Трудова міграція з України: більше користі чи шкоди?
В последние годы все больше украинцев уезжает за границу в поисках работы.
Кто-то считает, что это плохо. Мол, мы теряем лучших, и скоро некому будет работать здесь, в Украине.
А кто-то говорит, что, наоборот, хорошо – в страну приходит валюта, люди приобретают новые навыки, шире смотрят на мир и лучше понимают, как должно быть устроено современное государство.
Прежде, чем ответить на вопрос, трудовая миграция – хорошо это или плохо, хочу обратить внимание на польский кейс.
После вступления в Европейский союз в 2004 году, поляки, как и мы, столкнулась с оттоком людей в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие европейские страны.
Что они сделали?
Менеджмент страны принял верное решение – они решили подсчитать динамику оттока населения. Сколько поляков временно трудятся за границей, а сколько – эмигрировали на более длительный срок.
В 2011 году власти Польши провели перепись населения – Narodowy spis powszechny ludności i mieszkań, первую после 2002 года.
Благодаря переписи поляки осознали масштаб бедствия – 1,9 миллионов граждан Польши уехали из страны, или в два раза больше, чем в 2002 году.
Чтобы решить проблему трудовой миграции, Польша начала привлекать не только трудовых мигрантов из соседних стран бывшего соцлагеря, но и создавать более лояльные условия для поступления иностранцев в свои вузы, а также упрощать условия для ведения бизнеса.
Результат – с 2014 года уже четвертый год подряд экономика Польши показывает устойчивый рост на уровне более 3% ВВП. Во многом благодаря мигрантам. Более того, Польша намерена и дальше привлекать студентов и работников из других стран, в первую очередь из Украины.
А что у нас?
Перепись населения в Украине проводили еще в 2001 году. И непонятно, когда проведут в следующий раз. По последним данным, не раньше 2020 года.
Количество украинцев, которые уезжают за границу, постоянно растет. В МИД Украины подсчитали, что легально на постоянной основе за рубежом работают около 5 миллионов наших граждан.
5 миллионов – и это только легально!
Трудовая миграция становится массовым явлением. К сожалению, многие наши граждане не связывают свое будущее с Украиной. Они не только получают образование за границей (в 2017 году 10% наших абитуриентов поступили в польские вузы), но и активно покупают недвижимость.
Например, в Польше наши соотечественники купили больше квадратных метров, чем, например, немцы и британцы.
Безусловно, есть и плюсы трудовой миграции. Многие из тех, кто уехал, до сих пор перечисляют или привозит деньги семье, родственникам. По данным НБУ, размеры денежных переводов "заробитчан" превысили уровень прямых иностранных инвестиций в Украину и составили 9 миллиардов долларов.
Официально в 2017 году украинские рабочие перечислили из Польши в Украину сумму, равную 3-4% украинского валового внутреннего продукта – около 12 миллиардов злотых!
Эти деньги стимулируют внутренний платежеспособный спрос. Их вкладывают в учебу детей, покупку товаров и продуктов, ремонт домов и квартир.
Кроме того, многие работодатели вынуждены поднимать зарплаты своим сотрудникам, чтобы они не уехали за границу. Соответственно, растет средняя зарплата.
Но это краткосрочные выгоды.
Если Украина будет топтаться на месте, деньги мигрантов нас не спасут.
На днях в Нацбанке подсчитали, что дальнейший отток кадров за границу может ускорить рост цен и замедлить экономический рост.
Так что сдерживать в ручном режиме инфляцию больше не удастся. Как и повышать зарплаты без стабильного роста экономики в 4-5% ВВП в год.
Краткосрочных выгод от трудовой миграции больше, если, конечно, воспользоваться этим временем для реформирования экономики.
А для этого нужно разморозить кредитование, обеспечить надежные условия честного ведения бизнеса, привлекать инвестиции и многое другое. Как раз низкий уровень зарплат мог бы стать одним из дравейров для привлечения иностранных капиталов в Украину.
Однако всего этого так и не произошло. Мы теряем не только рабочие руки и квалифицированный персонал, но и постепенно превращаемся в надежного поставщика "человеческого капитала" в страны Европы. И шансов изменить этот тренд у нас с каждым годом становится все меньше.
Екатерина Назимко, предприниматель, общественный деятель
Специально для УП