Хто є хто. На дивані президента Кучми. Олександр Зінченко. Частина перша
Середа, 15 січня 2003, 11:27
Перші глави книги Миколи Мельниченка читайте тут:
Книга Мельниченка
АЛЕКСАНДР ЗИНЧЕНКО
Вице-спикер Верховной Рады. Один из лидеров партии СДПУ(О), влиятельный бизнесмен, хозяин телеканала "Интер". Зинченко сделал карьеру в советское время как видный деятель комсомольского движения. В начале перестройки комсомол направил его в журналистику. Но не писать, а проверять как пишут другие. Зинченко работал цензором в популярной газете "Комсомольская правда", а затем в телепрограмме "Взгляд". Обладая незаурядными деловыми качествами, с развалом Союза и комсомола ушел в бизнес, создал банковскую группу, а в 1996 основал телеканал "Интер". Сейчас "Интер" стал основным рупором пропаганды СДПУ(О). Зинченко и его деловой партнер, банкир Игорь Плужников, формируют один из двух руководящих тандемов партии. Они поддерживают тесные политические контакты с тандемом Суркис-Медведчук.
Зинченко не имеет "беспредельной" репутации в отличие от ряда своих коллег-эсдеков. Но служит Кучме верой и правдой. Разыгрывая демократа и дружески общаясь с журналистами, Александр Алексеевич поддерживает на "Интере" режим жесткой цензуры. Будучи главой парламентского комитета по свободе слова, Зинченко регулярно давал президенту предложения, как эту свободу поставить под контроль.
ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ
"Общественное мнение когда-то станет и на вилы вас поднимет. Оно потерпит, потерпит, а потом это закончится трагедией".
О своих коллегах-олигархах.
"Николай Янович, ну, давайте, в конце концов, как-то в паре все это делать. Вы наехали формально, а потом, значит, отъехали. Ничего хорошего не произошло. Надо если уже наезжать, то наезжать..."
Предложение Кучме об ужесточении борьбы с оппозиционными СМИ.
"Витя, ты же обрати внимание, задача-то была поставлена правильно: левоцентристская партия, левоцентристская социальная защита. Ну, скажи, где декларация на 6 миллионов?"
Упрек Медведчуку, который возглавляет социал-демократическую партию и декларирует доходы в 6 миллионов гривен в год.
"У нас, конечно, есть абсолютно "оторванные" люди, но постепенно все лучше и лучше".
О кадровом составе СДПУ(О), подбор которого Зинченко ведет в партии.
"Хотят государство наебывать за счет этого самого, за счет Леонида Даниловича?! Да пошли они на хуй".
Кучма Азарову о факте уклонения Зинченко и Плужникова от уплаты налогов на сумму в 16 миллионов гривен.
Интересен уровень понимания Кучмой и Зинченко свободы слова в Украине. Собеседники полагают, что прессой можно и нужно манипулировать, причем осуществляя давление с помощью правоохранительных органов. Они откровенно говорят о положении внутри нынешней партии власти - СДПУ(О). Об этом свидетельствует запись разговора в мае 2000 года.
ЗИНЧЕНКО: Есть несколько таких уже набежавших проблем и пару более серьезных, если будет время, потом обсудим. Из набежавших - это две даты: 6 июня - день журналистов, и я бы внес предложение попробовать инициировать, вы знаете, проблема свободы слова, журналисты и так далее. Все время она катится, весь этот мир от американцев, да кому не лень там все.
КУЧМА: Самое страшное, что мы сейчас больше (слово неразборчиво - Ред.), чем они там. (Кучма считает, что в Украине большая свобода слова, чем на Западе! - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Совершенно верно.
