Поблекший зеленый дьявол
Пятница, 17 января 2003, 17:07
Спасением доллара займутся все
Новый год принес новые потрясения мировой валютной системы: курс доллара по отношению к евро за первые две декады января снизился до очередного минимума в 1,059 $/?. По результатам же 2002 года темпы падения американской валюты составили 23%. Но и это не предел, учитывая шаткое положение доллара. Сложность положения состоит также в том, что две других мировых валюты - евро и иена - также находятся не в лучшем положении, что создает еще большую сумятицу на международных рынках. Парадокс нынешнего состояния мировой финансовой системы состоит в том, что в резком обесценивании доллара США не заинтересован никто.
Валютный цейтнот
Разговоры о девальвации доллара регулярно возобновляются с той или иной периодичностью, что, впрочем, не мешает этой валюте оставаться на ведущих позициях в мире. И хотя первое место доллара в неофициальном мировом рейтинге валют пока неоспоримо, отстаивать эти позиции с каждым днем все труднее.
Глагол "отстаивать" здесь не случаен: именно политика сильного доллара является краеугольным камнем валютной системы, которая сложилась в мире, и, как свидетельствуют последние заявления членов экономической команды президента США Дж. Буша, американцы не намерены отказываться от поддержки своей валюты. Дело даже не в том, что сильный доллар - несомненный предмет национальной гордости американцев или основа наличных сбережений в развивающихся странах, а в том, что никто в мире не предложил более-менее вразумительной альтернативной валютной системы, способной заменить нынешнюю.
Впрочем, для спасения доллара экономическому блоку Белого дома придется решить ряд подчас противоположных экономических задач. Первая и главнейшая из них связана с дефицитом торгового баланса Штатов. Этот показатель достиг в 2002 году огромной цифры в $420 млрд., что, однако, составляет лишь 5% ВВП, и увеличение его толкает курс доллара вниз.
Заметим, что дефицит торгового баланса не всегда являлся проблемой для американской экономики. Вначале его успешно покрывали за счет "экспорта" долларов, затем - посредством прилива капиталов иностранных инвесторов на американский фондовый рынок во времена "технологического бума" 90-х. Сейчас же, когда наблюдается отток капитала с Уолл-Стрит (этот показатель составил в прошлом году $66 млрд.), проблема превышения импорта над экспортом заметно более остра.
Именно в контексте торгового баланса цели валютной политики США входят в противоречие с необходимостью стимулирования экономического роста в стране. Все действия в этом направлении американских властей в последние два года были сконцентрированы на стимулировании потребления и корпоративных инвестиций - главных факторов экономического роста Соединенных Штатов.
В то же время, рост потребления подстегивает импорт товаров из других стран, что негативно влияет на курс доллара к этим валютам. Наиболее очевидным выходом из ситуации является девальвация доллара, при котором экспорт американских товаров вырастет, а объемы импорта снизятся из-за роста цен на товары из-за рубежа. Но этот вариант маловероятен по нескольким причинам одновременно.
Во-первых, небольшое снижение курса доллара не предотвратит проблем, как не спасла ее 20%-ная девальвация в прошлом году. Во-вторых, девальвация может ударить по финансовым рынкам США, откуда уйдут иностранные инвесторы. При этом во всем мире ускорится процесс перевода резервов из долларов в евро.
Сейчас капиталовложения иностранных инвесторов в американские активы распределены так: $1200 млрд. - в облигациях Госказначейства, $1700 млрд. - в бумагах американских корпораций и $1100 млрд. - в акциях компаний. В сравнении с этими масштабами, $66 млрд., уведенных из американских активов иностранцами, кажутся каплей в море.
Наконец с таким сценарием развития событий не согласятся европейцы и японцы. Девальвация доллара относительно иены и евро может существенно сократить экспорт этих стран, окончательно подорвав экономику тех же Германии и Японии. Усиление евро и иены и без того не лучшим образом отразилось на экономике этих стран. Рост ВВП Германии составил в прошлом году лишь 0,2%, главной причиной чего считают слабое экономическое положение США, которое привело к снижению темпов роста германского экспорта с 5% в 2001 году до 2,9% в 2002.
Оппозицию повышению курса доллара могут составить, кроме Германии, Япония и Китай, экспорт которых в США не менее значителен. Вместе с огромными иностранными резервами это позволяет упомянутым странам проводить активную политику на валютных рынках, препятствуя чрезмерному усилению их национальных валют.
По оценкам сингапурского офиса Deutsche Bank, "свежие" тенденции на валютных рынках региона свидетельствуют, что приток долларов в 2002 году увеличился. У центральных банков, стремящихся воспрепятствовать удорожанию местных валют, не остается альтернативы выкупу американской валюты.
Питер Эдвард из Deutsche Bank отмечает, что большинство валют азиатского региона недооценены по отношению к доллару на 25-30%. Именно эта недооцененность - один из факторов позитивного баланса региона в торговле с остальным миром, который составил 3,4% ВВП. В результате интервенций центробанков Юго-Восточной Азии только в прошлом году валютные резервы центральных банков региона выросли на $153 млрд. - до $927 млрд. Так что в первую очередь поддержку доллару при необходимости окажут даже не американцы, а китайцы и японцы.
Дыхание войны
Что касается прогнозов, стоит отметить царящие в этой области "военные" настроения: определяющим фактором валютного рынка в первой половине 2003 года является реальная возможность начала военного конфликта США и Ирака. Исход событий может перечеркнуть прогнозы экономистов.
"Война является форс-мажорным обстоятельством: вы никогда не сможете спрогнозировать, как будет развиваться ситуация. Люди ограничивают потребление и не делают крупных инвестиций из-за неуверенности в будущем" - считает Сюзанна Гарсиа-Керверо из лондонского офиса Deutsche Bank - одна из 150 экономистов, опрошенных агентством Reuters в рамках квартального консенсус-прогноза. По данным январского опроса, прогноз роста ВВП на 2003 год для Германии и Японии снижен на 0,5%, а для США - с 2,8% до 2,7%. В связи с пересмотром показателей слабость доллара может стать дополнительным негативным фактором для немецкой и японской экономик.
Рост напряженности, впрочем, может оказаться даже полезным для доллара. "Политика сильного доллара может давать позитивные результаты только в двух случаях - если экономика США находится в лучшем положении, чем ее основные конкуренты, или когда возрастают глобальные риски" - сказано в комментарии банка Morgan Stanley. "Рост глобальных рисков" (сохранение военной напряженности сразу в нескольких "болевых точках" планеты) вынуждает инвесторов, поддерживая тем самым курс доллара, вкладывать активы либо в золото, либо в бумаги с наиболее высокой надежностью - облигации Казначейства США.
Впрочем, резерв поддержки действительно на исходе. По прогнозу банка ABN Amro, курс доллара уже в первом полугодии этого года превысит 1,09 $/?. Главным образом - из-за действий европейских инвесторов по хеджированию валютного риска их капиталовложений в экономику США. О более выгодном положении евро свидетельствует и то, что большинство опрошенных в декабре-2002 инвестиционным банком Merrill Lynch менеджеров инвестфондов назвали евро наиболее привлекательной для вложений валютой. Доллар же они считают чрезмерно переоцененным. При этом наиболее привлекательным финансовым рынком в понимании т.н. институциональных инвесторов (большие банки и фонды) остается рынок американский.
Свою лепту в тревожные настроения относительно перспектив доллара вносят и недавние планы экономической команды президента Буша по снижению налогов. По мнению Стивена Джена (банк Morgan Stanley), снижение налогов лишь увеличит разрыв между импортом и экспортом США, который в 2004 году может достичь 6%.
Впрочем, намерения Белого дома можно объяснить и тем, что на Капитолийских холмах намерены пересмотреть политику "сильного доллара", которую вел предыдущий глава Государственного казначейства Соединенных Штатов Пол О’Нил. В пользу этой версии свидетельствует то, что падение доллара после смены руководства Госказначейства ускорилось.
Наконец, спокойствие самих американцев по поводу судьбы их валюты объясняется просто: у доллара как основной резервной валюты мира альтернативы нет, и падать ему просто некуда, поскольку основные конкуренты - иена и евро - находятся не в лучшем состоянии. Инвесторы не располагают альтернативными вариантами капиталовложений: мировые цены на недвижимость выросли до немыслимых пределов, а объемы финансовых рынков развивающихся стран не в состоянии "переварить" такое количество денег. Да и риски там заведомо выше, чем в США, хотя и по иным причинам: в частности, из-за неразвитости финансовой системы, низкого качества госуправления и сильной коррупции.
Новый год принес новые потрясения мировой валютной системы: курс доллара по отношению к евро за первые две декады января снизился до очередного минимума в 1,059 $/?. По результатам же 2002 года темпы падения американской валюты составили 23%. Но и это не предел, учитывая шаткое положение доллара. Сложность положения состоит также в том, что две других мировых валюты - евро и иена - также находятся не в лучшем положении, что создает еще большую сумятицу на международных рынках. Парадокс нынешнего состояния мировой финансовой системы состоит в том, что в резком обесценивании доллара США не заинтересован никто.
Валютный цейтнот
Разговоры о девальвации доллара регулярно возобновляются с той или иной периодичностью, что, впрочем, не мешает этой валюте оставаться на ведущих позициях в мире. И хотя первое место доллара в неофициальном мировом рейтинге валют пока неоспоримо, отстаивать эти позиции с каждым днем все труднее.
Глагол "отстаивать" здесь не случаен: именно политика сильного доллара является краеугольным камнем валютной системы, которая сложилась в мире, и, как свидетельствуют последние заявления членов экономической команды президента США Дж. Буша, американцы не намерены отказываться от поддержки своей валюты. Дело даже не в том, что сильный доллар - несомненный предмет национальной гордости американцев или основа наличных сбережений в развивающихся странах, а в том, что никто в мире не предложил более-менее вразумительной альтернативной валютной системы, способной заменить нынешнюю.
Впрочем, для спасения доллара экономическому блоку Белого дома придется решить ряд подчас противоположных экономических задач. Первая и главнейшая из них связана с дефицитом торгового баланса Штатов. Этот показатель достиг в 2002 году огромной цифры в $420 млрд., что, однако, составляет лишь 5% ВВП, и увеличение его толкает курс доллара вниз.
Заметим, что дефицит торгового баланса не всегда являлся проблемой для американской экономики. Вначале его успешно покрывали за счет "экспорта" долларов, затем - посредством прилива капиталов иностранных инвесторов на американский фондовый рынок во времена "технологического бума" 90-х. Сейчас же, когда наблюдается отток капитала с Уолл-Стрит (этот показатель составил в прошлом году $66 млрд.), проблема превышения импорта над экспортом заметно более остра.
Именно в контексте торгового баланса цели валютной политики США входят в противоречие с необходимостью стимулирования экономического роста в стране. Все действия в этом направлении американских властей в последние два года были сконцентрированы на стимулировании потребления и корпоративных инвестиций - главных факторов экономического роста Соединенных Штатов.
В то же время, рост потребления подстегивает импорт товаров из других стран, что негативно влияет на курс доллара к этим валютам. Наиболее очевидным выходом из ситуации является девальвация доллара, при котором экспорт американских товаров вырастет, а объемы импорта снизятся из-за роста цен на товары из-за рубежа. Но этот вариант маловероятен по нескольким причинам одновременно.
Во-первых, небольшое снижение курса доллара не предотвратит проблем, как не спасла ее 20%-ная девальвация в прошлом году. Во-вторых, девальвация может ударить по финансовым рынкам США, откуда уйдут иностранные инвесторы. При этом во всем мире ускорится процесс перевода резервов из долларов в евро.
Сейчас капиталовложения иностранных инвесторов в американские активы распределены так: $1200 млрд. - в облигациях Госказначейства, $1700 млрд. - в бумагах американских корпораций и $1100 млрд. - в акциях компаний. В сравнении с этими масштабами, $66 млрд., уведенных из американских активов иностранцами, кажутся каплей в море.
Наконец с таким сценарием развития событий не согласятся европейцы и японцы. Девальвация доллара относительно иены и евро может существенно сократить экспорт этих стран, окончательно подорвав экономику тех же Германии и Японии. Усиление евро и иены и без того не лучшим образом отразилось на экономике этих стран. Рост ВВП Германии составил в прошлом году лишь 0,2%, главной причиной чего считают слабое экономическое положение США, которое привело к снижению темпов роста германского экспорта с 5% в 2001 году до 2,9% в 2002.
Оппозицию повышению курса доллара могут составить, кроме Германии, Япония и Китай, экспорт которых в США не менее значителен. Вместе с огромными иностранными резервами это позволяет упомянутым странам проводить активную политику на валютных рынках, препятствуя чрезмерному усилению их национальных валют.
По оценкам сингапурского офиса Deutsche Bank, "свежие" тенденции на валютных рынках региона свидетельствуют, что приток долларов в 2002 году увеличился. У центральных банков, стремящихся воспрепятствовать удорожанию местных валют, не остается альтернативы выкупу американской валюты.
Питер Эдвард из Deutsche Bank отмечает, что большинство валют азиатского региона недооценены по отношению к доллару на 25-30%. Именно эта недооцененность - один из факторов позитивного баланса региона в торговле с остальным миром, который составил 3,4% ВВП. В результате интервенций центробанков Юго-Восточной Азии только в прошлом году валютные резервы центральных банков региона выросли на $153 млрд. - до $927 млрд. Так что в первую очередь поддержку доллару при необходимости окажут даже не американцы, а китайцы и японцы.
Дыхание войны
Что касается прогнозов, стоит отметить царящие в этой области "военные" настроения: определяющим фактором валютного рынка в первой половине 2003 года является реальная возможность начала военного конфликта США и Ирака. Исход событий может перечеркнуть прогнозы экономистов.
"Война является форс-мажорным обстоятельством: вы никогда не сможете спрогнозировать, как будет развиваться ситуация. Люди ограничивают потребление и не делают крупных инвестиций из-за неуверенности в будущем" - считает Сюзанна Гарсиа-Керверо из лондонского офиса Deutsche Bank - одна из 150 экономистов, опрошенных агентством Reuters в рамках квартального консенсус-прогноза. По данным январского опроса, прогноз роста ВВП на 2003 год для Германии и Японии снижен на 0,5%, а для США - с 2,8% до 2,7%. В связи с пересмотром показателей слабость доллара может стать дополнительным негативным фактором для немецкой и японской экономик.
Рост напряженности, впрочем, может оказаться даже полезным для доллара. "Политика сильного доллара может давать позитивные результаты только в двух случаях - если экономика США находится в лучшем положении, чем ее основные конкуренты, или когда возрастают глобальные риски" - сказано в комментарии банка Morgan Stanley. "Рост глобальных рисков" (сохранение военной напряженности сразу в нескольких "болевых точках" планеты) вынуждает инвесторов, поддерживая тем самым курс доллара, вкладывать активы либо в золото, либо в бумаги с наиболее высокой надежностью - облигации Казначейства США.
Впрочем, резерв поддержки действительно на исходе. По прогнозу банка ABN Amro, курс доллара уже в первом полугодии этого года превысит 1,09 $/?. Главным образом - из-за действий европейских инвесторов по хеджированию валютного риска их капиталовложений в экономику США. О более выгодном положении евро свидетельствует и то, что большинство опрошенных в декабре-2002 инвестиционным банком Merrill Lynch менеджеров инвестфондов назвали евро наиболее привлекательной для вложений валютой. Доллар же они считают чрезмерно переоцененным. При этом наиболее привлекательным финансовым рынком в понимании т.н. институциональных инвесторов (большие банки и фонды) остается рынок американский.
Свою лепту в тревожные настроения относительно перспектив доллара вносят и недавние планы экономической команды президента Буша по снижению налогов. По мнению Стивена Джена (банк Morgan Stanley), снижение налогов лишь увеличит разрыв между импортом и экспортом США, который в 2004 году может достичь 6%.
Впрочем, намерения Белого дома можно объяснить и тем, что на Капитолийских холмах намерены пересмотреть политику "сильного доллара", которую вел предыдущий глава Государственного казначейства Соединенных Штатов Пол О’Нил. В пользу этой версии свидетельствует то, что падение доллара после смены руководства Госказначейства ускорилось.
Наконец, спокойствие самих американцев по поводу судьбы их валюты объясняется просто: у доллара как основной резервной валюты мира альтернативы нет, и падать ему просто некуда, поскольку основные конкуренты - иена и евро - находятся не в лучшем состоянии. Инвесторы не располагают альтернативными вариантами капиталовложений: мировые цены на недвижимость выросли до немыслимых пределов, а объемы финансовых рынков развивающихся стран не в состоянии "переварить" такое количество денег. Да и риски там заведомо выше, чем в США, хотя и по иным причинам: в частности, из-за неразвитости финансовой системы, низкого качества госуправления и сильной коррупции.