Спасенные жизни
Среда, 5 декабря 2001, 13:08
Афганский любитель искусства, рискуя жизнью, спас пятьдесят картин, которые талибы должны были торжественно уничтожить.
По исламским законам, как их понимают талибы, изображение человека или животного считается смертным грехом. Одновременно с потрясшим западный мир артобстрелом гигантских буддийских статуй в Афганистане происходило планомерное уничтожение картин, графики и других артефактов, содержащих изображения людей и животных.
Между тем, еще двадцать лет назад Кабульский музей располагал значительной (по крайней мере, для страны третьего мира) коллекцией живописи, не очень дорогой, но вполне достойной. Как сообщает BBC, из всего собрания удалось спасти лишь несколько десятков предметов.
Кабульский музей, основанный в 1924 году, был одним из самых богатых в регионе. В нем хранилось множество произведений искусства и археологических находок из эллинистического Афганистана, кушанского царства, древние буддийские предметы культа, обширное собрание произведений восточного и европейского искусства до XIX века.
Первые скандалы, связанные с музеем, начались во время советской оккупации. Якобы археологи, пришедшие в Афганистан вслед за танками, вывезли многие уникальные экспонаты в Эрмитаж. Однако обвинения не подтвердились – на вновь открытой в 1980 году постоянной экспозиции американские и британские "Друзья Афганистана" проверили экспозицию по каталогу 1974 году и обнаружили только пропажу какой-то золотой мелочи – и то не более двух экспонатов.
Настоящие проблемы начались с уходом советских войск. В 1989 году во время беспорядков служители музея спешно упаковали экспонаты и спрятали в подсобных помещениях. Остались только самые тяжелые вещи, которые очень скоро таинственно исчезли.
В 1992-м талибы взяли Кабул штурмом и разграбили хранилища, взорвав стальную дверь, а через год в крышу музея попала ракета, и много ценностей погибло в начавшемся пожаре. А в начале 2001 года правительство талибов объявило кампанию по уничтожению в стране всех неисламских произведений искусства.
Как это ни удивительно, кое-что все-таки уцелело – во многом благодаря самоотверженности местных энтузиастов. Так, афганский бизнесмен и любитель искусства Сабир Латифи в 2001 году подкупил стражников и под покровом ночи вынес из помещения музея несколько десятков свернутых холстов, приговоренных к смертной казни. Затем Латифи провез подозрительный сверток на багажнике своего велосипеда по кабульским улицам и спрятал около пятидесяти картин у себя дома.
Господин Латифи сообщил, что свой героический поступок он совершил для того, чтобы спасти хотя бы часть национального достояния своей родины. И как только ситуация в Кабуле хоть немного стабилизируется, он обязательно вернет холсты на их законные места.
По исламским законам, как их понимают талибы, изображение человека или животного считается смертным грехом. Одновременно с потрясшим западный мир артобстрелом гигантских буддийских статуй в Афганистане происходило планомерное уничтожение картин, графики и других артефактов, содержащих изображения людей и животных.
Между тем, еще двадцать лет назад Кабульский музей располагал значительной (по крайней мере, для страны третьего мира) коллекцией живописи, не очень дорогой, но вполне достойной. Как сообщает BBC, из всего собрания удалось спасти лишь несколько десятков предметов.
Кабульский музей, основанный в 1924 году, был одним из самых богатых в регионе. В нем хранилось множество произведений искусства и археологических находок из эллинистического Афганистана, кушанского царства, древние буддийские предметы культа, обширное собрание произведений восточного и европейского искусства до XIX века.
Первые скандалы, связанные с музеем, начались во время советской оккупации. Якобы археологи, пришедшие в Афганистан вслед за танками, вывезли многие уникальные экспонаты в Эрмитаж. Однако обвинения не подтвердились – на вновь открытой в 1980 году постоянной экспозиции американские и британские "Друзья Афганистана" проверили экспозицию по каталогу 1974 году и обнаружили только пропажу какой-то золотой мелочи – и то не более двух экспонатов.
Настоящие проблемы начались с уходом советских войск. В 1989 году во время беспорядков служители музея спешно упаковали экспонаты и спрятали в подсобных помещениях. Остались только самые тяжелые вещи, которые очень скоро таинственно исчезли.
В 1992-м талибы взяли Кабул штурмом и разграбили хранилища, взорвав стальную дверь, а через год в крышу музея попала ракета, и много ценностей погибло в начавшемся пожаре. А в начале 2001 года правительство талибов объявило кампанию по уничтожению в стране всех неисламских произведений искусства.
Как это ни удивительно, кое-что все-таки уцелело – во многом благодаря самоотверженности местных энтузиастов. Так, афганский бизнесмен и любитель искусства Сабир Латифи в 2001 году подкупил стражников и под покровом ночи вынес из помещения музея несколько десятков свернутых холстов, приговоренных к смертной казни. Затем Латифи провез подозрительный сверток на багажнике своего велосипеда по кабульским улицам и спрятал около пятидесяти картин у себя дома.
Господин Латифи сообщил, что свой героический поступок он совершил для того, чтобы спасти хотя бы часть национального достояния своей родины. И как только ситуация в Кабуле хоть немного стабилизируется, он обязательно вернет холсты на их законные места.