Украина ищет новые рынки в Иране

Среда, 16 октября 2002, 19:59
Охлаждение отношений с Западом Киев компенсирует потеплением на Востоке

На фоне конфронтации Украины с западными странами политические и – в первую очередь – экономические отношения с Ираном выглядят достаточно оптимистично. Наличие общих интересов и отсутствие противоречий способствует сближению двух стран. Впрочем, на пути к иранским рынкам Украине предстоит столкнуться не столько с Соединенными Штатами, сколько с Евросоюзом.

Во вторник с двухдневным официальным визитом в Украину прибыл президент Ирана Сайед Мохаммад Хатами – лидер страны, официально названной Вашингтоном в числе составляющих "оси зла". Ухудшение отношений Киева с Соединенными Штатами по поводу скандала с радиолокационными станциями "Кольчуга" не может не оказывать влияние на действия украинских властей. Однако на фоне ставших более чем прохладными отношений с Европой и США Украине остро необходимы новые рынки сбыта продукции.

Как отметил эксперт по экономическим вопросам Международного института сравнительного анализа Сергей Киселев, "базовые промышленные отрасли Украины – металлургия, текстильная, химическая промышленность – в последнее время начали терять свои рынки сбыта и в США, и в России. Исходя из этого, появилась необходимость поиска новых рынков. Таковыми могут быть страны арабского мира".

Таким образом, взгляды украинской власти и предпринимательских кругов закономерно обратились на Ближний Восток, в частности на Иран. Широко известно, что именно в иранском городе Исфахан было начато лицензионное производство наших АН-140, а в мае нынешнего года Украина задекларировала намерение создать с иранцами совместное предприятие по сборке газовых турбин мощностью 16 МВт. Украина и Иран не имеют каких-либо разногласий, способных серьезно омрачить двусторонние политические или экономические отношения.

Единственным проблемным моментом был срыв поставок украинских турбин на Бушерскую АЭС, в чем, как известно, весомую роль сыграли США. Т.н. "Бушерский контракт" предусматривал участие харьковского "Турбоатома" в ирано-российском договоре на поставку в Иран оборудования для атомной электростанции в этом городе.

Однако в 1998 году Украина отказалась от участия в этом проекте в обмен на инициативу США по углублению украино-американского сотрудничества, в том числе, в сфере высоких технологий. В марте этого года премьер-министр Украины Анатолий Кинах фактически признал, что США не выполнили своих обещаний перед Украиной. В результате "бушерский контракт" выполняется сегодня российскими производителями, сумевшими, в отличие от отечественных, отстоять приоритетность своих интересов.

Предметом переговоров во время нынешнего визита Хатами в Украину стали несколько тем:

- Авиация. В частности, перспективы лицензионного производства украинского самолета АН-70 на территории Ирана. Кроме того, президент Хатами намерен посетить харьковский авиазавод, на котором выпускаются АН-140.

- ТЭК. Рассматривается вопрос участия Украины в разработке нефтегазовых месторождений на территории азиатской страны. Иран, в свою очередь, заинтересован в транзите своего газа в Европу через территорию Украины.

Сейчас на уровне правительств обсуждается строительство газопровода из Ирана через Закавказье, по дну Черного моря в Украину, и далее – на европейский рынок. К 2005 году Иран рассчитывает ежегодно поставлять в страны Евросоюза газ в объеме не менее 7-10 млрд. куб. м.

Впрочем, эксперты сомневаются в возможности реализации этого проекта. На его осуществление необходимо порядка $2,5 млрд., а таких денег не имеют ни Иран, ни Украина. Привлечение иностранных инвесторов связано с определенными проблемами: США "не рекомендуют" своим компаниям работать с Ираном, и ситуация может измениться лишь после пересмотра Вашингтоном своей политики в отношении этой страны.

Кстати, наблюдатели не исключают возможности изменения внешней политики Штатов в отношении Ирана, поскольку нынешний президент Хатами представляет демократическое крыло иранской элиты (разумеется, демократическое в иранском понимании). Хатами победил на выборах с лозунгами экономических и политических реформ, его поддерживает молодежь, которая составляет более 60% населения страны.

Кроме того, есть еще один момент, который следует учитывать, рассматривая перспективы газотранспортного проекта. Как известно, недавно в Кишиневе Украина и Россия подписали очередные соглашения о создании газотранспортного консорциума. Если Киев не получит контрольный пакет в управлении ГТК, то доходы от транзита иранского газа, по мнению экспертов, могут идти не в бюджет Украины, а пополнять бюджет консорциума, управляемого (если требования Киева не будут удовлетворены российской стороной) извне.

Отдельный интерес вызывает региональное сотрудничество с Ираном. Среди украинских экспортеров на иранском рынке выделяются предприятия, контролируемые донецкой финансово-промышленной группой. Интерес дончан к южному государству обоснован. Иран занимает второе место в мире по запасам природного газа, отставая только от России, а также является одним из крупнейших обладателей запасов нефти. В то же время, ассортимент продукции, которую производит Индустриальный союз Донбасса – трубы, оборудование для нефтегазовой отрасли – может удовлетворить потребности иранского ТЭК.

В пользу Украины говорит и то, что США запретили своим бизнес-структурам работу на рынке Ирана, а иностранные компании, вкладывающие в иранскую экономику более $ 40 млн., рискуют натолкнуться на экономические санкции со стороны Вашингтона. Последнее уже не раз становилось поводом для скандалов между Евросоюзом и США. Поэтому, учитывая емкость иранского рынка и уникальность имеющихся в этом государстве условий, работа на этом рынке может принести и приносит неплохие прибыли: товарооборот между Украиной и Ираном за первое полугодие 2002 года составил более $0,5 млрд.

Однако, как отмечалось, политика США по отношению к Ирану вызывает опасения, что активное сотрудничество Украины с ближневосточной страной может стать источником дополнительных проблем во внешней политике Украины. Впрочем, по мнению эксперта Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, гнев Вашингтона как следствие улучшения отношений Киева и Тегерана маловероятен. "Отношения с Ираном не попадают под ограничения ООН, и каждая страна может развивать их в той мере, в которой заинтересована это делать", - отметил эксперт в комментарии "Контексту".

Можно предположить, что следствием визита президента Хатами станет продолжение осторожного проникновения украинских производителей на рынок Ирана. Диверсификация экспортной деятельности – важная задача отечественных производителей. Так почему бы не Иран?..

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде