Чиновники і криптовалюта в законі: як буде відбуватися декларування біткоїнів в Україні

П'ятниця, 22 листопада 2019, 14:30

Совсем недавно произошло событие, важность которого сложно переоценить: понятие "криптовалюта" впервые было использовано в действующем законе в Украине. И пока финансовые регуляторы и эксперты спорят по поводу определения правовой природы криптовалют, закон уже обязывает определенные категории граждан декларировать владение криптовалютами.

Речь идет о вступившем в силу 18 октября 2019 года законе Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предотвращения коррупции" №140-IX. Он вносит изменения в Закон Украины "О предотвращении коррупции" (Закон о коррупции) и устанавливает необходимость декларировать криптовалюту как нематериальный актив.

Соответствующая норма вступает в силу с 1 января 2020 года.

Закон о коррупции не дает определения понятия "криптовалюта". Учитывая отсутствие его также в других законах Украины, это создает пространство для разночтений и спорных ситуаций.

Почему криптовалюты появились в декларациях некоторых чиновников?

Уже более 10 лет прошло с тех пор, как в нашу реальность вошло понятие "криптовалюта" и ее первый представитель – Bitcoin.

Несмотря на сложность понятия, а также очень непростую техническую реализацию, криптовалюты постепенно стали частью правовой реальности. Сохраняя неурегулированный правовой статус, названия криптовалют все чаще встречаются в судебных решениях (в основном в уголовных производствах), а также в проектах законов.

Неурегулированость статуса криптовалюты породила соблазны использовать их как объяснение источников происхождения средств.

Ранее необходимость декларирования криптовалют законом не устанавливалась. Но многие декларанты посчитали необходимым включить их в свои декларации еще с момента запуска процедуры электронного декларирования.

Ресурс declarations.com.ua по запросу "криптовалюта" выдает ссылки на 648 деклараций, а в декларациях за 2018 год такой вид актива упоминается 261 раз.

Распространенным является мнение, что таким образом декларанты могут решать задачу легализации доходов. Например, Bitcoin с момента своего появления вырос в цене многократно (фактически в миллионы раз). Декларируя приобретение в собственность криптовалюты, например, 10 лет назад, кажется, что достаточно легко обосновать наличие значительных денежных средств в более поздние периоды.

При этом считается, что такую информацию очень сложно или даже невозможно проверить, поскольку операции с криптовалютой являются непрослеживаемыми (невозможно отнести группу действий к некоторому пользователю в сети) и анонимными (невозможно достоверно установить личность пользователя в этой сети).

На самом деле – это заблуждение. Приватность операций с Bitcoin и многими другими криптовалютами можно потерять, поскольку из-за особенностей технологии, а также из-за ошибочных действий пользователя, может быть установлена связь конкретного лица с конкретным крипто-кошельком, а также отдельными операциями с его использованием.

Криптовалюты теряют анонимность

Транзакции всех пользователей Bitcoin записываются в явном виде в общедоступной базе данных (блокчейне) и остаются там навсегда, что дает возможность их отслеживать и анализировать напрямую либо с использованием программного обеспечения.

При совершении любого платежа его размер, остаточные балансы и все предыдущие и последующие транзакции участников становятся доступны всем желающим. До тех пор, пока не установлено соответствие между анализируемым адресом и конкретным человеком, эта информация носит абстрактный характер.

Но как только произойдет взаимодействие с физическим миром (например, будет зафиксирован IP-адрес, банковские реквизиты при покупке/продаже фиатной валюты за криптовалюту, адрес доставки товара и т.д.), то можно будет однозначно проследить всю финансовую историю конкретного человека.

Желающие запутать историю своих транзакций могут пропустить платежи через последовательность своих или чужих адресов (например, биржи, казино и т.д.). Но независимо от числа таких операций вся цепочка транзакций фиксируется и доступна для последующего анализа.

Реклама:
Несколько лет назад группа разработчиков CryptoLux провела исследование анонимности транзакций в сети Bitcoin и доказала, что можно успешно деанонимизировать до 60% адресов. В своей работе они показали возможность привязки биткоин-счета к IP-адресам пользователей, даже если те пользуются сетью Tor или другими подобными программами.

Существуют криптовалюты, технология которых на данном этапе позволяет обеспечить более высокую степень приватности (например, Monero, Dash и Zcash), однако они пока что менее распространены.

Технологии деанонимизации операций с криптовалютой постоянно совершенствуются, и поэтому приватность таких операций во многих случаях зависит лишь от ресурсов, которые могут быть затрачены лицом, заинтересованным в их раскрытии.

Что дальше?

Не обошлось без нестыковок: в Законе №140-IX норма, дополняющая закон о коррупции необходимостью декларирования криптовалют, звучит следующим образом: "у статті 46 перше речення пункту 6 доповнити словом "криптовалюти".

Вероятно, перед словом "криптовалюты" законодателем пропущена запятая, поскольку без этого фраза лишена смысла. В информационной базе "Лига Закон" редакция Закона о коррупции содержит запятую в этом месте, а база законодательства на zakon.rada.gov.ua – нет.

Надеемся, в ближайшее время неточность будет устранена или НАПК (Национальное агентство по противодействию коррупции) воспользуется своим правом на разъяснение закона о коррупции и уточнит смысл нормы.

Согласно закону о коррупции, при декларировании нематериальных активов (а значит, и криптовалют) в декларации необходимо включить данные о виде и характеристиках таких активов, стоимости активов на момент возникновения права собственности, а также о дате возникновения права на них.

Пока что непонятно, что именно будет требовать раскрывать НАПК для описания "характеристик таких активов", однако не исключено, что потребуется раскрытие информации о номере кошелька, на котором хранятся соответствующие криптовалюты.

Все эти данные, по сути, существенно снижают приватность данных о "криптооперациях" декларанта перед НАПК (в том числе произошедших в прошлом) и декларантам следует с особой внимательностью подойти к вопросу декларирования таких активов после 1 января 2020 года.

Ведь НАПК, получив дополнительную информацию от декларанта, потенциально сможет на основании информации в блокчейне проверить достоверность того, что декларируется и декларировалось ранее. А нестыковки могут быть основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности.

Так что время простых решений и простых объяснений прошло.

Николай Мельничук, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною