ФЕП підніме політпланку UAnet?
Середа, 20 березня 2002, 11:14
15 марта российские политтехнологи "обрадовали" украинскую сетевую, политически-активную общественность новым интернет-проектом "Выборы в Украине. Международный контроль", который, по мнению создателей, должен "исключить возможность манипулирования социологическими данными в ходе последних недель избирательной кампании в Украине".
Проект предполагает публиковать данные по электоральным предпочтениям украинских избирателей, которые будут получены в результате социологических опросов фондом "Общественное мнение". В ходе работы проекта новые данные опросов, проводимых фондом "Общественное мнение", будут публиковаться еженедельно.
Создатели проекта не скрывают, что в Украине публикация социологических данных в СМИ запрещена за две недели до выборов. Но, как говорится в официальном пресс-релизе по поводу открытия проекта, дайджест "Выборы в Украине" не зарегистрирован в качестве СМИ и, кроме того, является российским проектом.
Таким образом, ФЭП отрабатывает в Украине все те старые технологии, которые уже были апробированы в Рунете. В ФЭПовской методичке под названием "Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика" данная технология называется "Легитимизация информации с использованием неоднозначности статуса сетевой публикации". Кратко поясняется, что по этой схеме на сайтах, незарегистрированных в качестве СМИ, публикуются материалы, опубликовать которые иным образом принципиально невозможно.
Примеры реализации этой технологии в России: агитационные материалы на сайтах политических партий и персональных сайтах политиков, как правило, остаются доступными и в день выборов; 19 декабря 1999 года на сайте "Выборы в России" публиковались результаты exit polls в режиме реального времени, аналогично - 26 марта 2000 года на сайте "ВВП.Ru".
Если следовать этой методичке, то публикация данных социологических опросов на ukr.ru - это еще цветочки. Ягодки будут в день выборов, когда, видимо, следует ожидать и публикацию результатов exit polls. В сравнении с социологическими опросами, exit polls может быть еще более "страшным оружием". Этот продукт представляет собой данные опросов избирателей на избирательных участках после того как они проголосовали. Такие опросы, как правило, позволяют практически в режиме онлайн давать оценочные прогнозы по поводу победы той или иной политической силы.
Представляете, как классно - пойти голосовать часам к 12, а перед этим полезть в интернет и посмотреть какой же там расклад, чтобы голос "зря не пропал", т.е. голосовать не по убеждениям, а "за компанию". В связи с тем, что те же данные социологических опросов показывают, что процент избирателей еще не определившихся в своих предпочтениях достаточно высок (около 20%), то можно ожидать, что часть из них вообще на выборы не пойдет, а часть пойдет, повинуясь стадному инстинкту. При такой ситуации данные exit polls, опубликованные во время выборов являются весьма эффективным орудием влияния на предпочтения избирателей.
Данные социологических опоросов также можно расценивать как оружие "массового поражения". Социологические страсти вокруг выборов разгорелись в Украине задолго до 15 марта, когда был не только открыт сайт ukr.ru, но еще и согласно Закону Украины о выборах, за 15 дней до голосования было запрещено публиковать в СМИ данные о рейтингах субъектов избирательной кампании. Но мы не собираемся вдаваться в суть этих тонкостей с политическим запахом. Для интересующихся можем предложить пару ссылок на публикации в Украинской Правде, которые представляют весьма радикальную оценку ситуации под интригующими названиями: Вот они, проститутки! и Социология для идиотов.
Можно лишь отметить, что в теме о законности публикации политических предвыборных социследовниях далеко не все так просто и однозначно. Так, например, в интервью интернет-газете ForUm Александр Вишняк (Ukrainian Sociology Service) 14 марта заявил: "Прежде всего, я хочу сказать вот о чем. В законе о выборах написано, что опрос волеизъявления избирателей запрещается проводить в день выборов до окончания голосования.
Это понятно. И никто, конечно, этого делать не будет. А еще в законе записано - СМИ запрещается предавать огласке результаты опроса общественного мнения. Так вот - опроса общественного мнения вообще не существует. Общественное мнение опросить нельзя, потому что никто не знает, где оно живет.
Опрашивать можно избирателей. А общественное мнение можно только исследовать. Но рейтинги не являются ни общественным мнением, ни индивидуальным мнением. И что люди думают о партиях - на цензурном языке передать сложно. А рейтинги - это данные о намерениях голосовать за кого-то. Это совсем другое. И я лично буду предавать огласке данные опросов. О прогнозах, кстати, в законе вообще ничего не сказано. И пусть ЦИК придирается. Но сначала пусть разберется в элементарных вещах.
Потому что рейтинги не являются ни опросами общественного мнения, ни исследованиями общественного мнения. Рейтинги не являются даже суммой индивидуальных мыслей. Они вообще не являются мнением.
И если социологи прекратят с завтрашнего дня предавать огласке данные своих опросов, это значит, что они глупцы. Или не социологи.
Дело в том, что некоторые социологические центры выдают опрос населения за опрос общественного мнения. Казалось бы, что это сугубо терминологическая проблема. Однако это совсем не так. Потому что общественное мнение - это священная корова демократии. А то, что выясняется во время опроса, не является общественным мнением. А подмена понятий приводит и к подмене политических заключений. Настоящие социологи это прекрасно понимают. Этого не понимают те, кто просто бегает с анкетами.
Поэтому я не считаю, что завтра - последний день предания огласке социологических опросов. И я на этом буду настаивать.
Нужно было написать - нельзя предавать огласке данные о намерениях людей голосовать за кого-то. Тогда бы это было запрещением. А записано о каком-то опросе общественного мнения, чем я лично, например, вообще не занимаюсь.
И к электоральной социологии подобные исследования никакого отношения не имеют.
А вообще - даже если бы мы провели опрос в преддверие выборов, то и эти бы данные отличались от результатов выборов. Однако социологи должны прогнозировать и поведение тех, кто не определился. Однако никто этого не делает".
Но нам не слишком интересно и важно рассматривать тонкости и нюансы вопросов, связанных с самими исследованиями. Гораздо ближе и нужнее попытаться оценить каким же образом интернет-акции, которые проводятся ФЭПом (да и не только им) могут повлиять на отношение украинских властей и политического бомонда к интернету.
Уже есть опыт России и, хотя здесь есть отличие в том, что ФЭП на нынешних украинских выборах проводит удаленные действия, прикрываясь на этот раз не только "неоднозначностью статуса сетевой публикации", но и межгосударственными границами, все-таки сложно рассчитывать на такие же последствия, как и в отработанном российском сценарии. Тем не менее, российская история видится весьма полезной в попытке оценить возможные последствия.
Вот некоторые выдержки из новостийных сообщений на Ленте.Ру (часть которой, кстати, принадлежит тому же ФЭПу) времен 1999 - 2000 годов:
"16 декабря 1999 года начал работу сервер "Выборы в России", новый проект Фонда эффективной политики. В рамках проекта планируется оперативно публиковать свежую информацию о ходе выборов, а также хронику нарушений действующего избирательного законодательства, прогнозы и комментарии.
Авторы проекта позиционируют его как "машину превентивного контроля", которая призвана противодействовать "машине фальсификаций" результатов выборов, отслеживая все возможные нарушения, без которых не обходятся ни одни выборы в России.
Согласно действующему в РФ выборному законодательству, публикация результатов голосования до окончания выборов во всех регионах страны запрещена. Однако Интернет-проекты, не имеющие статуса СМИ, российским выборным законодательством не регулируются. И, безусловно, не могут подпадать под действие каких-либо российских законов информационные ресурсы, расположенные за пределами юрисдикции РФ. Проект "Выборы в России" физически расположен на американском сервере и имеет доменное имя в зоне .com. На сайте проекта 19 декабря с 5.00 до 19.00 по московскому времени будут оперативно публиковаться последние данные о голосовании граждан России из разных регионов (т.н. exit polls).
Методика получения этих данных сводится к следующему: на выходе из избирательных участков интервьюеры будут опрашивать граждан о том, за кого те голосовали. Опросы проводят региональные социологические службы, список которых будет объявлен в момент публикации данных.
Авторы проекта рассчитывают посредством публикации данных, полученных в результате этих exit polls, проконтролировать результаты выборов в Государственную думу. На сайте в режиме реального времени будут публиковаться сообщения обо всех нарушениях, происходящих на избирательных участках страны. Кроме того, на сайте будут размещаться комментарии экспертов, политиков, политологов к предварительным результатам голосования и их прогнозы относительно результата выборов".
****************
"Как сообщает СМИ.Ru, 27 января в Фонд эффективной политики была доставлена повестка из 60-го отделения милиции города Москвы, в которой руководителю ФЭП Глебу Павловскому было предложено явиться в милицию "по вопросу передачи в "Интернет" 19.12.1999".
Напомним, что 19 декабря на сайте "Выборы в России" по адресу www.elections99.com (а затем, после того как этот адрес сделали недоступным - по адресам www.fep.ru и www.elections.ru) представители ФЭП публиковали данные опросов о выборах. За три дня до этого публикация результатов опросов в СМИ была запрещена по "Закону о выборах".
Позже глава ЦИК Александр Вешняков во время обсуждения процедуры выборов особо указал на то, что ФЭП нарушил закон, публикуя данные опросов в Интернете. Однако Глеб Павловский, комментируя эту ситуацию, заявил, что Интернет не является СМИ, и потому запрет на публикацию результатов опросов не распространяется на сайты ФЭП.
Но ЦИК на этом не успокоился. Хотя до сих пор в России нет закона, определяющего все сайты Интернета как "средства массовой информации", глава Центризбиркома уже неоднократно заявлял, что во время президентских выборов Сеть будет рассматриваться как СМИ - то есть владельцев сайтов при обнаружении какого-либо нарушения будут наказывать так же, как руководителей СМИ. Правда, в последнем заявлении на эту тему во вторник Вешняков все-таки уточнил, что рассматривать Интернет как СМИ "в чистом виде" нельзя, для этого нет достаточных правовых оснований, однако "по ряду позиций" законодательство дает ЦИК право подходить к Сети как к средству массовой информации.
Вероятно, вызов Павловского в милицию означает, что его тоже решили наказать, на всякий случай: ведь иначе потом кто-нибудь может обвинить ЦИК в непоследовательности. Такие странные "ходы в прошлое" у ЦИКа уже случались. Достаточно вспомнить историю с Жириновским, партию которого сначала отказались регистрировать, а затем вдруг зарегистрировали после того, как другая партия добилась отмены аналогичного отказа. Но к тому времени Жириновский создал другое объединение - "Блок Жириновского", так что "обратный ход" ЦИКа привел к удивительному казусу: появилось две партии Жириновского, и по списку одной из них Жириновский был зарегистрирован как честный лидер, а по списку другой он оказался нарушителем и зарегистрирован не был.
СМИ.Ru также сообщает, что повестку "по вопросу передачи в Интернете" с приглашением в органы Павловскому принесли позднее указанного для явки срока".
****************
"Фонд эффективной политики" направил запрос в Центральную избирательную комиссию РФ о возможности публиковать в Интернете результаты опроса избирателей (exit polls) в день президентских выборов 26 марта начиная с 07:00 по московскому времени, сообщает РИА "Новости".
По словам представителей ФЭП, если сайт в Интернете не зарегистрирован как средство массовой информации, он не попадает под действие пункта 3 статьи 46 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ограничивающей оглашение результатов до окончания голосования (21:00 по московскому времени).
ФЭП планирует открыть в Интернете сайт, на котором каждые два часа будут публиковаться данные exit polls - опросов уже проголосовавших граждан.
"Мы рассчитываем опросить более 30 тысяч человек по всей России, причем не только в крупных и малонаселенных городах, но даже в селах и деревнях", - отметила в интервью РИА "Новости" директор по новым проектам ФЭП Марина Литвинович. По ее словам, подобная тактика позволяет оценить результаты выборов "очень быстро и с высокой степенью точности".
Напомним, что во время выборов в Государственную думу в декабре 1999 года Фонд эффективной политики на специально созданном сайте "Выборы в России" публиковал данные exit polls, чем вызвал неоднозначную реакцию органов власти".
****************
"21 марта стартовал "ВВП - экспертный сетевой канал". Основная тема проекта - использование сетевых возможностей Рунета для расширения поля дискуссии с целью стимулировать профессиональную политическую экспертизу ситуации в стране. Среди учредителей проекта - Фонд эффективной политики, Русский институт, фонд "Общественное мнение".
Одной из первых акций ВВП станет публикация 26 марта, с 7 часов утра результатов предварительных опросов - "exit polls". Опрос проводится на всей территории России от Камчатки до Калининграда. Цель опроса - оценка в ходе голосования доли голосов, поданных за каждого кандидата в Президенты РФ, а также против всех кандидатов. Всего будет опрошено 80 тысяч человек.
Напомним, что прошлая публикация exit polls "Фондом эффективной политики" во время выборов в Госдуму РФ в декабре вызвала неоднозначную реакцию, и даже называлась некоторыми "противозаконной" - хотя пока на Интеренет не распространяются законы для СМИ. Видимо, учитывая прошлый скандал, создатели сайта ВВП пошли в этот раз другим путем. Вот что говорится в их пресс-релизе:
"Чтобы оградить нашу инициативу от политических манипуляций, вводятся временные ограничения на публичность информации. С четверга по вечер воскресенья 26 марта их публикация в СМИ, согласно ФЗ "О выборах Президента РФ", запрещена. Данные exit polls будут рассылаться по электронной почте на основе регистрации, а также размещаться на сайте www.vvp.ru в формате личного доступа для законного использования".
Директор "Русского института" Глеб Павловский в интервью РИА "Новости" специально уточнил, что "информация на сайте будет помещаться, а не публиковаться". Таким образом, даже если в ближайшие дни Интернет вдруг будет определен как СМИ, к сайту ВВП все равно невозможно будет применить запрет на "публикацию".
У сайта ВВП будут и зеркала: www.26marta.ru и www.26marta.com. Официальная расшифровка загадочной аббревиатуры "ВВП" нам пока не известна, и на сайте она нигде не разъясняется. Поступила лишь информация, что это не "внутренний валовой продукт", как может показаться на первый взгляд.
Напомним, что аналогичная служба рассылки данных exit polls существует в США - опросы избирателей проводятся службой Voter News Service (VNS), организованной совместно компаниями ABC, NBC, CBS, CNN, Fox TV Networks и Associated Press. Результаты опросов поступают в новостные компании с регулярными интервалами в течение дня. Однако условием предоставления такого сервиса является общепринятый запрет на публикацию exit polls до окончания голосования. Тем не менее, запрет уже нарушали многие издания начиная от Slate и заканчивая DrudgeReport. В начале марта, в день самых главных американских "праймериз", даже компания CNN, входящая в VNS, устроила "утечку" данных на несколько минут раньше разрешенного срока.
23 марта Центральная избирательная комиссия РФ прислала ответ на запрос Фонда эффективной политики о возможности публиковать в Интернете результаты опроса избирателей (exit polls) в день президентских выборов 26 марта.
В ответе ЦИКа говорится, что хотя такие публикации запрещены в СМИ, однако запрет не распространяется на публикацию такой информации на сайтах Интернета, которые не являются средствами массовой информации.
Вместе с тем ЦИК напоминает, что по закону о выборах "никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению". Поскольку, по мнению ЦИКа, публикация в Интернете результатов опросов может повлиять на волеизъявление граждан, то такая публикация все равно нарушает федеральный закон и влечет наказание.
Руководитель департамента Фонда эффективной политики и координатор проекта "ВВП. Сетевой экспертный канал" Марина Литвинович, комментируя ответ ЦИКа, заявила:
"Я рада, что ЦИК в ответ на наш запрос признал, во-первых, что Интернет не является СМИ и, во-вторых, что запрет на публикацию результатов опросов и комментариев не распространяется на сайты, находящиеся в сети Интернет. Так что можно сказать, что мы получили официальное разрешение на наш проект. Что касается ремарки ЦИКа о том, что "опросы избирателей могут повлиять на свободное волеизъявление граждан", то это - неуважение к пользователям сети Интернет, которые, я уверена, свой выбор сделают сами и исходя из своих убеждений и предпочтений, а не исходя из результатов опросов. Я убеждена, что "граждане Интернета" не позволят собой манипулировать."
Напомним, что прошлая публикация exit polls Фондом эффективной политики во время выборов в Госдуму РФ в декабре вызвала неоднозначную реакцию властей. Она называлась некоторыми политиками "противозаконной", а глава ЦИК Александр Вешняков обещал относиться к Интернету как к СМИ.
В связи с этим две недели назад Фонд эффективной политики направил в ЦИК запрос. ФЭП мотивировал законность публикации exit polls в Интернете тем, что если web-сайт не зарегистрирован как средство массовой информации, он не попадает под действие пункта 3 статьи 46 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ограничивающей оглашение результатов до окончания голосования.
Напомним также, что в этом году результаты exit polls снова появятся в Интернете в день выборов. Однако теперь эти данные будут рассылаться по электронной почте на основе регистрации, а также размещаться на сайте "ВВП. Сетевой экспертный канал" в формате личного доступа. Директор "Русского института" Глеб Павловский в интервью РИА "Новости" специально уточнил, что "информация на сайте будет помещаться, а не публиковаться".
*****************
"Экспертный центр проекта "ВВП.ru" по адресу: Зубовский бульвар, дом 4, подъезд 8 (метро "Парк культуры") - открылся в воскресенье 26 марта в 11:00.
В течение всего дня, с 11:00 до 19:00, с интервалом в два часа на экранах экспертного центра будут демонстрироваться текущие результаты опросов на выходе из избирательного участка (Exit Polls) на выборах президента Российской Федерации.
Кроме того, в рамках деятельности публичной площадки ВВП.ru состоятся экспертные дискуссии с участием ведущих политологов, социологов и специалистов по общественным отношениям. В экспертном центре организована возможность выхода в Интернет, установлены телевизоры. Предусмотрено угощение гостей.
На брифинге, состоявшемся в воскресенье в 14:15 в экспертном центре проекта "ВВП.ru", руководитель Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон и глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский прокомментировали результаты exit polls, обработанные до 15:00 на сервере ВВП.Ru. По их сведениям, из 80 тысяч респондентов, которых предполагается опросить при выходе с избирательных участков, уже собраны и обработаны ответы 18 тысяч избирателей.
Александр Ослон отметил, что несовпадения между ответами респондентов exit polls и их реальным голосованием зачастую приводят к возникновению весьма серьезной погрешности. Немалую роль в искажении данных играет также отказ проголосовавших от участия в опросах. Однако руководитель ФОМ не видит никаких специальных причин, по которым сколько-нибудь значительной части избирателей на воскресных выборах было бы нужно скрывать свой истинный выбор.
Ослон также указал на серьезное расхождение в политических предпочтениях "утренних" и "вечерних" голосующих. На выборах 1996 года "утро" давало Ельцину и Зюганову ничейный результат, а среди "вечерних" избирателей число сторонников Ельцина втрое превышало число голосующих за коммунистического лидера. В этой связи глава ФОМ считает экстраполяцию уже подсчитанных exit polls на весь день голосования преждевременной. По мнению Ослона, полученные данные не дают оснований говорить о неизбежности второго тура. Накануне выборов опросы показывали, что дело может ограничиться одним туром, и поступающие сведения не дают пока оснований для пересмотра этого прогноза, заявил Александр Ослон.
Со сходной оценкой выступил в прямом эфире ОРТ ведущий специалист Федерального информационного центра "Выборы-2000" Дмитрий Орешкин. Ранее днем Орешкин высказывался о "высокой вероятности" второго тура, однако к 18:00 данные, поступающие в ФИЦ, дали ведущему специалисту основание склоняться к мнению, что президент России будет назван уже сегодня.
Руководитель ФЭП Глеб Павловский, объяснивший смысл и задачи проекта ВВП.Ru, отметил, что Интернет является на сегодняшний день единственным независимым каналом, не приватизированным в пользу кого-либо из участников политической борьбы. По мнению Павловского, нынешние выборы знаменуют закат традиционных СМИ и потерю ими влияния на аудиторию".
************************************************************************************************************************
"На заседании Всемирного конгресса по информационному сотрудничеству выступил глава Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский.
По словам главы ФЭПа, десять лет назад людям предоставляли ненужную информацию в большом количестве и совсем не давали нужной - таким образом людей отсекали от влияния на политическую жизнь страны. Центральный момент той ситуации, по мнению Павловского, - разделение общества на тех, кто имеет доступ к благам и свободам демократии, и, в частности, к необходимой информации, и тех, кто не имеет такого доступа. Павловский назвал это явление "информационными ножницами".
В начале 90-х годов гражданские организации привели общество к демократической революции, что привело к возникновению в России демократических свобод. По словам Павловского, через некоторое время после этого гражданские организации в России были отстранены от влияния на власть и доступа к информационным ресурсам. "Мы привели в страну достижения мировой политической традиции, а их тут же закрыли от большинства населения", - сообщил Глеб Павловский. Это, по его словам, главная причина, по которой Россия, не являющаяся изначально бедной страной, в короткий срок стала "акцентированно нищей".
По утверждению Павловского, до последнего времени население получало массу специально организованной информации, что реализовывалось в рамках так называемых "инсценировок" в СМИ, в которых добровольно принимали участие журналисты.
Администрация Владимира Путина, по словам Павловского, практически ликвидировала механизм дорогостоящих политических шоу для населения, информационных постановок на заказ, сообщает "Страна.Ru".
Также, по утверждению Павловского, решающий вклад в дело демократизации информационного поля и ликвидации "информационных ножниц" внесло развитие в России Интернета и интернет-СМИ.
По данным главы ФЭПа, в русском Интернете появилось более 3800 различных изданий, причем две трети из них не являются аналогами или сетевыми представительствами "офлайновых", то есть традиционных СМИ".
*********************************************************************************************************************
Делать какие-либо выводы пока не представляется возможным, поскольку на данный момент отсутствует официальная реакция украинских властей на появление проекта ukr.ru и на информацию, которая там опубликована. Можно лишь прогнозировать, что с одной стороны подобные акции могут повысить уровень значимости и восприятие влиятельности информационного интернета в глазах многих субъектов украинской власти и политического бомонда. Однако, с другой стороны, эта акция может оказать и негативное влияние, и в Украине более активными темпами продолжится процесс по урегулированию правового статуса информации в интернете со всеми вытекающими последствиями.
АИН будет пристально наблюдать за продолжением этой истории.
Проект предполагает публиковать данные по электоральным предпочтениям украинских избирателей, которые будут получены в результате социологических опросов фондом "Общественное мнение". В ходе работы проекта новые данные опросов, проводимых фондом "Общественное мнение", будут публиковаться еженедельно.
Создатели проекта не скрывают, что в Украине публикация социологических данных в СМИ запрещена за две недели до выборов. Но, как говорится в официальном пресс-релизе по поводу открытия проекта, дайджест "Выборы в Украине" не зарегистрирован в качестве СМИ и, кроме того, является российским проектом.
Таким образом, ФЭП отрабатывает в Украине все те старые технологии, которые уже были апробированы в Рунете. В ФЭПовской методичке под названием "Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика" данная технология называется "Легитимизация информации с использованием неоднозначности статуса сетевой публикации". Кратко поясняется, что по этой схеме на сайтах, незарегистрированных в качестве СМИ, публикуются материалы, опубликовать которые иным образом принципиально невозможно.
Примеры реализации этой технологии в России: агитационные материалы на сайтах политических партий и персональных сайтах политиков, как правило, остаются доступными и в день выборов; 19 декабря 1999 года на сайте "Выборы в России" публиковались результаты exit polls в режиме реального времени, аналогично - 26 марта 2000 года на сайте "ВВП.Ru".
Если следовать этой методичке, то публикация данных социологических опросов на ukr.ru - это еще цветочки. Ягодки будут в день выборов, когда, видимо, следует ожидать и публикацию результатов exit polls. В сравнении с социологическими опросами, exit polls может быть еще более "страшным оружием". Этот продукт представляет собой данные опросов избирателей на избирательных участках после того как они проголосовали. Такие опросы, как правило, позволяют практически в режиме онлайн давать оценочные прогнозы по поводу победы той или иной политической силы.
Представляете, как классно - пойти голосовать часам к 12, а перед этим полезть в интернет и посмотреть какой же там расклад, чтобы голос "зря не пропал", т.е. голосовать не по убеждениям, а "за компанию". В связи с тем, что те же данные социологических опросов показывают, что процент избирателей еще не определившихся в своих предпочтениях достаточно высок (около 20%), то можно ожидать, что часть из них вообще на выборы не пойдет, а часть пойдет, повинуясь стадному инстинкту. При такой ситуации данные exit polls, опубликованные во время выборов являются весьма эффективным орудием влияния на предпочтения избирателей.
Данные социологических опоросов также можно расценивать как оружие "массового поражения". Социологические страсти вокруг выборов разгорелись в Украине задолго до 15 марта, когда был не только открыт сайт ukr.ru, но еще и согласно Закону Украины о выборах, за 15 дней до голосования было запрещено публиковать в СМИ данные о рейтингах субъектов избирательной кампании. Но мы не собираемся вдаваться в суть этих тонкостей с политическим запахом. Для интересующихся можем предложить пару ссылок на публикации в Украинской Правде, которые представляют весьма радикальную оценку ситуации под интригующими названиями: Вот они, проститутки! и Социология для идиотов.
Можно лишь отметить, что в теме о законности публикации политических предвыборных социследовниях далеко не все так просто и однозначно. Так, например, в интервью интернет-газете ForUm Александр Вишняк (Ukrainian Sociology Service) 14 марта заявил: "Прежде всего, я хочу сказать вот о чем. В законе о выборах написано, что опрос волеизъявления избирателей запрещается проводить в день выборов до окончания голосования.
Это понятно. И никто, конечно, этого делать не будет. А еще в законе записано - СМИ запрещается предавать огласке результаты опроса общественного мнения. Так вот - опроса общественного мнения вообще не существует. Общественное мнение опросить нельзя, потому что никто не знает, где оно живет.
Опрашивать можно избирателей. А общественное мнение можно только исследовать. Но рейтинги не являются ни общественным мнением, ни индивидуальным мнением. И что люди думают о партиях - на цензурном языке передать сложно. А рейтинги - это данные о намерениях голосовать за кого-то. Это совсем другое. И я лично буду предавать огласке данные опросов. О прогнозах, кстати, в законе вообще ничего не сказано. И пусть ЦИК придирается. Но сначала пусть разберется в элементарных вещах.
Потому что рейтинги не являются ни опросами общественного мнения, ни исследованиями общественного мнения. Рейтинги не являются даже суммой индивидуальных мыслей. Они вообще не являются мнением.
И если социологи прекратят с завтрашнего дня предавать огласке данные своих опросов, это значит, что они глупцы. Или не социологи.
Дело в том, что некоторые социологические центры выдают опрос населения за опрос общественного мнения. Казалось бы, что это сугубо терминологическая проблема. Однако это совсем не так. Потому что общественное мнение - это священная корова демократии. А то, что выясняется во время опроса, не является общественным мнением. А подмена понятий приводит и к подмене политических заключений. Настоящие социологи это прекрасно понимают. Этого не понимают те, кто просто бегает с анкетами.
Поэтому я не считаю, что завтра - последний день предания огласке социологических опросов. И я на этом буду настаивать.
Нужно было написать - нельзя предавать огласке данные о намерениях людей голосовать за кого-то. Тогда бы это было запрещением. А записано о каком-то опросе общественного мнения, чем я лично, например, вообще не занимаюсь.
И к электоральной социологии подобные исследования никакого отношения не имеют.
А вообще - даже если бы мы провели опрос в преддверие выборов, то и эти бы данные отличались от результатов выборов. Однако социологи должны прогнозировать и поведение тех, кто не определился. Однако никто этого не делает".
