100 лет озорному Уолту Диснею
УП — Четверг, 6 декабря 2001, 13:31
Именно столько исполнилось со дня рождения всемирно известного мультипликатора. Основные празднества в память о классике мультиков Диснее прошли в парках развлечений "Диснейленд" (штат Калифорния) и "Дисней уорлд" (штат Флорида). Там прошествовали парады забавных зверушек и человечков, придуманных Диснеем, звучали мелодии, любимые с детства людьми разных поколений и стран.
Великий кинематографист, основатель целого художественного направления в анимации, Уолт Дисней родился не в Чикаго, как было принято считать долгие годы, а в Испании, в селенье Мохакар в Андалусии. Такого мнения придерживаются не только жители этого селенья, но и многие биографы Диснея, в том числе и американские.
В частности, согласно этой версии, Дисней был сыном жительницы Мохакара Исабель Самора, которая работала уборщицей у местного врача дона Хинеса Каррильо. 5 декабря 1901 года Исабель, не будучи замужем, родила сына, который был наречен Хосе Гирао Самора. Исабель вскоре эмигрировала в США, но и там судьба женщины не сложилась, и из-за тяжелого материального положения она отдала ребенка в семью своих соседей - Элиаса и Флоры Дисней. В 1902 году они крестили Хосе, дав ему имя Уолтер Элиас Дисней.
Многие исследователи жизни и творчества гениального мультипликатора подтверждают эту версию.
Никогда не питавший страсти к "чистому искусству", Уолт с юных лет мечтал извлечь выгоду из своего таланта. В семь лет он уже вовсю продавал свои картинки соседям.
А в возрасте 16 лет Дисней пытался попасть на фронт первой мировой. Его не брали по малолетству. Но, обманув организацию Красного Креста, Уолт отправился-таки на войну - в качестве шофера амбулатории. Машину, на которой он гонял по минным полям Франции, вместо камуфляжной раскраски он расписал своими рисунками.
Свою работу в Голливуде Дисней начал с серии мультфильмов "Алиса в стране мультиков", потом пришла пора "Освальда Счастливого кролика". Но этот персонаж украла у Диснея дистрибьюторша его фильмов Маргарет Уинклер. В печали и унынии ехал оставшийся без гроша в кармане Дисней на поезде в Голливуд. От безысходности начал карябать в блокноте различные никчемные фигурки. "Накарябался" Микки Маус.
"Оживляли" мыша "семейным подрядом" - вместе с 27-летним Уолтом трудились его брат Рой и их жены Лилиан и Эдна. Но два первых мультфильма никто из прокатчиков не купил. На дворе стоял 1928 год, в кино только что пришел звук, и прирожденный продюсер Дисней решает, что третий фильм о мышонке должен быть звуковым.
Сказано - сделано: Дисней сам озвучивает мышонка. Продолжение нам всем хорошо известно. Микки Маус стал национальным героем и символом Америки. "Я испытываю сентиментальную привязанность к персонажу, сыгравшему столь большую роль в моей жизни, - признавался потом Дисней. - Отчасти он - это я, а я – он".
После "Белоснежки и семи гномов" Дисней больше не рисовал, зато, как и в прежние годы, пристально следил за развитием новых технологий. Еще в 30-х мультипликатор учредил свою собственную школу, в которой растил будущих сотрудников компании. Учил их главному своему секрету – превращать плоские целлулоидные картинки в объемные фигуры и задавать им характер.
В честь празднования 100-летия легендарного мультипликатора специальную юбилейную церемонию проведет в престижном лос-анжелесском районе Беверли-Хиллз американская Академия киноискусства. Дисней считается чемпионом по числу полученных от нее высших наград - за всю карьеру он завоевал 26 "Оскаров". Потрясает воображение и число номинаций на эту премию - 59.
А дочери Диснея - Дайан Дисней Миллер будет вручена особая поздравительная открытка. Через Интернет поздравление смогли подписать свыше 11 тыс. поклонников творчества великого художника и сказочника.
Но сейчас вовсе не так гладко идут дела последователей Диснея. Компания Disney – гигант индустрии развлечений - переживает финансовые трудности. Впервые у студии появились серьезные конкуренты, которые все же в одном пока уступают: в их биографии нет великой легенды, которую десятилетиями создавал Уолт Дисней.
При чем в таких детских безобидных мультиках Диснея культурологи и психологи уже давно склонны усматривать скрытый подтекст. Культурологи Ариэль Дорфман и Арманд Маттеляр даже выпустили монографию "Как читать Дональда Дака: империалистическая идеология в комиксах Диснея". А чтобы просто перечислить все обвинения по адресу мистера Уолта выпускают целые сборники. Дисней-де плохо относится к старикам, неграм, кошкам, матерям, счастливым семьям (коих в его мультфильмах не бывает никогда).
Иногда Диснея просто превращают в воплощение американской колониальной политики, культурной глобализации и Нового Мирового Порядка. В массиве критических текстов образ Диснея спрессовался вполне отчетливо: политически беспардонный, патриархальный, замшелый и притом наглый дядя, которого так и тянет назвать Сэмом и пририсовать козлиную бородку.
В "Алладине", например, критики видят аллегорию борьбы Израиля и Палестины и едва ли не росчерк "Хезболла" на животе у джинна. В "Короле-льве" - фреску про апартеид и иллюстрацию к работам Фукуямы. В "Горбуне из Нотр-Дама" - историю о том, как Америка подминает под себя старую добрую Европу.
Между тем тенденция найти в мультфильмах Диснее второй, скрытый смысл свойственна не только культурологам: тысячи людей по всему земному шару пялятся в экран, поминутно останавливая кассету на паузе - они надеются увидеть то, что увидеть были не должны. Повинны в этом сами аниматоры, которые от скуки вставляют в мультфильмы сальные шуточки и контекстные цитаты, причем заметить их можно, только просматривая кассету в замедленном режиме и обращая внимание на самые мелкие детали.
Традиция эта пошла, как говорят, еще с "Белоснежки и семи гномов". В одной из самых романтических сцен мультфильма на заднем плане грустно какает бегемотик, нарисованный каким-то шкодливым рисовальщиком. В "Алладине" половина рисованной массовки - это сами аниматоры, в "Русалочке" одна из башней замка недвусмысленно напоминает фаллос, а в "Короле-льве" облака на секунду складываются в слово "Секс".
Скрытые изображения есть не только в мультфильмах: будете в Диснейленде, непременно обратите внимание на детишек (и взрослых тоже), которые с довольно глупым выражением лица таращатся на стены, заборчики и киоски с мороженым. Они не идут на аттракционы - они ищут "потайного Микки-мауса". Оказывается, создатели Диснейленда наводнили парк знакомым абрисом головы с ушами, и кто больше найдет, тому "щастье".
Народная мышь Микки-Маус стал таким же олицетворением сегодняшней Америки, как статуя Свободы. Маус оказался символом веры - маленькими мышатами играют американские дети, средней величины мышки красуются на футболках взрослых, двухметровый, улыбающийся во всю свою огромную пасть монстр открывает торжественные шествия. В безупречно держащем и удары судьбы, и улыбку Маусе воплощены лучшие черты нации - воля к победе и безудержный оптимизм, все, что победители талибов унаследовали от охотников за команчами.
Великий кинематографист, основатель целого художественного направления в анимации, Уолт Дисней родился не в Чикаго, как было принято считать долгие годы, а в Испании, в селенье Мохакар в Андалусии. Такого мнения придерживаются не только жители этого селенья, но и многие биографы Диснея, в том числе и американские.
В частности, согласно этой версии, Дисней был сыном жительницы Мохакара Исабель Самора, которая работала уборщицей у местного врача дона Хинеса Каррильо. 5 декабря 1901 года Исабель, не будучи замужем, родила сына, который был наречен Хосе Гирао Самора. Исабель вскоре эмигрировала в США, но и там судьба женщины не сложилась, и из-за тяжелого материального положения она отдала ребенка в семью своих соседей - Элиаса и Флоры Дисней. В 1902 году они крестили Хосе, дав ему имя Уолтер Элиас Дисней.
Многие исследователи жизни и творчества гениального мультипликатора подтверждают эту версию.
Никогда не питавший страсти к "чистому искусству", Уолт с юных лет мечтал извлечь выгоду из своего таланта. В семь лет он уже вовсю продавал свои картинки соседям.
А в возрасте 16 лет Дисней пытался попасть на фронт первой мировой. Его не брали по малолетству. Но, обманув организацию Красного Креста, Уолт отправился-таки на войну - в качестве шофера амбулатории. Машину, на которой он гонял по минным полям Франции, вместо камуфляжной раскраски он расписал своими рисунками.
Свою работу в Голливуде Дисней начал с серии мультфильмов "Алиса в стране мультиков", потом пришла пора "Освальда Счастливого кролика". Но этот персонаж украла у Диснея дистрибьюторша его фильмов Маргарет Уинклер. В печали и унынии ехал оставшийся без гроша в кармане Дисней на поезде в Голливуд. От безысходности начал карябать в блокноте различные никчемные фигурки. "Накарябался" Микки Маус.
"Оживляли" мыша "семейным подрядом" - вместе с 27-летним Уолтом трудились его брат Рой и их жены Лилиан и Эдна. Но два первых мультфильма никто из прокатчиков не купил. На дворе стоял 1928 год, в кино только что пришел звук, и прирожденный продюсер Дисней решает, что третий фильм о мышонке должен быть звуковым.
Сказано - сделано: Дисней сам озвучивает мышонка. Продолжение нам всем хорошо известно. Микки Маус стал национальным героем и символом Америки. "Я испытываю сентиментальную привязанность к персонажу, сыгравшему столь большую роль в моей жизни, - признавался потом Дисней. - Отчасти он - это я, а я – он".
После "Белоснежки и семи гномов" Дисней больше не рисовал, зато, как и в прежние годы, пристально следил за развитием новых технологий. Еще в 30-х мультипликатор учредил свою собственную школу, в которой растил будущих сотрудников компании. Учил их главному своему секрету – превращать плоские целлулоидные картинки в объемные фигуры и задавать им характер.
В честь празднования 100-летия легендарного мультипликатора специальную юбилейную церемонию проведет в престижном лос-анжелесском районе Беверли-Хиллз американская Академия киноискусства. Дисней считается чемпионом по числу полученных от нее высших наград - за всю карьеру он завоевал 26 "Оскаров". Потрясает воображение и число номинаций на эту премию - 59.
А дочери Диснея - Дайан Дисней Миллер будет вручена особая поздравительная открытка. Через Интернет поздравление смогли подписать свыше 11 тыс. поклонников творчества великого художника и сказочника.
Но сейчас вовсе не так гладко идут дела последователей Диснея. Компания Disney – гигант индустрии развлечений - переживает финансовые трудности. Впервые у студии появились серьезные конкуренты, которые все же в одном пока уступают: в их биографии нет великой легенды, которую десятилетиями создавал Уолт Дисней.
При чем в таких детских безобидных мультиках Диснея культурологи и психологи уже давно склонны усматривать скрытый подтекст. Культурологи Ариэль Дорфман и Арманд Маттеляр даже выпустили монографию "Как читать Дональда Дака: империалистическая идеология в комиксах Диснея". А чтобы просто перечислить все обвинения по адресу мистера Уолта выпускают целые сборники. Дисней-де плохо относится к старикам, неграм, кошкам, матерям, счастливым семьям (коих в его мультфильмах не бывает никогда).
Иногда Диснея просто превращают в воплощение американской колониальной политики, культурной глобализации и Нового Мирового Порядка. В массиве критических текстов образ Диснея спрессовался вполне отчетливо: политически беспардонный, патриархальный, замшелый и притом наглый дядя, которого так и тянет назвать Сэмом и пририсовать козлиную бородку.
В "Алладине", например, критики видят аллегорию борьбы Израиля и Палестины и едва ли не росчерк "Хезболла" на животе у джинна. В "Короле-льве" - фреску про апартеид и иллюстрацию к работам Фукуямы. В "Горбуне из Нотр-Дама" - историю о том, как Америка подминает под себя старую добрую Европу.
Между тем тенденция найти в мультфильмах Диснее второй, скрытый смысл свойственна не только культурологам: тысячи людей по всему земному шару пялятся в экран, поминутно останавливая кассету на паузе - они надеются увидеть то, что увидеть были не должны. Повинны в этом сами аниматоры, которые от скуки вставляют в мультфильмы сальные шуточки и контекстные цитаты, причем заметить их можно, только просматривая кассету в замедленном режиме и обращая внимание на самые мелкие детали.
Традиция эта пошла, как говорят, еще с "Белоснежки и семи гномов". В одной из самых романтических сцен мультфильма на заднем плане грустно какает бегемотик, нарисованный каким-то шкодливым рисовальщиком. В "Алладине" половина рисованной массовки - это сами аниматоры, в "Русалочке" одна из башней замка недвусмысленно напоминает фаллос, а в "Короле-льве" облака на секунду складываются в слово "Секс".
Скрытые изображения есть не только в мультфильмах: будете в Диснейленде, непременно обратите внимание на детишек (и взрослых тоже), которые с довольно глупым выражением лица таращатся на стены, заборчики и киоски с мороженым. Они не идут на аттракционы - они ищут "потайного Микки-мауса". Оказывается, создатели Диснейленда наводнили парк знакомым абрисом головы с ушами, и кто больше найдет, тому "щастье".
Народная мышь Микки-Маус стал таким же олицетворением сегодняшней Америки, как статуя Свободы. Маус оказался символом веры - маленькими мышатами играют американские дети, средней величины мышки красуются на футболках взрослых, двухметровый, улыбающийся во всю свою огромную пасть монстр открывает торжественные шествия. В безупречно держащем и удары судьбы, и улыбку Маусе воплощены лучшие черты нации - воля к победе и безудержный оптимизм, все, что победители талибов унаследовали от охотников за команчами.