Уже в первый день переговоров между Виктором Януковичем и Михаилом Касьяновым, с российской стороны прозвучала фраза о том, что соглашение о транзите нефти из РФ по территории Украины может быть подписано после того, как будет решен вопрос транзита российской нефти по нефтепроводу, который почему-то российский премьер назвал "Броды-Одесса". То есть, идея реверсного использования "витала в воздухе" еще до встречи премьеров.

Еще более запутала обозревателей следующая фраза г-на Касьянова: "В Российской Федерации мы рассчитываем, что это соглашение покроет все имеющиеся представления о транзите российской нефти и об использовании в этом контексте украинских мощностей по транзиту российской нефти в любом направлении. На сегодня одна из важных составляющих, которые отрабатываются и могут быть отработаны через месяц - нефтепровод "Броды-Одесса". Как только этот вопрос будет решен, соглашение будет подписано".

Украинский премьер на витиеватость формулировок своего коллеги ответил весьма дипломатично, и констатировал, что вопрос использования нефтепровода "Одесса-Броды" будет решаться "с учетом экономической заинтересованности Украины и России", и обе страны должны найти "форму, которая создаст условия для продвижения решений вперед".

Из общего контекста пятничного выступления Михаила Касьянова у обозревателей сложилось впечатление, что российский премьер сложившейся ситуацией очень недоволен. Такое мнение у экспертов усугубилось после замечания главы российского правительства о том, что вопрос использования этого нефтепровода для транзита российской нефти рассматривается украинской стороной уже около двух месяцев, и работа все еще не завершена.

В общем взаимоотношения Киева и Москвы в топливно-энергетической сфере напоминают шахматную баталию, и по предварительным оценкам ближе к цейтноту находится как раз Россия, которая педалирует подписание соглашения на 15 лет о транзите нефти по территории Украины, что позволит россиянам ежегодно транспортировать до 79,5 млн.тонн нефти.

Недавно отечественный Кабмин уполномочил министра топлива и энергетики Сергея Ермилова подписать данный проект, который касается всех действующих нефтепроводов Украины, кроме "Одесса–Броды". Таким образом, в позиционной борьбе за самый большой нефтепровод Украина пока что все-таки имеет некоторое преимущество.

Желание россиян "приобщиться" к отечественным нефтепроводам и, в первую очередь, к "Одесса-Броды" некоторые эксперты сейчас объясняют желанием компаний с северо-востока денонсировать соглашения по объединению нефтепроводов "Дружба" и "Адрия", чему, по мнению аналитиков, будет способствовать реверсное использование "Одесса-Броды".

Впрочем, ситуация настолько запутанная, что единого мнения нет даже у представителей вроде бы однородного оппозиционного массива украинской оппозиции. Часть фракции "Наша Украина" (Гудыма, Тарас Чорновил) категорически выступает против реверсного использования нефтепровода с пропускной способностью 9-14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. куб. м.

Их земляки и коллеги по фракции (Стецькив, Пинзеник) поддерживают мнение одного из "отцов-основателей" нефтепровода, а теперь городского главы Львова Любомира Буняка и считают, что пускать по "Одесса-Броды" можно и российскую нефть в реверсном режиме, лишь бы "труба" работала и приносила доход государству.

Еще один важный аспект проблемы – после окончания строительства "Одесса-Броды", Европейский Союз определил именно этот нефтепровод, как один из приоритетов для поставки нефти в Старый Мир. То есть, идея реверса автоматически может создать проблемы Киеву в движении на запад не только нефти, но и политики.

И не менее интересное. ПР-кампания в вопросе использования "Одесса-Броды", с новой силой возобновившаяся в июне, имеет шансы стать второй по резонансности после кампании по политической реформе. Отечественные и зарубежные средства массовой информации упорно "продвигают" диаметрально противоположные "мэссиджи".

Задействованы такие серьезные структуры, как PriceWaterhouseCoopers (составила бизнес-план нефтепровода, согласно которому выгодна транспортировка нефти в северо-западном направлении), Кембриджская энергетическая исследовательская ассоциация (CERA), эксперты которой считают транспортировку каспийской нефти в Европу нерентабельной. В том же перечне фигурируют аналитики и руководители английской British Petrolium, ряда российских нефтяных компаний.

Главной интригой кампании пока что стало дорожно-транспортное происшествие при участии шефа украинского "Укртрансгаза" Александра Тодийчука и первого заместителя главы национальной корпорации "КазМунайГаз", зятя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Тимура Кулибаева. Это ДТП ряд интернет-изданий связало с происками противников поставки каспийской нефти в Европу через Украину.

В политической составляющей проблемы с нефтепроводом наибольшей неприятностью разворачивающаяся ситуация угрожает, по мнению экспертов, премьер-министру Виктору Януковичу. "Играть на удержание" ему будет все труднее и труднее. Потенциальный топливный кризис, на который прозрачно намекнул во время своей последней пресс-конференции президент Леонид Кучма, чреват не только отставками министра топлива и энергетики Сергея Ермилова и вице-премьера по вопросам ПЭК Виталия Гайдука.

При особо негативном исходе неготовность страны к зиме вместе с неурожаем может стать "крестом" на политической карьере экс-губернатора Донецкой области. Поэтому, очевидно, правы те эксперты, которые полагают, что Виктору Федоровичу необходимо в кратчайшие сроки найти оптимальный алгоритм выхода из ситуации, чтобы не "побить горшки" с россиянами (если уж не их поддержку в будущих президентских выборах он, действительно, рассчитывает), решить проблему наполнения нефтепровода, и, при этом, руководствоваться "государственными интересами".

Анализируя сложную ситуацию, в которой сейчас находится Виктор Федорович, народный депутат, член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Гудыма, отмечает, что все глобальные решения в топливно-энергетических отношениях Украины и России, зависят, в первую очередь, от потенциала премьера, его силы воли и умения "держать удар".

По мнению представителя фракции "Наша Украина", последние переговоры между руководителями правительств двух государств показали, что ультиматум россиян является одновременно "шагом отчаяния" (Россия близка к окончательной потери влияния на Украину в этой отрасли, полагает народный депутат) и спланированной атакой на украинскую транспортную систему на высшем государственном уровне. Гудыма считает, что Януковичу в данном случае "не следует делать плохого, если не можешь сделать доброго".

Таким образом, ситуация с крупнейшим нефтепроводом Центральной Европы близка к своему апогею. Кто выйдет победителем из противостояния, которое теперь имеет больше политической окраски, чем экономической, сказать пока что трудно. Видимо Александр Гудыма, прав, утверждая, что "история с трубой" станет серьезным испытанием для действующего десятого премьер-министра.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде