Симуляція управління державою: що відчувають президенти
Как справиться с глобальным кризисом при ограниченных ресурсах и с минимальными потерями для своей страны – жесткие уроки, которые мне пришлось выучить.
Все началось с моего визита в Грецию, где я узнала о гарвардской программе Emerging Leaders. Это программа для будущих лидеров, которая проходит дважды в год в Школе управления имени Джона Ф. Кеннеди – это факультет Гарварда, который готовит специалистов в области государственного управления, экономического развития и политологии.
Мне выпала честь стать одной из слушательниц этого курса, вместе с почти 70 другими участниками со всего мира. Я получила грант от Harvard Kennedy School и Boumbouras foundation, покрываеющий стоимость перелета, проживания и обучения.
Все участники – яркие, достойные люди, с большой харизмой и серьезными достижениями: политики, бизнесмены, люди, занимающие высокие государственные должности.
Обучение в Гарварде – бесценные лекции для будущих лидеров. Вместе мы слушали лекции о лидерстве, психологии, искусстве вести переговоры и кибербезопасности.
Все лекции проходят на очень высоком уровне, преподаватели – одни из лучших в мире в своей отрасли. Много групповой работы с людьми со всего мира – это бесценный опыт обмена мнениями и развития своего дипломатического таланта.
Симуляция управления государством
Там же я попробовала себя в роли лидера государства.
Последний этап этого курса – игра-симуляция, которая закрепляет полученные навыки и буквально раскрывает глаза на то, какие последствия имеют наши решения. Это симуляция управления государством.
Чтобы мы поняли, насколько серьезные вызовы стоят перед людьми, называющими себя лидерами, нас разделили на 10 групп примерно по 7 человек в каждой. И каждой группе доверили вымышленное государство, которым нам нужно было управлять.
Этот завершающий этап курса я опишу подробнее, потому что на всех нас он произвел неизгладимое впечатление.
Итак, мы стали политической элитой вымышленной страны. В нашей группе было 7 человек из разных стран, с разными взглядами на мир, ценностями, подходами к решению проблем.
Группы специально формировались так, чтобы в них присутствовали максимально разные люди. Представьте, только в нашей группе были американец, австралийка, аравитянин, ливанец и я, украинка. Нам нужно было понять, как находить общий язык и принимать согласованные решения в таком пестром коллективе. А от того, сможем ли мы договориться, зависела судьба нашей виртуальной страны.
Характеристики государств частично определял случай, а частично – мы сами. Размер страны, количество населения и масштабы экономики зависели от цифр на брошенном кубике. А еще из пяти показателей мы путем переговоров могли определить три, остальные два тоже определялись случайно. Эти пять показателей такие: политический строй, уровень экономического развития, развития образования, институций, инфраструктуры.
Этот этап снова показал, как важно уметь слышать собеседника и договариваться. Представьте, не для всех в нашей группе прогрессивная демократия оказалась лучшим вариантом!
Каждые 15 минут закрепленный за страной модератор сообщал об изменениях, которые в ней произошли: выросли налоговые поступления, увеличилось благосостояние населения, случился катаклизм, оппозиция протестует, реформа здравоохранения не была успешной и так далее.
Кроме того, на результат наших решений влиял случай: например, мы задумали какую-то реформу, но ее суть выхолостили депутаты при утверждении в парламенте или дали сбой институции. Такой элемент неожиданности добавлял симуляции реалистичности – все, как в настоящем государстве.
И в таких обстоятельствах собравшимся нужно было провести страну через политические и другие перипетии, мудро воспользоваться появившимися возможностями и адекватно реагировать на вызовы.
Глобальная эпидемия
А тем временем на мир надвигалась катастрофа: постепенно планету захлестывала эпидемия неизлечимой болезни. Она косила все больше граждан наших стран. Для правительства это настоящий кошмар – что бы ты ни делал, количество жертв растет.
И тогда ты понимаешь, что единственный способ спасти здоровых – применить силу к тем, кто уже заразился. И тут возникает очень сложный этический вопрос: готов ли ты открыть огонь по одним своим согражданам, чтобы спасти других, и если да, то в какой момент – когда заразилось меньшинство, чтобы спасти большинство, или позже, спасая горстку здоровых?
Когда применить силу?
В нашей группе было очень тяжелое обсуждение этого решения. Принимать его не хотелось никому. Но прагматично рассудив, что это единственная возможность спасти людей, мы решили использовать оружие против заболевших.
В отличие от некоторых стран, мы приняли его на раннем этапе, и это позволило спасти 80% граждан. Были страны, которые закончили симуляцию, потеряв 80-90% населения.
Самое большое разочарование – мировые лидеры не могут договориться даже перед лицом глобальной катастрофы.
Но это еще был не конец. Не успели мы отойти от таких потерь, как начался второй этап – заседание Всемирного Конгресса, аналога ООН. Лидерам стран предстояло координировать свою деятельность в глобальном масштабе.
Условий было два: необходимо действовать так, чтобы сохранить свою страну и остановить глобальную эпидемию. Если по прошествии определенного времени странам не удалось взять заразу под контроль, проигрывали все – потому что все умирали.
Нужно было договариваться, обмениваться ресурсами, которых нет у тебя, но есть у другой страны, решить, сколько каждая страна может выделить в общий фонд для борьбы с болезнью.
Мы проводили многосторонние переговоры, торговались, некоторые страны откровенно блефовали и угрожали, что оставят все ресурсы себе и ничего не отдадут в общий фонд, поставив таким образом крест на надеждах более слабых стран спастись.
Но даже на первый взгляд успешная попытка бросить все силы ради собственного выживания в итоге приводила к глобальной катастрофе. У этой симуляции был один успешный исход – договориться о взаимовыгодном сотрудничестве. Даже самая мощная страна в одиночку не может бороться с кризисом планетарного масштаба.
Что в итоге? Мы все проиграли
Нам не удалось договориться о решении, которое смогло бы спасти планету. Все население виртуальной Земли было уничтожено бушующей эпидемией. Позже я спросила у организаторов, многим ли до нас удавалось договориться и спасти мир. Мне ответили, что такие случаи единичны.
После окончания Всемирного Конгресса у всех было тягостное чувство. Цель этой симуляции – показать, насколько сложно договариваться в глобальном масштабе: людям разных культур, с разными ценностями, с ограниченными ресурсами, и которым нужно в первую очередь заботиться о благосостоянии собственной страны.
Что ж, организаторы блестяще достигли этой цели.
Мои личные выводы: мы должны научиться договариваться, иначе катастрофы не избежать
Я безумно рада, что у меня была возможность поучиться у лучших преподавателей мира и на себе почувствовать, с какими вызовами сталкиваются мировые лидеры. Знаете, такой опыт отлично прочищает мозги.
Из этого курса я вынесла для себя три главных урока:
- необходимо тщательно взвешивать последствия своих действий, потому что от них могут зависеть жизни других людей;
- каким бы крутым лидером ты ни был, если ты не научишься договариваться, то не сможешь эффективно противостоять глобальным вызовам;
- важно не замыкаться в скорлупе, а понимать, что наша страна – частичка большой мозаики под названием Земля. Только взаимовыгодное сотрудничество между всеми странами сможет принести планете процветание. На Земле нет места эгоизму отдельных правителей.
Научившись слушать и слышать друг друга, можно избежать многих проблем.
***
Вместе со мной на курсе была наша депутат Наталия Кацер-Бочковская и еще несколько коллег. Наша группа была высокопрофессиональной, и я очень благодарна директору программы в Гарварде – Сергею Коноплеву.
Я была очень счастлива встретиться со всеми украинцами, которые сейчас находятся в Гарварде: с Севгиль Мусаевой, Эвелин Бучацкий, Мирославой Гонгадзе, Константином Передерием, Антоном Воловиком, Юлией Кондрацкой и всеми остальными.
Успела слетать в Вашингтон и встретиться с Владиславом Рашкованом (Alternative Executive Director at the International Monetary Fund (IMF)), Романом Качуром (Alternate Executive Director, World Bank), Джорджем Кентом (Deputy Assistant Secretary, EUROPE, U.S. State Department). Была в восторге от встречи с Мэттью Кеннеди, мы с ним поддерживаем дружеские отношения, и он рассказывал, как его семья создала Harvard Kennedy School.
В следующий раз стать участником этой программы можно будет в мае 2019. Я уверена, что этот курс необходимо прослушать всем молодым украинским бизнесменам, политикам и лидерам гражданского общества.
Владислава Магалецкая, специально для УП