Но нам не слишком интересно и важно рассматривать тонкости и нюансы вопросов, связанных с самими исследованиями. Гораздо ближе и нужнее попытаться оценить каким же образом интернет-акции, которые проводятся ФЭПом (да и не только им) могут повлиять на отношение украинских властей и политического бомонда к интернету.
Уже есть опыт России и, хотя здесь есть отличие в том, что ФЭП на нынешних украинских выборах проводит удаленные действия, прикрываясь на этот раз не только "неоднозначностью статуса сетевой публикации", но и межгосударственными границами, все-таки сложно рассчитывать на такие же последствия, как и в отработанном российском сценарии. Тем не менее, российская история видится весьма полезной в попытке оценить возможные последствия.
Вот некоторые выдержки из новостийных сообщений на Ленте.Ру (часть которой, кстати, принадлежит тому же ФЭПу) времен 1999 - 2000 годов:
"16 декабря 1999 года начал работу сервер "Выборы в России", новый проект Фонда эффективной политики. В рамках проекта планируется оперативно публиковать свежую информацию о ходе выборов, а также хронику нарушений действующего избирательного законодательства, прогнозы и комментарии.
Авторы проекта позиционируют его как "машину превентивного контроля", которая призвана противодействовать "машине фальсификаций" результатов выборов, отслеживая все возможные нарушения, без которых не обходятся ни одни выборы в России.
Согласно действующему в РФ выборному законодательству, публикация результатов голосования до окончания выборов во всех регионах страны запрещена. Однако Интернет-проекты, не имеющие статуса СМИ, российским выборным законодательством не регулируются. И, безусловно, не могут подпадать под действие каких-либо российских законов информационные ресурсы, расположенные за пределами юрисдикции РФ. Проект "Выборы в России" физически расположен на американском сервере и имеет доменное имя в зоне .com. На сайте проекта 19 декабря с 5.00 до 19.00 по московскому времени будут оперативно публиковаться последние данные о голосовании граждан России из разных регионов (т.н. exit polls).
Методика получения этих данных сводится к следующему: на выходе из избирательных участков интервьюеры будут опрашивать граждан о том, за кого те голосовали. Опросы проводят региональные социологические службы, список которых будет объявлен в момент публикации данных.
Авторы проекта рассчитывают посредством публикации данных, полученных в результате этих exit polls, проконтролировать результаты выборов в Государственную думу. На сайте в режиме реального времени будут публиковаться сообщения обо всех нарушениях, происходящих на избирательных участках страны. Кроме того, на сайте будут размещаться комментарии экспертов, политиков, политологов к предварительным результатам голосования и их прогнозы относительно результата выборов".
****************
"Как сообщает СМИ.Ru, 27 января в Фонд эффективной политики была доставлена повестка из 60-го отделения милиции города Москвы, в которой руководителю ФЭП Глебу Павловскому было предложено явиться в милицию "по вопросу передачи в "Интернет" 19.12.1999".
Напомним, что 19 декабря на сайте "Выборы в России" по адресу www.elections99.com (а затем, после того как этот адрес сделали недоступным - по адресам www.fep.ru и www.elections.ru) представители ФЭП публиковали данные опросов о выборах. За три дня до этого публикация результатов опросов в СМИ была запрещена по "Закону о выборах".
Позже глава ЦИК Александр Вешняков во время обсуждения процедуры выборов особо указал на то, что ФЭП нарушил закон, публикуя данные опросов в Интернете. Однако Глеб Павловский, комментируя эту ситуацию, заявил, что Интернет не является СМИ, и потому запрет на публикацию результатов опросов не распространяется на сайты ФЭП.
Но ЦИК на этом не успокоился. Хотя до сих пор в России нет закона, определяющего все сайты Интернета как "средства массовой информации", глава Центризбиркома уже неоднократно заявлял, что во время президентских выборов Сеть будет рассматриваться как СМИ - то есть владельцев сайтов при обнаружении какого-либо нарушения будут наказывать так же, как руководителей СМИ. Правда, в последнем заявлении на эту тему во вторник Вешняков все-таки уточнил, что рассматривать Интернет как СМИ "в чистом виде" нельзя, для этого нет достаточных правовых оснований, однако "по ряду позиций" законодательство дает ЦИК право подходить к Сети как к средству массовой информации.
Вероятно, вызов Павловского в милицию означает, что его тоже решили наказать, на всякий случай: ведь иначе потом кто-нибудь может обвинить ЦИК в непоследовательности. Такие странные "ходы в прошлое" у ЦИКа уже случались. Достаточно вспомнить историю с Жириновским, партию которого сначала отказались регистрировать, а затем вдруг зарегистрировали после того, как другая партия добилась отмены аналогичного отказа. Но к тому времени Жириновский создал другое объединение - "Блок Жириновского", так что "обратный ход" ЦИКа привел к удивительному казусу: появилось две партии Жириновского, и по списку одной из них Жириновский был зарегистрирован как честный лидер, а по списку другой он оказался нарушителем и зарегистрирован не был.
СМИ.Ru также сообщает, что повестку "по вопросу передачи в Интернете" с приглашением в органы Павловскому принесли позднее указанного для явки срока".
****************
"Фонд эффективной политики" направил запрос в Центральную избирательную комиссию РФ о возможности публиковать в Интернете результаты опроса избирателей (exit polls) в день президентских выборов 26 марта начиная с 07:00 по московскому времени, сообщает РИА "Новости".
По словам представителей ФЭП, если сайт в Интернете не зарегистрирован как средство массовой информации, он не попадает под действие пункта 3 статьи 46 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ограничивающей оглашение результатов до окончания голосования (21:00 по московскому времени).
ФЭП планирует открыть в Интернете сайт, на котором каждые два часа будут публиковаться данные exit polls - опросов уже проголосовавших граждан.
"Мы рассчитываем опросить более 30 тысяч человек по всей России, причем не только в крупных и малонаселенных городах, но даже в селах и деревнях", - отметила в интервью РИА "Новости" директор по новым проектам ФЭП Марина Литвинович. По ее словам, подобная тактика позволяет оценить результаты выборов "очень быстро и с высокой степенью точности".
Напомним, что во время выборов в Государственную думу в декабре 1999 года Фонд эффективной политики на специально созданном сайте "Выборы в России" публиковал данные exit polls, чем вызвал неоднозначную реакцию органов власти".
****************
"21 марта стартовал "ВВП - экспертный сетевой канал". Основная тема проекта - использование сетевых возможностей Рунета для расширения поля дискуссии с целью стимулировать профессиональную политическую экспертизу ситуации в стране. Среди учредителей проекта - Фонд эффективной политики, Русский институт, фонд "Общественное мнение".
Одной из первых акций ВВП станет публикация 26 марта, с 7 часов утра результатов предварительных опросов - "exit polls". Опрос проводится на всей территории России от Камчатки до Калининграда. Цель опроса - оценка в ходе голосования доли голосов, поданных за каждого кандидата в Президенты РФ, а также против всех кандидатов. Всего будет опрошено 80 тысяч человек.
Напомним, что прошлая публикация exit polls "Фондом эффективной политики" во время выборов в Госдуму РФ в декабре вызвала неоднозначную реакцию, и даже называлась некоторыми "противозаконной" - хотя пока на Интеренет не распространяются законы для СМИ. Видимо, учитывая прошлый скандал, создатели сайта ВВП пошли в этот раз другим путем. Вот что говорится в их пресс-релизе:
"Чтобы оградить нашу инициативу от политических манипуляций, вводятся временные ограничения на публичность информации. С четверга по вечер воскресенья 26 марта их публикация в СМИ, согласно ФЗ "О выборах Президента РФ", запрещена. Данные exit polls будут рассылаться по электронной почте на основе регистрации, а также размещаться на сайте www.vvp.ru в формате личного доступа для законного использования".
Директор "Русского института" Глеб Павловский в интервью РИА "Новости" специально уточнил, что "информация на сайте будет помещаться, а не публиковаться". Таким образом, даже если в ближайшие дни Интернет вдруг будет определен как СМИ, к сайту ВВП все равно невозможно будет применить запрет на "публикацию".
У сайта ВВП будут и зеркала: www.26marta.ru и www.26marta.com. Официальная расшифровка загадочной аббревиатуры "ВВП" нам пока не известна, и на сайте она нигде не разъясняется. Поступила лишь информация, что это не "внутренний валовой продукт", как может показаться на первый взгляд.
Напомним, что аналогичная служба рассылки данных exit polls существует в США - опросы избирателей проводятся службой Voter News Service (VNS), организованной совместно компаниями ABC, NBC, CBS, CNN, Fox TV Networks и Associated Press. Результаты опросов поступают в новостные компании с регулярными интервалами в течение дня. Однако условием предоставления такого сервиса является общепринятый запрет на публикацию exit polls до окончания голосования. Тем не менее, запрет уже нарушали многие издания начиная от Slate и заканчивая DrudgeReport. В начале марта, в день самых главных американских "праймериз", даже компания CNN, входящая в VNS, устроила "утечку" данных на несколько минут раньше разрешенного срока.
23 марта Центральная избирательная комиссия РФ прислала ответ на запрос Фонда эффективной политики о возможности публиковать в Интернете результаты опроса избирателей (exit polls) в день президентских выборов 26 марта.
В ответе ЦИКа говорится, что хотя такие публикации запрещены в СМИ, однако запрет не распространяется на публикацию такой информации на сайтах Интернета, которые не являются средствами массовой информации.
Вместе с тем ЦИК напоминает, что по закону о выборах "никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению". Поскольку, по мнению ЦИКа, публикация в Интернете результатов опросов может повлиять на волеизъявление граждан, то такая публикация все равно нарушает федеральный закон и влечет наказание.
Руководитель департамента Фонда эффективной политики и координатор проекта "ВВП. Сетевой экспертный канал" Марина Литвинович, комментируя ответ ЦИКа, заявила:
"Я рада, что ЦИК в ответ на наш запрос признал, во-первых, что Интернет не является СМИ и, во-вторых, что запрет на публикацию результатов опросов и комментариев не распространяется на сайты, находящиеся в сети Интернет. Так что можно сказать, что мы получили официальное разрешение на наш проект. Что касается ремарки ЦИКа о том, что "опросы избирателей могут повлиять на свободное волеизъявление граждан", то это - неуважение к пользователям сети Интернет, которые, я уверена, свой выбор сделают сами и исходя из своих убеждений и предпочтений, а не исходя из результатов опросов. Я убеждена, что "граждане Интернета" не позволят собой манипулировать."
Напомним, что прошлая публикация exit polls Фондом эффективной политики во время выборов в Госдуму РФ в декабре вызвала неоднозначную реакцию властей. Она называлась некоторыми политиками "противозаконной", а глава ЦИК Александр Вешняков обещал относиться к Интернету как к СМИ.
В связи с этим две недели назад Фонд эффективной политики направил в ЦИК запрос. ФЭП мотивировал законность публикации exit polls в Интернете тем, что если web-сайт не зарегистрирован как средство массовой информации, он не попадает под действие пункта 3 статьи 46 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ограничивающей оглашение результатов до окончания голосования.
Напомним также, что в этом году результаты exit polls снова появятся в Интернете в день выборов. Однако теперь эти данные будут рассылаться по электронной почте на основе регистрации, а также размещаться на сайте "ВВП. Сетевой экспертный канал" в формате личного доступа. Директор "Русского института" Глеб Павловский в интервью РИА "Новости" специально уточнил, что "информация на сайте будет помещаться, а не публиковаться".
*****************
"Экспертный центр проекта "ВВП.ru" по адресу: Зубовский бульвар, дом 4, подъезд 8 (метро "Парк культуры") - открылся в воскресенье 26 марта в 11:00.
В течение всего дня, с 11:00 до 19:00, с интервалом в два часа на экранах экспертного центра будут демонстрироваться текущие результаты опросов на выходе из избирательного участка (Exit Polls) на выборах президента Российской Федерации.
Кроме того, в рамках деятельности публичной площадки ВВП.ru состоятся экспертные дискуссии с участием ведущих политологов, социологов и специалистов по общественным отношениям. В экспертном центре организована возможность выхода в Интернет, установлены телевизоры. Предусмотрено угощение гостей.
На брифинге, состоявшемся в воскресенье в 14:15 в экспертном центре проекта "ВВП.ru", руководитель Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон и глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский прокомментировали результаты exit polls, обработанные до 15:00 на сервере ВВП.Ru. По их сведениям, из 80 тысяч респондентов, которых предполагается опросить при выходе с избирательных участков, уже собраны и обработаны ответы 18 тысяч избирателей.
Александр Ослон отметил, что несовпадения между ответами респондентов exit polls и их реальным голосованием зачастую приводят к возникновению весьма серьезной погрешности. Немалую роль в искажении данных играет также отказ проголосовавших от участия в опросах. Однако руководитель ФОМ не видит никаких специальных причин, по которым сколько-нибудь значительной части избирателей на воскресных выборах было бы нужно скрывать свой истинный выбор.
Ослон также указал на серьезное расхождение в политических предпочтениях "утренних" и "вечерних" голосующих. На выборах 1996 года "утро" давало Ельцину и Зюганову ничейный результат, а среди "вечерних" избирателей число сторонников Ельцина втрое превышало число голосующих за коммунистического лидера. В этой связи глава ФОМ считает экстраполяцию уже подсчитанных exit polls на весь день голосования преждевременной. По мнению Ослона, полученные данные не дают оснований говорить о неизбежности второго тура. Накануне выборов опросы показывали, что дело может ограничиться одним туром, и поступающие сведения не дают пока оснований для пересмотра этого прогноза, заявил Александр Ослон.
Со сходной оценкой выступил в прямом эфире ОРТ ведущий специалист Федерального информационного центра "Выборы-2000" Дмитрий Орешкин. Ранее днем Орешкин высказывался о "высокой вероятности" второго тура, однако к 18:00 данные, поступающие в ФИЦ, дали ведущему специалисту основание склоняться к мнению, что президент России будет назван уже сегодня.
Руководитель ФЭП Глеб Павловский, объяснивший смысл и задачи проекта ВВП.Ru, отметил, что Интернет является на сегодняшний день единственным независимым каналом, не приватизированным в пользу кого-либо из участников политической борьбы. По мнению Павловского, нынешние выборы знаменуют закат традиционных СМИ и потерю ими влияния на аудиторию".
************************************************************************************************************************
"На заседании Всемирного конгресса по информационному сотрудничеству выступил глава Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский.
По словам главы ФЭПа, десять лет назад людям предоставляли ненужную информацию в большом количестве и совсем не давали нужной - таким образом людей отсекали от влияния на политическую жизнь страны. Центральный момент той ситуации, по мнению Павловского, - разделение общества на тех, кто имеет доступ к благам и свободам демократии, и, в частности, к необходимой информации, и тех, кто не имеет такого доступа. Павловский назвал это явление "информационными ножницами".
В начале 90-х годов гражданские организации привели общество к демократической революции, что привело к возникновению в России демократических свобод. По словам Павловского, через некоторое время после этого гражданские организации в России были отстранены от влияния на власть и доступа к информационным ресурсам. "Мы привели в страну достижения мировой политической традиции, а их тут же закрыли от большинства населения", - сообщил Глеб Павловский. Это, по его словам, главная причина, по которой Россия, не являющаяся изначально бедной страной, в короткий срок стала "акцентированно нищей".
По утверждению Павловского, до последнего времени население получало массу специально организованной информации, что реализовывалось в рамках так называемых "инсценировок" в СМИ, в которых добровольно принимали участие журналисты.
Администрация Владимира Путина, по словам Павловского, практически ликвидировала механизм дорогостоящих политических шоу для населения, информационных постановок на заказ, сообщает "Страна.Ru".
Также, по утверждению Павловского, решающий вклад в дело демократизации информационного поля и ликвидации "информационных ножниц" внесло развитие в России Интернета и интернет-СМИ.
По данным главы ФЭПа, в русском Интернете появилось более 3800 различных изданий, причем две трети из них не являются аналогами или сетевыми представительствами "офлайновых", то есть традиционных СМИ".
*********************************************************************************************************************
Делать какие-либо выводы пока не представляется возможным, поскольку на данный момент отсутствует официальная реакция украинских властей на появление проекта ukr.ru и на информацию, которая там опубликована. Можно лишь прогнозировать, что с одной стороны подобные акции могут повысить уровень значимости и восприятие влиятельности информационного интернета в глазах многих субъектов украинской власти и политического бомонда. Однако, с другой стороны, эта акция может оказать и негативное влияние, и в Украине более активными темпами продолжится процесс по урегулированию правового статуса информации в интернете со всеми вытекающими последствиями.
АИН будет пристально наблюдать за продолжением этой истории.