Через три роки від ЗМІ залишиться один Інтернет?
Вівторок, 28 січня 2003, 11:35
Проект brams.com с декабря 2001 года проводит "Исследование медиа-активности и медиа-трафика украинских СМИ в сети Интернет". С декабря 2002 года исследование проводится по заказу Фонда информационного общества (http://www.isu.org.ua).
Исследование основывается на результатах мониторинга трафика интернет-проектов медийного формата по трем основным рейтинговым и статистическим интернет-системам (далее источники), которые наиболее распространены среди украинских интернет-проектов: Topping (http://www.topping.com.ua), Rambler (http://www.rambler.ru) и Bigmir (http://www.bigmir.net).
Между данными различных источников есть существенные отличия, как в методологии, так и в техническом проведении подсчета трафика интернет-проектов. Ни одна из этих существующих и бесплатных систем не предоставляет РЕАЛЬНЫХ данных.
Для проведения оптимального подсчета трафика используются различные программные средства, но их главное преимущество в том, что они находятся непосредственно на одном сервере с проектом, трафик которого подсчитывается, что позволяет избегать потери данных, которые существуют при удаленном подсчете. Поэтому данный мониторинг, основанный на результатах удаленных источников, не ставит задачей определить абсолютные показатели посещаемости тех или иных медиа-проектов.
Цель этого мониторинга - дать общие оценки, основанные на реальных цифрах, определить тенденции, а также предоставить относительные и сравнительные показатели (индексы), верные для всех медиа-проектов, вне зависимости от их участия или неучастия в различных рейтингах и счетчиках.
При таком мониторинге важно то, что не все интернет-проекты участвуют во всех рейтинговых и статистических системах. Это приводит к тому, что данные, полученные из разных источников, осуществляющих подсчеты по различным методикам, очень сложно сопоставить и определить какие-то общие тенденции.
Учитывая все это, была разработана оптимальная методика, которая основывается на мониторинге данных из различных открытых источников и позволяет определить коэффициент погрешности при подсчете различными системами. При этом данные, полученные в результате этого мониторинга, позволяют сделать оценки общего медиа-трафика украинских медиа-проектов в интернете, а также определить индекс медиа-активности.
Специальные термины и обозначения:
Хост - уникальный ip-адрес. Этот показатель не является показателем уникальных посетителей, поскольку в различных случаях уникальным ip-адресом могут пользоваться несколько уникальных посетителей. Также некоторые провайдеры предоставляют услуги доступа в интернет с применением системы динамичных ip-адресов. Но, в любом случае, этот показатель определяет минимальную планку количества уникальных читателей интернет-проектов.
Хит - посещаемость. Этот показатель более всего применим в данном исследовании как аналог тиража для стандартных печатных медиа-проектов. Это показатель количества различных просмотренных страниц посетителями исследуемых интернет-проектов.
Медиа-трафик
Декабрь 2001 года - хостов 1,08 млн., хитов - 4,4 млн.
Декабрь 2002 года - хостов 2,11 млн., хитов - 8,71 млн.
Темпы роста медиа-трафика:
С декабря 2001 года по декабрь 2002 года рост медиа-трафика в украинском сегменте сети Интернет составил около 95% по хостам и 97% по хитам. Среднемесячный рост медиа-трафика в 2002 году - около 8%.
Пиковым месяцем по росту медиа-трафика в 2002 году является февраль, когда темпы роста были гораздо выше среднемесячных и составляли: 12,98% по хостам и 21% по хитам.
Фактически половину роста медиа-трафика в 2002 году пришлось на первый предвыборный квартал. За первые три месяца 2002 года наблюдался рост медиа-трафика в пределах: 40,41% по хостам и 59,95% по хитам. Ежемесячно наблюдался значительный темп роста медиа-трафика не менее 10-20% в месяц.
После окончания избирательной кампании темп роста медиа-трафика значительно снизился и за исключением не больших всплесков, вызванных резонансными событиями, находился в пределах 3-5% в месяц.
Индекс медиа-активности
Индекс медиа-активности не является показателем абсолютной посещаемости, поскольку активность в выходные дни значительно ниже, чем в рабочие. Однако усредненные показатели дают возможность для более точной оценки тенденций и темпов роста, а также уменьшают уровень погрешности при определении относительных и общих показателей активности.
Общий индекс медиа-активности измеряется по усредненным данным 18 наиболее посещаемых интернет-проектов, в число которых входят:
10 "чистых" интернет-проектов медийного формата - ярко выраженные онлайновые медиа-проекты
5 интернет-версий оффлайновых медиа - интернет-проекты стандартных медиа (ТВ, газеты, радио), которые имеют активную медиа-состовляющую
3 интернет-проекты информационных агентств - сайты информационных агентств, имеющие открытую для публичного доступа и активную медиа-составляющую.
Показатель индекса медиа-активности:
Декабрь 2001: хосты - 1774, хиты - 7720
Декабрь 2002: хосты - 3068, хиты - 14121
Темпы роста по индексу медиа-активности brams.com в 2002 году составили:
по хостам - 73%
по хитам - 83%
Темпы роста по индексу несколько меньше показателей темпа роста медиа-трафика. Но это вызвано не ошибками в подсчетах. Показатели медиа-трафика - абсолютный показатель. Показатель медиа-активности - средний показатель по избранной группе проектов. Хотя оба эти показатели являются равноценными, рекомендуется в качестве основного использовать показатель индекса, а не трафика.
Общие категории:
Показатели активности "чистых" интернет-проектов:
Показатели активности интернет-версий оффлайновых медиа:
Показатели активности сайтов информационных агентств:
Прогнозы:
Наиболее оптимистический прогноз на 2003 год можно рассчитывать на основе среднемесячного показателя в 2002 году. Учитывая, что в 2003 году отсутствуют значительные стимулы для увеличения информационной активности, которые были в 2002 году (выборы), прогнозировать стабильное ежемесячное увеличение медиа-трафика в 2003 году в пределах 8% вряд ли является возможным. Однако вряд ли он будет ниже того среднемесячного уровня, который был достигнут в относительно стабильный рабочий осенний период 2002 года - 3-5%.
По оценкам некоторых экспертов, в последнем квартале 2003 года можно все-таки ожидать и дополнительных стимуляторов значительной активизации медиа-активности за счет первых акций предвыборной президентской кампании. Но, обращая внимание на то, что выборы президента Украины пройдут лишь в октябре 2004 года, рассчитывать на этот фактор в качестве сильного стимулятора повышения медиа-активности в 2003 году не приходится.
Исходя из этого, наиболее реальный показатель по объему медиа-трафика, которого могут достигнуть украинские медиа в интернете в конце 2003 года, прогнозируется в пределах: 3,4 млн. хостов в месяц и 14 млн. хитов в месяц.
Реальность:
Несмотря на значительный рост медиа-трафика в 2002 году, украинские медиа, работающие в интернете, пока еще не могут рассчитывать на серьезную конкуренцию со стандартными медиа по уровню охвата аудитории.
Так, например, средний ежедневный показатель медиа-трафика в декабре 2002 года составил всего 68 065 хостов и 280 967 хитов. Для сравнения, пик медиа-трафика в 2002 году пришелся на 1 апреля. В этот день медиа-трафик украинских медиа в интернете превысил уровень в 142 тысячи хостов и 800 тысяч хитов. Соответственно, только в один этот день интернет-медиа пользовались популярностью в 2-3 больше, нежели в средний день в декабре 2002 года.
Эти результаты можно трактовать двояко. Негативный смысл очевиден: общий уровень медиа-трафика пока слабо сравним с охватом, который демонстрируют другие средства массовой информации. Весь медиа-трафик в интернете даже в пиковый день не превышает тиража одного из самых популярных украинских печатных изданий (газета "Факты и комментарии"), а именно 830 тыс. экземпляров. Т.е., сравнивать по уровню охвата аудитории украинские интернет-медиа можно лишь на примере одного конкретного стандартного медиа. И сравнение это будет не в пользу "новых медиа".
Прогнозировать по времени выхода интернет-медиа на уровень охвата аудитории для адекватного сравнения с другими группами медиа на данный момент не представляется возможным. Однако вряд ли это можно ожидать в ближайшие 3 года.
В тоже время сравнивать уже можно. И это уже положительный аспект, ведь интернет-медиа в Украине появились лишь в 1999 году. За прошедшие 4 года происходил начальный этап формирования этой группы медиа как таковой. Результату, которого достигли украинские интернет-медиа за такое короткое время по темпам своего развития и увеличения влияния, могут позавидовать любые другие группы стандартных медиа в Украине. И показатель пикового дня в 2002 году показывает тот потенциал роста, который реально есть у украинских интернет-медиа.
Также можно производить и ментальные сравнения аудитории интернет-изданий и стандартных медиа. Доступ к стандартным медиа (газетам, ТВ, радио) хоть и связан с определенными материальными затратами, но все же по доступности с ценовой точки зрения стандартные медиа имеют значительно лучшие показатели. Купить газету типа тех же "Фактов" можно за 50 коп. и, практически, на каждом углу. Для того же, чтобы прочитать свежие публикации на "Украинской правде", пользователю иногда приходится тратить денег на порядок больше (телефонная связь, интернет-доступ).
Учитывая этот фактор, принято считать, что читатель прессы в интернете является гораздо более обеспеченным, что делает интернет-медиа гораздо более привлекательным с точки зрения организации информационного влияния на целевую аудиторию среднего и выше достатка. На практике этот тезис имеет реальные подтверждения.
Например, любой серьезный украинский медиа-холдинг имеет в своей структуре интернет-подразделение, а в соответствующих службах Кабинета Министров Украины и Государственного комитета по информационной политике, ТВ и радиовещанию регулярно проводятся специальные мониторинги публикаций в интернет-изданиях.
Исследование основывается на результатах мониторинга трафика интернет-проектов медийного формата по трем основным рейтинговым и статистическим интернет-системам (далее источники), которые наиболее распространены среди украинских интернет-проектов: Topping (http://www.topping.com.ua), Rambler (http://www.rambler.ru) и Bigmir (http://www.bigmir.net).
Между данными различных источников есть существенные отличия, как в методологии, так и в техническом проведении подсчета трафика интернет-проектов. Ни одна из этих существующих и бесплатных систем не предоставляет РЕАЛЬНЫХ данных.
Для проведения оптимального подсчета трафика используются различные программные средства, но их главное преимущество в том, что они находятся непосредственно на одном сервере с проектом, трафик которого подсчитывается, что позволяет избегать потери данных, которые существуют при удаленном подсчете. Поэтому данный мониторинг, основанный на результатах удаленных источников, не ставит задачей определить абсолютные показатели посещаемости тех или иных медиа-проектов.
Цель этого мониторинга - дать общие оценки, основанные на реальных цифрах, определить тенденции, а также предоставить относительные и сравнительные показатели (индексы), верные для всех медиа-проектов, вне зависимости от их участия или неучастия в различных рейтингах и счетчиках.
При таком мониторинге важно то, что не все интернет-проекты участвуют во всех рейтинговых и статистических системах. Это приводит к тому, что данные, полученные из разных источников, осуществляющих подсчеты по различным методикам, очень сложно сопоставить и определить какие-то общие тенденции.
Учитывая все это, была разработана оптимальная методика, которая основывается на мониторинге данных из различных открытых источников и позволяет определить коэффициент погрешности при подсчете различными системами. При этом данные, полученные в результате этого мониторинга, позволяют сделать оценки общего медиа-трафика украинских медиа-проектов в интернете, а также определить индекс медиа-активности.
Специальные термины и обозначения:
Хост - уникальный ip-адрес. Этот показатель не является показателем уникальных посетителей, поскольку в различных случаях уникальным ip-адресом могут пользоваться несколько уникальных посетителей. Также некоторые провайдеры предоставляют услуги доступа в интернет с применением системы динамичных ip-адресов. Но, в любом случае, этот показатель определяет минимальную планку количества уникальных читателей интернет-проектов.
Хит - посещаемость. Этот показатель более всего применим в данном исследовании как аналог тиража для стандартных печатных медиа-проектов. Это показатель количества различных просмотренных страниц посетителями исследуемых интернет-проектов.
Медиа-трафик
Декабрь 2001 года - хостов 1,08 млн., хитов - 4,4 млн.
Декабрь 2002 года - хостов 2,11 млн., хитов - 8,71 млн.
Темпы роста медиа-трафика:
С декабря 2001 года по декабрь 2002 года рост медиа-трафика в украинском сегменте сети Интернет составил около 95% по хостам и 97% по хитам. Среднемесячный рост медиа-трафика в 2002 году - около 8%.
Пиковым месяцем по росту медиа-трафика в 2002 году является февраль, когда темпы роста были гораздо выше среднемесячных и составляли: 12,98% по хостам и 21% по хитам.
Фактически половину роста медиа-трафика в 2002 году пришлось на первый предвыборный квартал. За первые три месяца 2002 года наблюдался рост медиа-трафика в пределах: 40,41% по хостам и 59,95% по хитам. Ежемесячно наблюдался значительный темп роста медиа-трафика не менее 10-20% в месяц.
После окончания избирательной кампании темп роста медиа-трафика значительно снизился и за исключением не больших всплесков, вызванных резонансными событиями, находился в пределах 3-5% в месяц.
Индекс медиа-активности
Индекс медиа-активности не является показателем абсолютной посещаемости, поскольку активность в выходные дни значительно ниже, чем в рабочие. Однако усредненные показатели дают возможность для более точной оценки тенденций и темпов роста, а также уменьшают уровень погрешности при определении относительных и общих показателей активности.
Общий индекс медиа-активности измеряется по усредненным данным 18 наиболее посещаемых интернет-проектов, в число которых входят:
10 "чистых" интернет-проектов медийного формата - ярко выраженные онлайновые медиа-проекты
5 интернет-версий оффлайновых медиа - интернет-проекты стандартных медиа (ТВ, газеты, радио), которые имеют активную медиа-состовляющую
3 интернет-проекты информационных агентств - сайты информационных агентств, имеющие открытую для публичного доступа и активную медиа-составляющую.
Показатель индекса медиа-активности:
Декабрь 2001: хосты - 1774, хиты - 7720
Декабрь 2002: хосты - 3068, хиты - 14121
Темпы роста по индексу медиа-активности brams.com в 2002 году составили:
по хостам - 73%
по хитам - 83%
Темпы роста по индексу несколько меньше показателей темпа роста медиа-трафика. Но это вызвано не ошибками в подсчетах. Показатели медиа-трафика - абсолютный показатель. Показатель медиа-активности - средний показатель по избранной группе проектов. Хотя оба эти показатели являются равноценными, рекомендуется в качестве основного использовать показатель индекса, а не трафика.
Общие категории:
Наиболее оптимистический прогноз на 2003 год можно рассчитывать на основе среднемесячного показателя в 2002 году. Учитывая, что в 2003 году отсутствуют значительные стимулы для увеличения информационной активности, которые были в 2002 году (выборы), прогнозировать стабильное ежемесячное увеличение медиа-трафика в 2003 году в пределах 8% вряд ли является возможным. Однако вряд ли он будет ниже того среднемесячного уровня, который был достигнут в относительно стабильный рабочий осенний период 2002 года - 3-5%.
По оценкам некоторых экспертов, в последнем квартале 2003 года можно все-таки ожидать и дополнительных стимуляторов значительной активизации медиа-активности за счет первых акций предвыборной президентской кампании. Но, обращая внимание на то, что выборы президента Украины пройдут лишь в октябре 2004 года, рассчитывать на этот фактор в качестве сильного стимулятора повышения медиа-активности в 2003 году не приходится.
Исходя из этого, наиболее реальный показатель по объему медиа-трафика, которого могут достигнуть украинские медиа в интернете в конце 2003 года, прогнозируется в пределах: 3,4 млн. хостов в месяц и 14 млн. хитов в месяц.
Реальность:
Несмотря на значительный рост медиа-трафика в 2002 году, украинские медиа, работающие в интернете, пока еще не могут рассчитывать на серьезную конкуренцию со стандартными медиа по уровню охвата аудитории.
Так, например, средний ежедневный показатель медиа-трафика в декабре 2002 года составил всего 68 065 хостов и 280 967 хитов. Для сравнения, пик медиа-трафика в 2002 году пришелся на 1 апреля. В этот день медиа-трафик украинских медиа в интернете превысил уровень в 142 тысячи хостов и 800 тысяч хитов. Соответственно, только в один этот день интернет-медиа пользовались популярностью в 2-3 больше, нежели в средний день в декабре 2002 года.
Эти результаты можно трактовать двояко. Негативный смысл очевиден: общий уровень медиа-трафика пока слабо сравним с охватом, который демонстрируют другие средства массовой информации. Весь медиа-трафик в интернете даже в пиковый день не превышает тиража одного из самых популярных украинских печатных изданий (газета "Факты и комментарии"), а именно 830 тыс. экземпляров. Т.е., сравнивать по уровню охвата аудитории украинские интернет-медиа можно лишь на примере одного конкретного стандартного медиа. И сравнение это будет не в пользу "новых медиа".
Прогнозировать по времени выхода интернет-медиа на уровень охвата аудитории для адекватного сравнения с другими группами медиа на данный момент не представляется возможным. Однако вряд ли это можно ожидать в ближайшие 3 года.
В тоже время сравнивать уже можно. И это уже положительный аспект, ведь интернет-медиа в Украине появились лишь в 1999 году. За прошедшие 4 года происходил начальный этап формирования этой группы медиа как таковой. Результату, которого достигли украинские интернет-медиа за такое короткое время по темпам своего развития и увеличения влияния, могут позавидовать любые другие группы стандартных медиа в Украине. И показатель пикового дня в 2002 году показывает тот потенциал роста, который реально есть у украинских интернет-медиа.
Также можно производить и ментальные сравнения аудитории интернет-изданий и стандартных медиа. Доступ к стандартным медиа (газетам, ТВ, радио) хоть и связан с определенными материальными затратами, но все же по доступности с ценовой точки зрения стандартные медиа имеют значительно лучшие показатели. Купить газету типа тех же "Фактов" можно за 50 коп. и, практически, на каждом углу. Для того же, чтобы прочитать свежие публикации на "Украинской правде", пользователю иногда приходится тратить денег на порядок больше (телефонная связь, интернет-доступ).
Учитывая этот фактор, принято считать, что читатель прессы в интернете является гораздо более обеспеченным, что делает интернет-медиа гораздо более привлекательным с точки зрения организации информационного влияния на целевую аудиторию среднего и выше достатка. На практике этот тезис имеет реальные подтверждения.
Например, любой серьезный украинский медиа-холдинг имеет в своей структуре интернет-подразделение, а в соответствующих службах Кабинета Министров Украины и Государственного комитета по информационной политике, ТВ и радиовещанию регулярно проводятся специальные мониторинги публикаций в интернет-изданиях.