КУЧМА: Я ж в десятку как попал тех этих самих (В 2000 году одна из международных правозащитных организаций включила Кучму в десятку "врагов прессы" во всем мире - Ред.). Я ж знаю, что работала там же украинка одна, которая является там координатором, блядь. Платят деньги, записывает и все. (И тут заговор - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Я не знаю, если будет возможность переговорить с главой администрации (имеется в виду львовская областная администрация - Ред.), вообще чего-то они там стали рекордсменами по наездам на печать. Там прикрыли "Наше радио", там этот скандал с "Экспрессом", причем, газета 350 тысяч экземпляров. Ну, а сейчас еще за "Вильну Украину", вот вчера они наехали на "Вильну Украину". Ну, я так думаю, что они не понимают одну вещь: если они хотят наезжать на свободу, значит, "Сельские вести" вот это, "Киевпост" это (Зинченко называет оппозиционные издания - Ред.). Есть же другой метод, есть же экономические совершенно рычаги. Поднимите там аренду в два раза, поднимите еще, так сказать. (Напоминаем, это говорит на то время глава парламентского комитета по свободе слова - Ред.).
КУЧМА: А то, что по "Сельским вестям" налоговая - это правильно. (Без санкции суда налоговая администрация почти на год блокировала счета этой оппозиционной газеты - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Это правильно!
КУЧМА: Там такой разврат, там же такие грубые нарушения. Нельзя же это дело. (В "Сельских вестях" регулярно появляется критика Кучмы и его окружения - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Я Азарову, ну, когда после всего этого: "Вы знаете, Николай Янович, ну, давайте, в конце концов, как-то в паре все это делать. Вы наехали формально, а потом, значит, отъехали. Ничего хорошего не произошло. Надо если уже наезжать, то наезжать..." (Кстати, в качестве вице-спикера Зинченко сейчас продолжает курировать в Верховной Раде вопросы свободы слова - Ред.). Я сказал: "Свобода слова не может же быть до безумия там".
КУЧМА: Конечно, господи.
ЗИНЧЕНКО: И еще один, значит, я все-таки думаю: если мы подумаем над тем, как все-таки презентовать 6 июля, значит, для того, чтобы встретиться неформально, ну, вот перед маем, 6 маем, можно было бы с западными (журналистами - Ред.) встретиться, (два слова неразборчиво) с Клинтоном. Ну, вот такую неформальную беседу провести. Я к чему говорю, вот у меня есть свой, так сказать, опыт. Ира (Геращенко, руководила информационной службой "Интера" - Ред.), значит, чтобы не менять отношения, когда я ее попросил поехать тогда с вами в поездку, она говорит: "Ну, мне так не хочется, я же свободный журналист", и так далее. Прошло, она 15 раз уже с вами ездила. Большего сторонника, чем Ирина в коллективе точно нет (Вскоре Геращенко покинула "Интер" вместе с группой сотрудников - Ред.). Она настолько общается, вот поездки, выступления, реальная работа. Они же видят, кто у нас языком болтает, а у кого реальная работа. Настолько Ирка стала ярым сторонником. И надо как бы попытаться втянуть 6-7 журналистов первой руки вот в такое неформальное личное общение. Что у нас делают властные структуры? Они обычно предлагают встречу перед лекторами. Честно говоря, ни у Кулебы особого авторитета нет, ни у Боденчука нет (журналисты, которые обслуживают президентскую пропаганду - Ред.). Журналисты пишут все равно совершенно по-другому. Значит, если у меня есть там в коллективе, условно говоря, вот Сафин и Геращенко - два человека. С их мнением потом намного легче...
КУЧМА: Я вчера сказал этому самому, блядь: "Надо прекратить то, что я беру только одну камеру и одного журналиста". (Имеется в виду - в официальные поездки - Ред.). А Ющенко поехал в Америку, взял человек 30 журналистов.
ЗИНЧЕНКО: Ну, там эта Зарудная (пресс-секретарь Ющенко - Ред.) очень серьезно работает, очень серьезно. Она настолько сейчас рвет и мечет, и он так чисто в общественном мнении иногда, ну, просто продвигает свои проекты. Я вот одну вещь не любил: как удалось быстро навязать общественному мнению разделить страну на, условно говоря, Суркис и Медведчук - олигархи и Ющенко. Тимошенко - не олигарх. Ну, в течение одного месяца. (В первую очередь потому, что это соответствует действительности - Ред.).
КУЧМА: Я вчера об этом говорил Медведчуку, говорю: "Ребята, вы недооцениваете. Смотри, как эта команда сработала, это команда Ющенко сработала". Как в "Зеркале недели" по свободе слова собирают журналистов самых, самых оппозиционных - шваль, блядь, извиняюсь, там есть и талантливые журналисты. Ну, какая-то Коробова (известная оппозиционная журналистка - Ред.), черноротая. А грузин там этот.
ЗИНЧЕНКО: Гонгадзе.
КУЧМА: Гонгадзе. Рахманина (известный оппозиционный журналист - Ред), говорят, там уже вытаскивают везде, забирают его оттуда.
ЗИНЧЕНКО: Я с ним еще раз серьезно подумаю. У нас же там есть это, есть Юрчук (известный журналист, перешел в пропрезидентскую прессу - Ред.), которого можно вытащить, есть Рахманин (продолжает работать в "Зеркале недели" - Ред.), которого можно вытащить. Вообще с ними нужно работать спокойно, неформально, и они постепенно изменятся. Можно эту тему провести. Я вообще думаю, что журналистам, если бы можно было чуть-чуть почаще встречи не с первыми лицами. Не нужно встречаться со мной, с Роднянским (продюсер канала "1+1" - Ред.) формально не нужно проводить. Какой бы не был рот такой жесткий у Кондратючки (Кондратюк, известная журналистка, шеф бюро российского ОРТ в Украине - Ред.), но она не позволит выйти за параметры потому, что она все-таки уже введена в командную игру, и всех можно подтащить. Постараться втащить в командную игру, и они будут играть. Это Юля уже не будет, но бог с ней.
КУЧМА: Юля Мостовая (одна из наиболее влиятельных фигур украинской журналистики, заместитель главного редактора "Зеркала недели" - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Да, ну, там близость к Морозу и все эти, да бог с ним. Потом я тоже вот посмотрел, что еще сделать.
Книга Мельниченка
АЛЕКСАНДР ЗИНЧЕНКО
Вице-спикер Верховной Рады. Один из лидеров партии СДПУ(О), влиятельный бизнесмен, хозяин телеканала "Интер". Зинченко сделал карьеру в советское время как видный деятель комсомольского движения. В начале перестройки комсомол направил его в журналистику. Но не писать, а проверять как пишут другие. Зинченко работал цензором в популярной газете "Комсомольская правда", а затем в телепрограмме "Взгляд". Обладая незаурядными деловыми качествами, с развалом Союза и комсомола ушел в бизнес, создал банковскую группу, а в 1996 основал телеканал "Интер". Сейчас "Интер" стал основным рупором пропаганды СДПУ(О). Зинченко и его деловой партнер, банкир Игорь Плужников, формируют один из двух руководящих тандемов партии. Они поддерживают тесные политические контакты с тандемом Суркис-Медведчук.
Зинченко не имеет "беспредельной" репутации в отличие от ряда своих коллег-эсдеков. Но служит Кучме верой и правдой. Разыгрывая демократа и дружески общаясь с журналистами, Александр Алексеевич поддерживает на "Интере" режим жесткой цензуры. Будучи главой парламентского комитета по свободе слова, Зинченко регулярно давал президенту предложения, как эту свободу поставить под контроль.
ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ
"Общественное мнение когда-то станет и на вилы вас поднимет. Оно потерпит, потерпит, а потом это закончится трагедией".
О своих коллегах-олигархах.
"Николай Янович, ну, давайте, в конце концов, как-то в паре все это делать. Вы наехали формально, а потом, значит, отъехали. Ничего хорошего не произошло. Надо если уже наезжать, то наезжать..."
Предложение Кучме об ужесточении борьбы с оппозиционными СМИ.
"Витя, ты же обрати внимание, задача-то была поставлена правильно: левоцентристская партия, левоцентристская социальная защита. Ну, скажи, где декларация на 6 миллионов?"
Упрек Медведчуку, который возглавляет социал-демократическую партию и декларирует доходы в 6 миллионов гривен в год.
"У нас, конечно, есть абсолютно "оторванные" люди, но постепенно все лучше и лучше".
О кадровом составе СДПУ(О), подбор которого Зинченко ведет в партии.
"Хотят государство наебывать за счет этого самого, за счет Леонида Даниловича?! Да пошли они на хуй".
Кучма Азарову о факте уклонения Зинченко и Плужникова от уплаты налогов на сумму в 16 миллионов гривен.
Интересен уровень понимания Кучмой и Зинченко свободы слова в Украине. Собеседники полагают, что прессой можно и нужно манипулировать, причем осуществляя давление с помощью правоохранительных органов. Они откровенно говорят о положении внутри нынешней партии власти - СДПУ(О). Об этом свидетельствует запись разговора в мае 2000 года.
ЗИНЧЕНКО: Есть несколько таких уже набежавших проблем и пару более серьезных, если будет время, потом обсудим. Из набежавших - это две даты: 6 июня - день журналистов, и я бы внес предложение попробовать инициировать, вы знаете, проблема свободы слова, журналисты и так далее. Все время она катится, весь этот мир от американцев, да кому не лень там все.
КУЧМА: Самое страшное, что мы сейчас больше (слово неразборчиво - Ред.), чем они там. (Кучма считает, что в Украине большая свобода слова, чем на Западе! - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Совершенно верно.
КУЧМА: Я ж в десятку как попал тех этих самих (В 2000 году одна из международных правозащитных организаций включила Кучму в десятку "врагов прессы" во всем мире - Ред.). Я ж знаю, что работала там же украинка одна, которая является там координатором, блядь. Платят деньги, записывает и все. (И тут заговор - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Я не знаю, если будет возможность переговорить с главой администрации (имеется в виду львовская областная администрация - Ред.), вообще чего-то они там стали рекордсменами по наездам на печать. Там прикрыли "Наше радио", там этот скандал с "Экспрессом", причем, газета 350 тысяч экземпляров. Ну, а сейчас еще за "Вильну Украину", вот вчера они наехали на "Вильну Украину". Ну, я так думаю, что они не понимают одну вещь: если они хотят наезжать на свободу, значит, "Сельские вести" вот это, "Киевпост" это (Зинченко называет оппозиционные издания - Ред.). Есть же другой метод, есть же экономические совершенно рычаги. Поднимите там аренду в два раза, поднимите еще, так сказать. (Напоминаем, это говорит на то время глава парламентского комитета по свободе слова - Ред.).
КУЧМА: А то, что по "Сельским вестям" налоговая - это правильно. (Без санкции суда налоговая администрация почти на год блокировала счета этой оппозиционной газеты - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Это правильно!
КУЧМА: Там такой разврат, там же такие грубые нарушения. Нельзя же это дело. (В "Сельских вестях" регулярно появляется критика Кучмы и его окружения - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Я Азарову, ну, когда после всего этого: "Вы знаете, Николай Янович, ну, давайте, в конце концов, как-то в паре все это делать. Вы наехали формально, а потом, значит, отъехали. Ничего хорошего не произошло. Надо если уже наезжать, то наезжать..." (Кстати, в качестве вице-спикера Зинченко сейчас продолжает курировать в Верховной Раде вопросы свободы слова - Ред.). Я сказал: "Свобода слова не может же быть до безумия там".
КУЧМА: Конечно, господи.
ЗИНЧЕНКО: И еще один, значит, я все-таки думаю: если мы подумаем над тем, как все-таки презентовать 6 июля, значит, для того, чтобы встретиться неформально, ну, вот перед маем, 6 маем, можно было бы с западными (журналистами - Ред.) встретиться, (два слова неразборчиво) с Клинтоном. Ну, вот такую неформальную беседу провести. Я к чему говорю, вот у меня есть свой, так сказать, опыт. Ира (Геращенко, руководила информационной службой "Интера" - Ред.), значит, чтобы не менять отношения, когда я ее попросил поехать тогда с вами в поездку, она говорит: "Ну, мне так не хочется, я же свободный журналист", и так далее. Прошло, она 15 раз уже с вами ездила. Большего сторонника, чем Ирина в коллективе точно нет (Вскоре Геращенко покинула "Интер" вместе с группой сотрудников - Ред.). Она настолько общается, вот поездки, выступления, реальная работа. Они же видят, кто у нас языком болтает, а у кого реальная работа. Настолько Ирка стала ярым сторонником. И надо как бы попытаться втянуть 6-7 журналистов первой руки вот в такое неформальное личное общение. Что у нас делают властные структуры? Они обычно предлагают встречу перед лекторами. Честно говоря, ни у Кулебы особого авторитета нет, ни у Боденчука нет (журналисты, которые обслуживают президентскую пропаганду - Ред.). Журналисты пишут все равно совершенно по-другому. Значит, если у меня есть там в коллективе, условно говоря, вот Сафин и Геращенко - два человека. С их мнением потом намного легче...
КУЧМА: Я вчера сказал этому самому, блядь: "Надо прекратить то, что я беру только одну камеру и одного журналиста". (Имеется в виду - в официальные поездки - Ред.). А Ющенко поехал в Америку, взял человек 30 журналистов.
ЗИНЧЕНКО: Ну, там эта Зарудная (пресс-секретарь Ющенко - Ред.) очень серьезно работает, очень серьезно. Она настолько сейчас рвет и мечет, и он так чисто в общественном мнении иногда, ну, просто продвигает свои проекты. Я вот одну вещь не любил: как удалось быстро навязать общественному мнению разделить страну на, условно говоря, Суркис и Медведчук - олигархи и Ющенко. Тимошенко - не олигарх. Ну, в течение одного месяца. (В первую очередь потому, что это соответствует действительности - Ред.).
КУЧМА: Я вчера об этом говорил Медведчуку, говорю: "Ребята, вы недооцениваете. Смотри, как эта команда сработала, это команда Ющенко сработала". Как в "Зеркале недели" по свободе слова собирают журналистов самых, самых оппозиционных - шваль, блядь, извиняюсь, там есть и талантливые журналисты. Ну, какая-то Коробова (известная оппозиционная журналистка - Ред.), черноротая. А грузин там этот.
ЗИНЧЕНКО: Гонгадзе.
КУЧМА: Гонгадзе. Рахманина (известный оппозиционный журналист - Ред), говорят, там уже вытаскивают везде, забирают его оттуда.
ЗИНЧЕНКО: Я с ним еще раз серьезно подумаю. У нас же там есть это, есть Юрчук (известный журналист, перешел в пропрезидентскую прессу - Ред.), которого можно вытащить, есть Рахманин (продолжает работать в "Зеркале недели" - Ред.), которого можно вытащить. Вообще с ними нужно работать спокойно, неформально, и они постепенно изменятся. Можно эту тему провести. Я вообще думаю, что журналистам, если бы можно было чуть-чуть почаще встречи не с первыми лицами. Не нужно встречаться со мной, с Роднянским (продюсер канала "1+1" - Ред.) формально не нужно проводить. Какой бы не был рот такой жесткий у Кондратючки (Кондратюк, известная журналистка, шеф бюро российского ОРТ в Украине - Ред.), но она не позволит выйти за параметры потому, что она все-таки уже введена в командную игру, и всех можно подтащить. Постараться втащить в командную игру, и они будут играть. Это Юля уже не будет, но бог с ней.
КУЧМА: Юля Мостовая (одна из наиболее влиятельных фигур украинской журналистики, заместитель главного редактора "Зеркала недели" - Ред.).
ЗИНЧЕНКО: Да, ну, там близость к Морозу и все эти, да бог с ним. Потом я тоже вот посмотрел, что еще сделать.