Правительственная ассоциация не договорилась о налогах
Пятница, 14 марта 2003, 19:07
Минэкономики предлагает переработать проект Налогового кодекса
Как оказалось, внутри Кабмина, первые лица которого заявляют о стремлении провести налоговую реформу, существуют внутренние противоречия по поводу предложенных самим же правительством инициатив. Так, министр экономики Валерий Хорошковский намерен инициировать отзыв из парламента Налогового кодекса. Г-н Хорошковский видит необходимость в существенной переработке документа. Между тем, первый вице-премьер Николай Азаров ранее сообщал, что Налоговый кодекс может быть принят уже в первом полугодии. По мнению экспертов, на самом деле эта дискуссия вызвана не только экономическими причинами, но и перманентным конфликтом интересов представленных в коалиционном правительстве бизнес-политических групп.
Министр экономики Валерий Хорошковский предлагает отозвать проект Налогового кодекса из Верховной Рады, с тем, чтобы доработать документ. Об этом министр сообщил в интервью одному из украинских СМИ. "Мы хотим изменить само отношение к налоговой системе, из фискальной системы сделать систему, стимулирующую экономическое развитие. Проект Налогового кодекса нужно хорошо проанализировать и внести в него много изменений", - отметил Хорошковский. По его словам, процедура третьего чтения не позволит внести в проект кодекса "жизненно важные изменения".
Напомним, разработка находящегося сейчас в парламенте проекта Налогового кодекса была начата еще в 1996 году. В Верховной Раде кодекс был зарегистрирован в 1999 году; субъектом законодательной инициативы выступало правительство Виктора Ющенко. После многочисленных дискуссий, в конце 2001 года проект преодолел второе чтение, на чем прохождение кодекса через парламент было приостановлено.
Стоит отметить, что согласно декларируемым в проекте программы действий правительства приоритетам, правительство ставит задачу принять Налоговый кодекс уже в первой половине этого года. Между тем, если отозвать документ, и начать разрабатывать его с нуля, Кабмину вряд ли удастся в объявленные им сроки провести налоговую реформу. Следовательно, выполнение неоднократно высказываемого пожелания президента о составлении следующего бюджета на новой налоговой базе в очередной раз будет перенесено. С другой стороны, если писать проект "с чистого листа", попытка уложиться в намеченные сроки заведомо обречена на неудачу: разработать столь серьезный документ, да еще и провести его через парламент за несколько месяцев нереально, полагают эксперты.
Однако в целом, если абстрагироваться от сроков принятия документа, идея его переработки положительно оценивается наблюдателями. По мнению независимых аналитиков (в том числе западных), несмотря на ряд положительных моментов (наподобие снижения ставок, отмены некоторых льгот), в целом принятый во втором чтении Налоговый кодекс - шаг назад по сравнению с действующим законодательством.
Помимо сроков, нестыковка между Минэкономики и правительством в целом существует и на уровне налоговых ставок. Валерий Хорошковский предлагает свой вариант сниженных ставок налогов, при этом признавая, что экономические последствия от их применения до конца еще не просчитаны. "Нужно снизить ставку подоходного налога, установив ее на уровне не более 15%. Если мы стремимся в европейское сообщество, то должны снизить НДС до 14-16"%, - сказал министр. Кабмин же, напомним, намерен снизить налог на прибыль с 30% до 20%, НДС - с 20% до 15%, максимальную ставку подоходного налога - с 40% до 20%. Впрочем, только для снижения ставок кодекс принимать необязательно: вполне достаточно коррекции действующих законов. Иные же детали предполагаемых инициатив, как правительства, так и конкретно Минэкономики пока что не разглашаются - при условии, что они вообще разрабатывались.
Следует принять во внимание мнение ряда аналитиков, полагающих, что разногласия по поводу Налогового кодекса внутри правительства выходят за рамки дискуссии сугубо экономического характера.
Напомним, вице-премьер-министр, министр финансов Николай Азаров, еще возглавляя Государственную налоговую администрацию, принимал участие в работе над Налоговым кодексом. В декабре минувшего года он высказался за принятие НК в 2003 году. Эксперт Международного института сравнительного анализа Артем Биденко в комментарии "Контексту" согласился с тем, что в поданном в парламент варианте Налоговый кодекс несовершенен. Однако при этом эксперт отметил, что заявления Хорошковского о необходимости отозвать его на доработку свидетельствуют о существовании противоречий между представителями различных ФПГ в коалиционном правительстве. "Николая Азарова связывают с некоей частью донецкой группы. Валерия Хорошковского, в свою очередь, считают близким к народному депутату, выходцу из Днепропетровска Виктору Пинчуку", - подчеркнул эксперт.
Наблюдатели полагают, что противоречия между ключевыми фигурами Кабинета Министров были заложены уже на стадии формирования состава правительства. Как отметил в комментарии "Контексту" директор Центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций, в Украине не удалось изжить практику существования нескольких центров влияния на правительство. "Кабмин Януковича сформировался вследствие достижения ситуативного компромисса между президентом и основными политико-экономическими группами. Поэтому правительство работает по принципу картельной формы взаимодействия. Эта форма сотрудничества не стабильна по определению и постоянно тяготеет к выходу из равновесия", - полагает аналитик.
Сам Валерий Хорошковский в упомянутом интервью подчеркнул, что работая в Кабинете Министров, он стремится чувствовать себя "свободным человеком". "Нынешнее правительство коалиционное. Это означает, что фактически мы здесь отстаиваем интересы как Кабмина, так и всех политических сил, благодаря которым занимаем эти кресла", - заявил министр экономики.
В то же время, Артем Биденко отметил отсутствие разногласий между министрами в случаях, когда речь идет о взаимоотношениях Украины с международными организациями. "И по вопросу вступления в ВТО, и в снятии претензий FATF к Украине чиновники правительства Януковича действовали слаженно. Я допускаю существование неких негласных договоренностей, направленных на общее улучшение имиджа власти", - отметил аналитик. По мнению г-на Биденко, достигнуть такой согласованности по "внутриукраинским" вопросам оказалось сложнее.
Наблюдатели отмечают, что премьер-министр до последнего момента не спешил с публичной поддержкой какой-либо из сторон конфликта. Артем Биденко полагает, что "с первых дней работы правительства Янукович передал макроэкономические вопросы в ведение Николая Азарова и Валерия Хорошковского, сконцентрировав свое внимание на проблемах тяжелой промышленности, угольной отрасли и на разрешении проблем с международными структурами, в частности с FATF. В то же время, глава Кабмина сегодня не может позволить себе публично принять чью-либо точку зрения, так как это может привести к расколу в правительстве", - подчеркнул аналитик. Однако сегодня Виктор Янукович высказался за формирование госбюджета на 2004 год на основе нового Налогового кодекса. Можно допустить, что премьер все же будет настаивать на скорейшем принятии Налогового кодекса, что сделать в случае возврата документа на доработку будет сложно, практически невозможно.
Вместе с тем, Артем Биденко прогнозирует, что дискуссия вокруг НК не зайдет слишком далеко и проблема будет разрешена, но уже в ином формате. "Вопросы, связанные с принятием Налогового кодекса в той или иной редакции затрагивают интересы широких кругов истеблишмента - от представителей бизнеса до политиков. Поэтому от личных позиций Николая Азарова и Валерия Хорошковского зависит немного. Основное значение будет иметь иное: чьи аргументы привлекут больший лоббистский потенциал". При этом более близкой к экономическим реалиям эксперт считает позицию министра Хорошковского. Впрочем, первый вице-премьер Азаров "обладает более сильными полномочиями и влиянием, поэтому вероятнее всего победит его точка зрения", - полагает г-н Биденко.
Директор Центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций полагает, что ситуация, когда исполнительная власть фактически "расщеплена", характерна для постсоветских стран. "В Украине отсутствует четкая иерархия власти, существует сразу несколько исполнительных вертикалей, которые, в какой-то мере, являются автономными системами. В результате, правительство работает в режиме ассоциации",- отметил г-н Лупаций.
По мнению аналитиков, если Кабинет Министров и в дальнейшем будет представлять собой конгломерат разнообразных бизнес-политических интересов и договоренностей ФПГ, процесс достижения единства взглядов в правительстве будет крайне непростым.
Как оказалось, внутри Кабмина, первые лица которого заявляют о стремлении провести налоговую реформу, существуют внутренние противоречия по поводу предложенных самим же правительством инициатив. Так, министр экономики Валерий Хорошковский намерен инициировать отзыв из парламента Налогового кодекса. Г-н Хорошковский видит необходимость в существенной переработке документа. Между тем, первый вице-премьер Николай Азаров ранее сообщал, что Налоговый кодекс может быть принят уже в первом полугодии. По мнению экспертов, на самом деле эта дискуссия вызвана не только экономическими причинами, но и перманентным конфликтом интересов представленных в коалиционном правительстве бизнес-политических групп.
Министр экономики Валерий Хорошковский предлагает отозвать проект Налогового кодекса из Верховной Рады, с тем, чтобы доработать документ. Об этом министр сообщил в интервью одному из украинских СМИ. "Мы хотим изменить само отношение к налоговой системе, из фискальной системы сделать систему, стимулирующую экономическое развитие. Проект Налогового кодекса нужно хорошо проанализировать и внести в него много изменений", - отметил Хорошковский. По его словам, процедура третьего чтения не позволит внести в проект кодекса "жизненно важные изменения".
Напомним, разработка находящегося сейчас в парламенте проекта Налогового кодекса была начата еще в 1996 году. В Верховной Раде кодекс был зарегистрирован в 1999 году; субъектом законодательной инициативы выступало правительство Виктора Ющенко. После многочисленных дискуссий, в конце 2001 года проект преодолел второе чтение, на чем прохождение кодекса через парламент было приостановлено.
Стоит отметить, что согласно декларируемым в проекте программы действий правительства приоритетам, правительство ставит задачу принять Налоговый кодекс уже в первой половине этого года. Между тем, если отозвать документ, и начать разрабатывать его с нуля, Кабмину вряд ли удастся в объявленные им сроки провести налоговую реформу. Следовательно, выполнение неоднократно высказываемого пожелания президента о составлении следующего бюджета на новой налоговой базе в очередной раз будет перенесено. С другой стороны, если писать проект "с чистого листа", попытка уложиться в намеченные сроки заведомо обречена на неудачу: разработать столь серьезный документ, да еще и провести его через парламент за несколько месяцев нереально, полагают эксперты.
Однако в целом, если абстрагироваться от сроков принятия документа, идея его переработки положительно оценивается наблюдателями. По мнению независимых аналитиков (в том числе западных), несмотря на ряд положительных моментов (наподобие снижения ставок, отмены некоторых льгот), в целом принятый во втором чтении Налоговый кодекс - шаг назад по сравнению с действующим законодательством.
Помимо сроков, нестыковка между Минэкономики и правительством в целом существует и на уровне налоговых ставок. Валерий Хорошковский предлагает свой вариант сниженных ставок налогов, при этом признавая, что экономические последствия от их применения до конца еще не просчитаны. "Нужно снизить ставку подоходного налога, установив ее на уровне не более 15%. Если мы стремимся в европейское сообщество, то должны снизить НДС до 14-16"%, - сказал министр. Кабмин же, напомним, намерен снизить налог на прибыль с 30% до 20%, НДС - с 20% до 15%, максимальную ставку подоходного налога - с 40% до 20%. Впрочем, только для снижения ставок кодекс принимать необязательно: вполне достаточно коррекции действующих законов. Иные же детали предполагаемых инициатив, как правительства, так и конкретно Минэкономики пока что не разглашаются - при условии, что они вообще разрабатывались.
Следует принять во внимание мнение ряда аналитиков, полагающих, что разногласия по поводу Налогового кодекса внутри правительства выходят за рамки дискуссии сугубо экономического характера.
Напомним, вице-премьер-министр, министр финансов Николай Азаров, еще возглавляя Государственную налоговую администрацию, принимал участие в работе над Налоговым кодексом. В декабре минувшего года он высказался за принятие НК в 2003 году. Эксперт Международного института сравнительного анализа Артем Биденко в комментарии "Контексту" согласился с тем, что в поданном в парламент варианте Налоговый кодекс несовершенен. Однако при этом эксперт отметил, что заявления Хорошковского о необходимости отозвать его на доработку свидетельствуют о существовании противоречий между представителями различных ФПГ в коалиционном правительстве. "Николая Азарова связывают с некоей частью донецкой группы. Валерия Хорошковского, в свою очередь, считают близким к народному депутату, выходцу из Днепропетровска Виктору Пинчуку", - подчеркнул эксперт.
Наблюдатели полагают, что противоречия между ключевыми фигурами Кабинета Министров были заложены уже на стадии формирования состава правительства. Как отметил в комментарии "Контексту" директор Центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций, в Украине не удалось изжить практику существования нескольких центров влияния на правительство. "Кабмин Януковича сформировался вследствие достижения ситуативного компромисса между президентом и основными политико-экономическими группами. Поэтому правительство работает по принципу картельной формы взаимодействия. Эта форма сотрудничества не стабильна по определению и постоянно тяготеет к выходу из равновесия", - полагает аналитик.
Сам Валерий Хорошковский в упомянутом интервью подчеркнул, что работая в Кабинете Министров, он стремится чувствовать себя "свободным человеком". "Нынешнее правительство коалиционное. Это означает, что фактически мы здесь отстаиваем интересы как Кабмина, так и всех политических сил, благодаря которым занимаем эти кресла", - заявил министр экономики.
В то же время, Артем Биденко отметил отсутствие разногласий между министрами в случаях, когда речь идет о взаимоотношениях Украины с международными организациями. "И по вопросу вступления в ВТО, и в снятии претензий FATF к Украине чиновники правительства Януковича действовали слаженно. Я допускаю существование неких негласных договоренностей, направленных на общее улучшение имиджа власти", - отметил аналитик. По мнению г-на Биденко, достигнуть такой согласованности по "внутриукраинским" вопросам оказалось сложнее.
Наблюдатели отмечают, что премьер-министр до последнего момента не спешил с публичной поддержкой какой-либо из сторон конфликта. Артем Биденко полагает, что "с первых дней работы правительства Янукович передал макроэкономические вопросы в ведение Николая Азарова и Валерия Хорошковского, сконцентрировав свое внимание на проблемах тяжелой промышленности, угольной отрасли и на разрешении проблем с международными структурами, в частности с FATF. В то же время, глава Кабмина сегодня не может позволить себе публично принять чью-либо точку зрения, так как это может привести к расколу в правительстве", - подчеркнул аналитик. Однако сегодня Виктор Янукович высказался за формирование госбюджета на 2004 год на основе нового Налогового кодекса. Можно допустить, что премьер все же будет настаивать на скорейшем принятии Налогового кодекса, что сделать в случае возврата документа на доработку будет сложно, практически невозможно.
Вместе с тем, Артем Биденко прогнозирует, что дискуссия вокруг НК не зайдет слишком далеко и проблема будет разрешена, но уже в ином формате. "Вопросы, связанные с принятием Налогового кодекса в той или иной редакции затрагивают интересы широких кругов истеблишмента - от представителей бизнеса до политиков. Поэтому от личных позиций Николая Азарова и Валерия Хорошковского зависит немного. Основное значение будет иметь иное: чьи аргументы привлекут больший лоббистский потенциал". При этом более близкой к экономическим реалиям эксперт считает позицию министра Хорошковского. Впрочем, первый вице-премьер Азаров "обладает более сильными полномочиями и влиянием, поэтому вероятнее всего победит его точка зрения", - полагает г-н Биденко.
Директор Центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций полагает, что ситуация, когда исполнительная власть фактически "расщеплена", характерна для постсоветских стран. "В Украине отсутствует четкая иерархия власти, существует сразу несколько исполнительных вертикалей, которые, в какой-то мере, являются автономными системами. В результате, правительство работает в режиме ассоциации",- отметил г-н Лупаций.
По мнению аналитиков, если Кабинет Министров и в дальнейшем будет представлять собой конгломерат разнообразных бизнес-политических интересов и договоренностей ФПГ, процесс достижения единства взглядов в правительстве будет крайне непростым.