Киевская власть запретила Шевченко, ибо усмотрела политрекламу?

Суббота, 15 декабря 2001, 12:59
Философская проблема свободы творчества, кажется, приобретает для украинских художников фантасмагористического измерения с элементами политической паранойи. Красноречивым примером этого являются, право, перипетии вокруг выставки Центра современного искусства при Могилянке "Брэнд "Украинское".

На пресс-конференции 14 декабря руководство Центра поделилось своим опытом согласования проекта с Киевской городской государственной администрацией, который по своей трагикомичности может претендовать на абсолютную уникальность.

 
 
Речь идет о попытке организаторов проекта разместить в Киеве 10 бигбордов с рекламой выставки. Бигборд должен содержать коллаж недавно найденного сенсационного портрета Тараса Шевченко кисти Давида Бурлюка с фотографиями девочек известного украинского фотохудожника Сергея Браткова.

Невинное и абсолютно легальное - на нормальный взгляд - желание обернулось, тем не менее, ситуацией чуть ли не мистической. Суть дела помощник куратора творческого проекта Олеся Островская изложила следующим образом:

"Первую проблему с точки зрения городской администрации составляло само название творческого проекта. По их версии, "брэнд" значит "клеймо" и, увидев слово "брэнд" на бигборде, они спросили, не хотим ли мы этим сказать, что Шевченко - это клеймо украинской нации. Это цитата. Следующей проблемой стали элементы портрета 4-х девочек работы фотохудожника Сергея Браткова. Вопрос был такой - что это за девочки, и с какой целью Сергей Братков их сфотографировал? По версии городской администрации, наш бигборд - скрытая политическая реклама для кого-то. Собственно, их интересовало, для кого".

Сам куратор выставки, директор Центра современного искусства Юрий Онух высказал по этому случаю предположение, а вдруг политически бдительные чиновники усмотрели в фотопортретах девочек подобие с политически анафемной Юлией Тимошенко или даже с ее племянницей?! И сам отбросил такое предположение, учитывая его очевидную дикость. А впрочем, кто из украинцев сможет теперь с уверенностью указать ту грань политической одичалости, которую достаточно переступить украинскому чиновнику? Ибо человеческому нахальству, как заметил, кажется, еще Карел Чапек, нет предела.

Как бы там ни было, а процитированный дамой Островской ассоциативный ряд производит неоспоримое впечатление сюрреализма высшей меры, такого, кстати, органического в контексте современной политической жизни страны.

Юрий Онух уверен, что мы имеем дело с клиническим случаем:

"Это просто паранойя. Я хочу повесить в городе плакат и оказывается, что есть цензура, которая решает - это можно, а это нельзя. Я считаю - это просто сверхпаранойя".

Трехнедельные переговоры с Главным управлением по вопросам внутренней политики Киевской городской государственной администрации, по словам Юрия Онуха, оказались, даже несмотря на все задействованные им связи, напрасными - разрешения на размещение бигбордов Центр современного искусства не получил. Сам Онух считает ответственным за это первого заместителя начальника Главного управления по вопросам внутренней политики Блинду Л.В.

Связаться с г-жой Блиндой в пятницу, что бы выяснить ее взгляд на проблему, нам, к сожалению, не удалось. Однако удалось переговорить по телефону с главным специалистом по языковым вопросам Главного управления по вопросам внутренней политики Киевской городской государственной администрации Натальей Александровной Шевченко, которая, по словам организаторов выставки, осуществляла переговоры по этому вопросу.

Ее версия природы конфликта такова: организаторы выставки не получили необходимой для разрешения на размещение вышеупомянутого бигборда санкции Главного управления по благоустройству города и представили администрации только эскиз рекламного плаката, через что предоставление Центра современного искусства формально не рассматривалось и формального, документально зафиксированного отказа на размещение бигборда не существует.

То есть позиция четка донельзя: нет документа - нет и отказа. Здесь можно только прибавить: нет отказа - нет и бигборда. Неэвклидова просто геометрия – параллельные линии пересекаются!

Кстати, подобная ситуация в отношениях между Центром Современного Искусства и городской госадминистрацией возникла не первый раз. Так, во время организации чешской выставки Центр не получил разрешения на предоставление в рекламных плакатах названия выставки на языке оригинала: "No Flash".

Но тогда, по словам Юрия Онуха, он выступил в эфире телевизионной передачи ТСН и уже на следующий день был звонок из горадминистрации: "Панэ Юрию, ну зачем же Вы так…" Излишне говорить, что разрешение он получил немедленно.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде