Газораспределительную систему раздадут по частям
Среда, 18 декабря 2002, 15:14
У НАК "Нафтогаз Украины" могут отнять контроль над распределением газовых ресурсов
Фонд государственного имущества намерен расторгнуть с 1 января 2003 года договор с НАК "Нафтогаз Украины" о передаче последнему функций оперативного управления украинскими распределительными газопроводами. Невзирая на серьезность этого вопроса, на фоне перипетий вокруг создания российско-украинского газотранспортного консорциума он отсался незамеченным. Однако выбор будущего собственника или управляющего газораспределительной инфраструктурой может серьезно повлиять на то, кто получит контроль над процессом поставки газовых ресурсов на предприятия-потребители. Эксперты считают, что ситуация свидетельствует лишь о незавершенности очередного этапа передела собственности.
Пока не утихли споры о целесообразности создания международного консорциума по эксплуатации украинских магистральных трубопроводов, может изменить собственника система распределительных газопроводов страны. 28 ноября Фонд государственного имущества Украины направил НАК "Нафтогаз Украины" письмо №10-16-14641, которым уведомил НАК о своем намерении в одностороннем порядке с 1 января 2003 года расторгнуть соглашение №76 от 4 февраля 1999 года. Этот документ регламентировал передачу НАКу функций оперативного управления не подлежащим приватизации государственным имуществом, в частности распределительных газонефтепроводов и сооружений на них.
Напомним, соглашение между ФГИ и "Нафтогазом Украины" об использовании госимущества было заключено согласно постановлению Кабмина №747 "О создании Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" от 25 мая 1998 года. Ранее это имущество находилось в управлении региональных подразделений "Укргаза" - предприятий по газопоставкам и газификации (облгазов). При передаче имущества облгазов в уставный фонд НАК последнему достались далеко не все гор- и облгазы, входящие в газораспределительную систему. Большинство облгазов перешло в частную собственность. Таким образом, как отметили "Контексту" в НАК, на сегодняшний день управление газораспределительными сетями остается единственной возможностью для "Нафтогаза Украины" контролировать процесс поставки газовых ресурсов, влиять на уровень и своевременность расчетов за "голубое топливо" со стороны его приватизированных контрагентов.
В Фонде госимущества намерение расторгнуть соглашение с "Нафтогазом" объясняют необходимостью "создания условий для более эффективного использования государственного имущества, не подлежащего приватизации и увеличения поступлений в государственный бюджет". Недостаточная эффективность использования трубопроводной системы, о которой говорит ФГИ, связана с тем, что "Нафтогаз Украины" по условиям договора не платит арендную плату за пользование сетями.
Кроме того, как отметили "Контексту" в пресс-службе Фонда, согласно п. 5 действующего декрета Кабинета Министров № 8-92 от 15 декабря 1992 года "Об управлении имуществом, которое находится в государственной собственности", передача в безоплатное пользование госимущества запрещена. Исходя из этого, заместитель председателя ФГИ Сергей Глушко отмечает необходимость введения арендной платы за использование "Нафтогазом" газораспределительных сетей. По расчетам Фонда, эта плата может составить до 50 млн. грн. в год.
Однако в "Нафтогазе Украины" приводят свои контраргументы. Как отметили "Контексту" в НАКе, при заключении соглашения о передаче ФГИ имущества компания взяла на себя обязательства по поддержанию системы в работоспособном состоянии, ее техническому обслуживанию и реконструкции. В соответствии с условиями соглашения, компанией "Газ Украины" на 2002 год разработана программа, выполнение которой в этом году позволит заменить около 100 км аварийных и аварийно-опасных газопроводов. За 9 месяцев текущего года на эти цели компанией потрачено 26,9 млн. грн.
Кроме того, в нынешней ситуации единственным действенным для "Нафтогаза Украины" механизмом влияния на облгазы, которые могут попытаться не платить НАКу, является предоставление облгазам функции управления сетями. Если госкомпания приходит к выводу о неэффективной работе одного из частных облгазов, она может изъять газораспределительные сети из его пользования, передав, к примеру, собственному специально созданному филиалу. Кстати, именно таким путем НАК решал проблемы неплатежей в 1999-2000 гг.
По словам представителей пресс-центра компании, контроль "Нафтогаза" над газораспределительными сетями решает проблему ответственности за их техническое состояние: частные компании вряд ли заинтересованы вкладывать собственные средства в развитие системы государственных газопроводов, которые завтра могут быть переданы в аренду их конкурентам, убеждены в НАКе.
Эксперты полагают, что передача газотранспортной инфраструктуры в аренду может быть осложнена низкими тарифами на транспортировку газа. В частности, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Владимир Сапрыкин прогнозирует: если ФГИ и предложит "частникам" взять в аренду газораспределительные сети, то новые управляющие потребуют повышения тарифов на транспортировку ресурсов.
С другой стороны, отметил эксперт, в Украине найдется немало желающих "порулить" газопроводами за минимальную арендную оплату с целью перераспределения потоков газа и оказания давления на отдельные предприятия-потребители.
Анализируя мировой опыт, г-н Сапрыкин отмечает, что наиболее эффективным собственником за рубежом практически всегда является частная компания. Многие страны-кандидаты на вступление в ЕС уже приватизировали свои распределительные газовые сети, получив от этого сотни миллионов долларов. Однако в Украине на сегодняшний день газопроводы приватизации не подлежат.
"Возможно, в перспективе правительству следует учесть мировой опыт и рассмотреть возможность их продажи", - полагает Владимир Сапрыкин. Однако, сделал оговорку эксперт, это может произойти только после принятия соответствующей законодательной базы.
Что касается логики действий органов власти в нефтегазовой отрасли, то, как полагают многие наблюдатели, эта логика просматривается с большим трудом. По словам г-на Сапрыкина, в нефтегазовом комплексе Украины сегодня происходят различные хаотические и не поддающиеся объяснению изменения.
Примерами такой непоследовательной политики эксперт считает попытку создания вертикально-интегрированной компании на базе "Укрнафты", создание газотранспортного консорциума. Все это, по мнению г-на Сапрыкина, свидетельствует не столько об отсутствии системного подхода к реформированию отрасли и приостановке приватизации в ТЭК, сколько о том, что продолжается очередной этап борьбы за контроль над госсобственностью.
Фонд государственного имущества намерен расторгнуть с 1 января 2003 года договор с НАК "Нафтогаз Украины" о передаче последнему функций оперативного управления украинскими распределительными газопроводами. Невзирая на серьезность этого вопроса, на фоне перипетий вокруг создания российско-украинского газотранспортного консорциума он отсался незамеченным. Однако выбор будущего собственника или управляющего газораспределительной инфраструктурой может серьезно повлиять на то, кто получит контроль над процессом поставки газовых ресурсов на предприятия-потребители. Эксперты считают, что ситуация свидетельствует лишь о незавершенности очередного этапа передела собственности.
Пока не утихли споры о целесообразности создания международного консорциума по эксплуатации украинских магистральных трубопроводов, может изменить собственника система распределительных газопроводов страны. 28 ноября Фонд государственного имущества Украины направил НАК "Нафтогаз Украины" письмо №10-16-14641, которым уведомил НАК о своем намерении в одностороннем порядке с 1 января 2003 года расторгнуть соглашение №76 от 4 февраля 1999 года. Этот документ регламентировал передачу НАКу функций оперативного управления не подлежащим приватизации государственным имуществом, в частности распределительных газонефтепроводов и сооружений на них.
Напомним, соглашение между ФГИ и "Нафтогазом Украины" об использовании госимущества было заключено согласно постановлению Кабмина №747 "О создании Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" от 25 мая 1998 года. Ранее это имущество находилось в управлении региональных подразделений "Укргаза" - предприятий по газопоставкам и газификации (облгазов). При передаче имущества облгазов в уставный фонд НАК последнему достались далеко не все гор- и облгазы, входящие в газораспределительную систему. Большинство облгазов перешло в частную собственность. Таким образом, как отметили "Контексту" в НАК, на сегодняшний день управление газораспределительными сетями остается единственной возможностью для "Нафтогаза Украины" контролировать процесс поставки газовых ресурсов, влиять на уровень и своевременность расчетов за "голубое топливо" со стороны его приватизированных контрагентов.
В Фонде госимущества намерение расторгнуть соглашение с "Нафтогазом" объясняют необходимостью "создания условий для более эффективного использования государственного имущества, не подлежащего приватизации и увеличения поступлений в государственный бюджет". Недостаточная эффективность использования трубопроводной системы, о которой говорит ФГИ, связана с тем, что "Нафтогаз Украины" по условиям договора не платит арендную плату за пользование сетями.
Кроме того, как отметили "Контексту" в пресс-службе Фонда, согласно п. 5 действующего декрета Кабинета Министров № 8-92 от 15 декабря 1992 года "Об управлении имуществом, которое находится в государственной собственности", передача в безоплатное пользование госимущества запрещена. Исходя из этого, заместитель председателя ФГИ Сергей Глушко отмечает необходимость введения арендной платы за использование "Нафтогазом" газораспределительных сетей. По расчетам Фонда, эта плата может составить до 50 млн. грн. в год.
Однако в "Нафтогазе Украины" приводят свои контраргументы. Как отметили "Контексту" в НАКе, при заключении соглашения о передаче ФГИ имущества компания взяла на себя обязательства по поддержанию системы в работоспособном состоянии, ее техническому обслуживанию и реконструкции. В соответствии с условиями соглашения, компанией "Газ Украины" на 2002 год разработана программа, выполнение которой в этом году позволит заменить около 100 км аварийных и аварийно-опасных газопроводов. За 9 месяцев текущего года на эти цели компанией потрачено 26,9 млн. грн.
Кроме того, в нынешней ситуации единственным действенным для "Нафтогаза Украины" механизмом влияния на облгазы, которые могут попытаться не платить НАКу, является предоставление облгазам функции управления сетями. Если госкомпания приходит к выводу о неэффективной работе одного из частных облгазов, она может изъять газораспределительные сети из его пользования, передав, к примеру, собственному специально созданному филиалу. Кстати, именно таким путем НАК решал проблемы неплатежей в 1999-2000 гг.
По словам представителей пресс-центра компании, контроль "Нафтогаза" над газораспределительными сетями решает проблему ответственности за их техническое состояние: частные компании вряд ли заинтересованы вкладывать собственные средства в развитие системы государственных газопроводов, которые завтра могут быть переданы в аренду их конкурентам, убеждены в НАКе.
Эксперты полагают, что передача газотранспортной инфраструктуры в аренду может быть осложнена низкими тарифами на транспортировку газа. В частности, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Владимир Сапрыкин прогнозирует: если ФГИ и предложит "частникам" взять в аренду газораспределительные сети, то новые управляющие потребуют повышения тарифов на транспортировку ресурсов.
С другой стороны, отметил эксперт, в Украине найдется немало желающих "порулить" газопроводами за минимальную арендную оплату с целью перераспределения потоков газа и оказания давления на отдельные предприятия-потребители.
Анализируя мировой опыт, г-н Сапрыкин отмечает, что наиболее эффективным собственником за рубежом практически всегда является частная компания. Многие страны-кандидаты на вступление в ЕС уже приватизировали свои распределительные газовые сети, получив от этого сотни миллионов долларов. Однако в Украине на сегодняшний день газопроводы приватизации не подлежат.
"Возможно, в перспективе правительству следует учесть мировой опыт и рассмотреть возможность их продажи", - полагает Владимир Сапрыкин. Однако, сделал оговорку эксперт, это может произойти только после принятия соответствующей законодательной базы.
Что касается логики действий органов власти в нефтегазовой отрасли, то, как полагают многие наблюдатели, эта логика просматривается с большим трудом. По словам г-на Сапрыкина, в нефтегазовом комплексе Украины сегодня происходят различные хаотические и не поддающиеся объяснению изменения.
Примерами такой непоследовательной политики эксперт считает попытку создания вертикально-интегрированной компании на базе "Укрнафты", создание газотранспортного консорциума. Все это, по мнению г-на Сапрыкина, свидетельствует не столько об отсутствии системного подхода к реформированию отрасли и приостановке приватизации в ТЭК, сколько о том, что продолжается очередной этап борьбы за контроль над госсобственностью.