К нам едет Бежар!

Среда, 2 апреля 2003, 15:24
К нам едет Бежар! Великий гений и грандиозный экспериментатор. Сенсей и гуру современного балета. Человек, который формулу эпатажа и аксиому нетрадиционности и культурной провокации положил в основу решения своих творческих уравнений. Морис Бежар стал непревзойденным популяризатором хореографического искусства, он вывел его на улицы, на стадионы, сделал более доступным и понятным.

Он стал противником прерванного оргазма, заявив, что, как и проститутка, должен удовлетворить каждого, кто пришел посмотреть на его создание. Он остается в определенной оппозиции к искусству ради искусства, не жалея никаких средств для того, чтобы показать в своих постановках проблемы не только онтологического характера, но более приземленные, которые можно почувствовать на ощупь.

Тяжело вместить на этом ограниченном текстовом поле все деяния этого зубра балета, этого саблезубого тигра хореографии, однако, еще более неуверенно чувствуешь себя, когда берешь на себя миссию описать, что он не успел еще сделать. ("Морис Бежар, вас так много, а меня так мало", - скажет автор этих строк, немного перефразировав известного романтического героя.)

Морис Бежар - воистину живое предание. Знаменитому хореографу уже под восемьдесят, 45 их которых он провел на сцене - сначала как танцор, а с конца 50-х начал сам ставить спектакли, продолжая танцевать. В его активе - более 100 балетов, 10 опер, 5 книг, "университет" учеников, многие из которых сейчас суперзвезды. И самое главное - репутация человека, который сделал танец одним из главных искусств XX века.

Будущий балетмейстер был сыном выходца из турецкого Курдистана и каталонки, и именно такой коктейль танцующей крови понес ноги парня прямо в хореографическую школу, где он учится уже с 1941 года, а потом - и на сцену, где он дебютирует в 1944-ом в балетной трупе Марсельской Оперы. Вместе с выступлениями Бежар продолжает учиться. Он совершенствует свою индивидуальную технику у многих мастеров, однако едва ли не самой любимой была для него российская балетная школа (он берет уроки у Статса, Егоровой в Париже, Волковой в Лондоне).

Именно такая связь с российскими учителями привила маэстро любовь к российской музыке. Он увлекается произведениями Стравинского, в его арсенале есть постановки на музыку метра ("Жар-птица", "Весна священная", которую, кстати, киевский зритель имел честь видеть, правда, в интерпретации другого мастера хореографии - Прельжокажа).

Морис Бежар начинал работать в различных трупах: в "Инглсби интернешнл балле" в Лондоне, в Королевском шведском балете в 50-52 годах. Для воплощения своих творческих замыслов в 1953 году Бежар создает вместе с Лораном трупу "Балле де л'Этуаль", которая просуществовала до 1957 года. В то время Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях.

Репертуар строился на сочетании классических и современных авторов. Так, в 1954 году трупа Бежара поставила "Сон в летнюю ночь" на музыку Шопена, "Укрощение строптивой" Скарлатти, а в 1955 году были поставлены сразу три балета - "Красавица в боа" на музыку Россини, "Путешествие в сердце ребенка" и "Таинство".

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета "Весна священная", который был поставлен для Королевского балета Бельгии, была принята настолько бурно, что Бежар решает создать собственную трупу "Балет XX века", которую он и возглавил в 1969 году. Ее ядром стала часть брюссельской трупы. Мастер немного работал в Брюсселе, но спустя несколько лет переезжает с труппой в Лозанну, где они выступают под названием "Балет Бежара".

В то время Бежар сделал грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, песня объединяются в один творческий клубок. Так возникла потребность расширения сценических площадок. Поэтому Бежар первым из балетмейстеров для своих постановок использовал огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромном поле размещался оркестр и хор, действие могло происходить в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно.

При таком приеме зрители становились участниками представления, что делало это театрализованное действие современным аналогом средневекового карнавала, который нельзя смотреть, в нем нужно участвовать активно. Одним из таких спектаклей, стали "Муки Святого Себастьяна", поставленные в 1988 году при участии сценического оркестра, хора, вокального соло, а также танца в исполнении артистов балета. Бежар поставил спектакль, посвященный революции 1789 года, в стенах бывшего железнодорожного вокзала. Еще одним примером таких представлений может стать постановка спектакля "Гала", либретто к которому написал "Я" сюрреализма Сальвадор Дали, а хореографию поставил Морис Бежар.

Бежар первым из хореографов включил рок-музыку в свои постановки. Так, спектакль "Дом священника не утратил своего очарования, а сад - своей роскоши" был поставлен на музыку Queen, и таким образом маэстро решил почтить память великого музыканта Фреди Меркури, который умер от СПИДа.

Творческие поиски Бежара вызвали огромную заинтересованность у зрителей и специалистов. И в 1960 и в 1962 годах он был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.

Сейчас Бежар является одной из самых сложных и неоднозначных фигур в современном хореографическом искусстве. В теоретических высказываниях он настаивает на возвращении танцу его первичного ритуального характера и значения. Он считает, что при помощи таких эстетических экспериментов, которые он проводит, можно открыть определенные первоосновы, которые являются универсальными для танцевального искусства всех рас и народов. Отсюда и такая огромная заинтересованность Бежара хореографическими культурами Востока и Африки, именно поэтому в его трупе очень много представителей с явно не европеоидными чертами.

Для желающих стать свидетелями творческих медитаций метра этого года, сообщаем, что Бежар на этот раз приедет не на стадион (там, еще не успели убрать после футбола), а будет выступать в Национальной опере Украины 4-5 апреля (с представлением "Мать Тереза и дети войны"), где и попробует воплотить свой творческий дух, который требует полей и степей.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде