Порошенко і Тимошенко як дві сторони однієї монети

Середа, 23 січня 2019, 14:30

Нынешняя президентская кампания отличается рядом уникальных особенностей.

Одной из самых важных является то, что кандидаты в подавляющем большинстве не обладают стратегическим и целостным видением того, куда они в случае победы будут вести страну.

Однозначный приоритет ими отдаётся тактическим решениям и технологическим ходам. Которые дают возможность обеспечить рейтинговое преимущество над соперниками и в конечном итоге увеличить свои шансы на победу.

Такое предвыборное позиционирование вполне оправдано для электоральных перспектив этих кандидатов. В то же время, для дальнейшего формирования гражданского общества и будущего страны такое позиционирование является контрпродуктивным.

Как отмечает бывший секретарь СНБО Владимир Горбулин, успешность завтрашней Украины зависит от того, способны ли будут элиты после выборов сформировать качественный образ будущего, подняться над местечковой оценкой реальности и заглянуть за горизонт:

"Страшит не столько количество претендентов в украинские президенты, сколько отсутствие у многих из них внятных и понятных программ, стратегического видения будущего, адекватного понимания международной ситуации, осознания степени и характера угрозы, исходящей от России.

В обоймах кандидатов на пальцах одной руки можно пересчитать людей, способных мыслить и просчитывать ситуацию хотя бы на два шага дальше".

Одинокий прецедент кандидата в президенты

Собственно, в отечественной истории выборов было всего одно предложение действительно более-менее целостной программы видения будущего страны после победы кандидата на выборах.

Когда на президентской кампании 2004 года кандидат Ющенко предложил программу "Десять шагов навстречу людям". То, что это было сделано по рекомендации и лекалам американских политтехнологов, в данном случае второстепенно.

Главное в том, что за четыре месяца до голосования украинцы получили от кандидата ясную картину того, какую страну он будет строить в случае своей победы.

Сейчас, за два с небольшим месяца до выборов ни один из кандидатов подобной программы не предоставил. Не смотря на то, что сейчас ситуация гораздо более сложная и тревожная для Украины, чем накануне тоже непростых и переломных выборов-2004.

В том числе этого не сделали два ближайших соратника Ющенко на той кампании и нынешние непримиримые оппоненты – Порошенко и Тимошенко.

Да, идя в президенты, Петр Порошенко и Юлия Тимошенко обещали построить новую Украину. Делали это каждый по-своему и на разных президентских кампаниях.

Порошенко сделал обещания "жизни по-новому" основным месседжем своей кампании в 2014-ом году. Главное было попасть в резонанс с сущностной, глубинной и непреодолимой потребностью общества жить по-новому после победы Евромайдана.

Тогда главный технолог Порошенко Игорь Грынив с этим лозунгом попал "прямо в яблочко". На нынешних выборах из-за громадного уровня недоверия к его обещаниям Порошенко повторить приём с "жизнью по-новому" не смог бы при всём желании.

Зато Тимошенко провозгласила масштабный "новый курс" на старте своей кампании в июне прошлого года. И за полгода провела целый ряд ярких форумов по этой тематике, главным заданием которых было закрепление её позиционирования как лидера избирательной кампании. А не предложение обществу чёткой и понятной программы её версии "жизни по-новому". Будь по-другому – такая программа была бы предложена ею уже давно.

Тимошенко vs Порошенко = аверс vs реверс

На практике и Порошенко, и Тимошенко навязывают обществу на нынешних выборах повестку не вчерашнего, а позавчерашнего дня.

И дело даже не в том, что Тимошенко не смогла удержать предложенный ей штабом новый технологический "каркас нового курса". Предполагавший конструктивную, позитивную позицию и предложение целостного комплексного плана проведения реформ в ключевых сферах жизни страны.

Юлия Владимировна быстро вернулась к испытанной тактике позиционирования себя непримиримым оппонентом №1 лично Порошенко. С сопутствующей тотальной дискредитацией противника и целым букетом впечатляющих электорат популистских и невыполнимых обещаний.

С точки зрения сохранения лидирующей позиции в рейтингах этот разворот "прочь от нового конструктива" как технологический приём был оправдан. Как показывают соцопросы, "ядерный электорат" Тимошенко без особых сложностей воспринял гремучую смесь конструктивного позиционирования лидера-новатора и её традиционной безотказной тактики тотальной уничтожающей критики оппонента.

Реклама:
Но при этом своё относительное преимущество перед Порошенко и остальными участниками выборов Тимошенко так и не смогла сделать абсолютным. И уйти в непреодолимый отрыв от преследователей.

С другой стороны, дело и не в том, что Порошенко, де-факто, вынужден полностью повторять предвыборную тактику своего бывшего шефа, президента Ющенко. Но не на выборах-2004, а на выборах-2010. Когда, лишь формально претендуя на второй президентский срок, Ющенко строил свою избирательную кампанию на демонстрации успехов и побед первого президентского срока.

То же делает сейчас и Порошенко. Хотя претендует на второй срок, в отличие от Ющенко в 2010 году, по-настоящему.

Таким образом, предлагая обществу две разные избирательные повестки, Пётр Порошенко и Юлия Тимошенко позиционируют себя как "непримиримые оппоненты". Действительно, во многих частностях политической и бизнес-деятельности они радикально расходятся.

Но при этом оба синхронно навязывают обществу политические повестки дня, актуальные для страны до-Евромайданного периода. Поскольку по сути своей политической природы оба являются сиамскими близнецами — выходцами из "кучминой шинели".

Именно при Кучме и по правилам политики и бизнеса той эпохи оба они сформировались и как политики, и как бизнесмены. Со всеми присущими той эпохе характерными чертами modus vivendi больших бизнесменов, пришедших в политику. И, как показывает практика, сохранивших эти архетипические черты. Несмотря на два Майдана и обилие перемен в Украине после Кучмы.

Поэтому, не смотря на внешний антагонизм, который усиленно навязывается избирателям штабами этих кандидатов, они оба говорят на одном языке, мыслят в одной парадигме и делают плюс-минус одинаково одно и то же.

Их позиционирование на этих выборах можно назвать двумя сторонами одной монеты. Аверс и реверс внешне кардинально не похожи друг на друга. Но при этом оба они являются частями одной монеты. Конкретного номинала – одинакового и для аверса, и для реверса.

То, что Порошенко и Тимошенко вполне могут не только мирно сосуществовать друг с другом, но и эффективно сотрудничать, доказывает практика их многолетней деятельности в политике.

В частности, и заместитель главы избирательного штаба кандидата Ющенко на выборах 2004 года Порошенко, и Тимошенко (подписавшая с Ющенко договор о создании предвыборной коалиции "Сила народа" летом 2004 года) успешно сотрудничали для победы Ющенко.

Каждый из них при этом надеялся занять ключевой пост премьера при новом президенте., что после назначения премьером Тимошенко, а её противовесом- "теневым премьером" на посту секретаря СНБО – Порошенко, стало причиной их острого и затяжного конфликта.

Но, не смотря на многолетнюю историю этого конфликта, лишь Порошенко и Тимошенко смогли вернуться к власти, они снова оказались в одной лодке. И после победы самого Порошенко на президентских выборах в 2014 году фракция Тимошенко вместе с БПП стала основательницей в новой ВР коалиции "Европейская Украина".

Да и помимо этого внешнего сотрудничества имеет место долгая история кулуарных переговоров и договорённостей Порошенко и Тимошенко. Что подтверждает: в зависимости от собственных целей, на короткое время они вполне могут быть ситуативными партнёрами.

А в остальное время они друг для друга — самые удобные и понятные противники. Поэтому их команды изначально и взяли курс на противостояние с "давним-непримиримым-опасным", но при этом очень хорошо знакомым оппонентом.

Единственная разница в том, что Тимошенко ещё в прошлом году практически гарантировала себе попадание во второй тур. А Порошенко – до сих пор нет. При этом, как правильно заметила социолог Ирина Бекешкина, для команды Порошенко гораздо сложнее будет попасть во второй тур, чем выиграть в нём.

Визионеры ждут выборов ВР?

Что же касается действительно востребованного обществом видения новой Украины (этот запрос и был отражён технологами Порошенко и Тимошенко в концептах "жизни по-новому", и "нового курса Украины"), то, как видим, на президентских выборах общество от политиков старой волны ответов не получило. И не могло получить.

При этом таких предложений не получено и от нескольких их потенциальных конкурентов. Которых, по меткому замечанию Владимира Горбулина, действительно можно пересчитать на пальцах одной руки.

Потенциально (sic!) такие предложения из числа действующих кандидатов мог предложить обществу Анатолий Гриценко. К слову, автор предвыборной программы Ющенко на выборах-2004.

А из числа тех, кто на эти выборы не пошёл – Святослав Вакарчук. Который уже сделал первые наброски своего видения будущей Украины.

Однако ни один из них своих комплексных планов устройства Украины после 2019 года так и не предоставил.

Похоже, предоставление действительно адекватных сегодняшней Украине таких предложений переносится на выборы Верховной Рады этого года. Но там уже будут совершенно другие расклады и другие ставки.

В любом случае именно после парламентских выборов страна заживёт по-новому. И пока ещё остаётся возможность отправиться в это путешествие по новым дорогам с заранее подготовленным путеводителем.

Андрей Миселюк, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Фатальна безсилість

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану