Записки лібертаріанця. Кодекс етики публічних службовців

Понеділок, 01 січня 2018, 07:14

№ 7b. Кодекс этики и стандарт профессионального поведения публичных служащих

В предыдущей части записки были определены сферы компетенции испольнительной ветви власти, порядок ее формирования, особенности принятия решений.

В этой части остановимся на вопросах ответственности сотрудников исполнительной власти, и на этой основе построим более общую концепцию кодекса этики и стандартов профессионального поведения лиц, находящихся на публичной службе.

Суть профессиональной этики заключается в том, что раз уж работодатель вас нанял и платит вам деньги, то вы должны работать в его интересах в рамках оговоренных должностных обязанностей и в течение оговоренного рабочего времени, не использовать служебные ресурсы, рабочее время, служебный доступ к информации в личных целях, а также не извлекать личной выгоды из занимаемой должности. 

Это в полной мере применимо к любым публичным служащим. Они наняты гражданами и получают зарплату из денег налогоплательщиков. 

Существует множество кодексов профессиональной этики, принятых в корпорациях и общественных организациях. Вот, например, Кодекс Института CFA, который определяет стандарты этики инвестиционных менеджеров.

Здесь есть хорошая аналогия с публичной службой – инвестиционные менеджеры получают мандат на управление деньгами других лиц, а чиновники – на управление государством, что является совместной собственностью граждан. 

Исходя из этого, было бы верным конституционно закрепить такую формулировку Кодекса этики публичных служащих: 

Публичные служащие обязаны

Вести себя честно, порядочно и относиться справедливо ко всем гражданам и обществу в целом.

Осуществлять полное, правдивое и своевременное раскрытие информации о своей собственной деятельности и деятельности органов государственной власти.

Ставить интересы граждан и общества выше интересов государства и своих собственных интересов.

Воздерживаться от использования служебного положения, должностных полномочий или доступа к служебной информации для получения выгоды для себя или связанных лиц.

Требовать соблюдения Кодекса этики от других публичных служащих и повышать доверие общества к институтам государственной власти.

Вряд ли кто-либо будет оспаривать вышеприведенные положения. Но дьявол кроется в деталях. 

Поэтому необходимо конкретизировать применение этих положений в Стандартах профессионального поведения, которые могут быть приложением к Конституции, и предусмотреть ответственность за их нарушение.

Стандарт 1 – следование законодательству

Здесь необходимо выделить такие пункты:

Неукоснительное следование законодательству, а также законным распоряжениям прямых начальников. При наличии возможности неоднозначной или субъективной трактовки таковых следует выбирать такую трактовку, которая налагает наибольшие ограничения на самих публичных служащих и наименьшие ограничения на граждан.

Препятствование нарушению законодательства другими публичными служащими, обязательное раскрытие информации об известных нарушениях, категорический запрет на "защиту чести мундира" и "не выносить сор из избы".

Запрет на исполнение распоряжений, явно нарушающих законодательство, а также и законов, явно нарушающих Конституцию.

Стандарт 2 – этичность, независимость и объективность, что заключается в следующем:

Запрет на нечестность, обман, шантаж, мошенничество.

Запрет при исполнении должностных полномочий на дезинформацию или сокрытие значимой информации, в том числе под видом "информации для служебного пользования" или "государственной тайны", а также на использование непубличной информации в личных целях или передача ее связанным лицам (родственникам и т.п.).

Ограничение получения подарков и приобретения иных выгод (в том числе, званий, степеней, наград), которые могут поставить под сомнение независимость и объективность.

Запрет на незаконное обогащение, а именно – все активы публичных служащих должны быть задекларированы, а любое изменение их размера объясняться, в том числе все доходы, прирост активов, существенные статьи расходов.

Стандарт 3 – обязанности перед гражданами, как своими клиентами и своим конечным работодателем, включают:

Четкое понимание того, что законные права и интересы граждан, лиц без гражданства и юридических лиц имеют приоритет над интересами государства, его органов или отдельных публичных служащих.

Справедливое и равное отношение ко всем лицам, запрет на предоставление кому-либо из них преимуществ или наложение на кого-либо из них ограничений, не предусмотренных законодательством.

Учет индивидуальной ситуации, особенностей и пожеланий при рассмотрении вопросов, при условии соблюдении законодательства и предыдущего пункта.

Прямые, четкие, изложенные простым и понятным языком ответы на вопросы и обращения граждан, запрет на канцеляризм, отписки и "отфутболивание".

Сохранение конфиденциальности информации о гражданах, их проблемах, сути их обращений и т.п., за исключением случаев, когда закон предусматривает раскрытие такой информации.

Стандарт 4 – обязанности перед государством, как своим непосредственным работодателем, включают:

Использование своих знаний, умений и навыков, опыта и компетенций в полной мере на благо конечного работодателя, т.е. граждан.

Запрет на совмещение своей работы с другой оплачиваемой работой, кроме явно разрешенных законов случаев, без письменного разрешения начальства – и полный запрет даже с таким разрешением на совмещение, если это наносит вред работе в публичном органе власти или создает конфликт интересов.

Использование рабочего времени, служебного имущества, предоставленных полномочий и доступа к информации исключительно в рабочих целях, а также рациональное и бережное отношение к этим ресурсам, полный запрет на злоупотребление ими.

Ответственность за действия своих прямых подчиненных при исполнении должностных полномочий, в т.ч. за соблюдение ими Кодекса этики и данных Стандартов. 

Стандарт 5 – конфликт интересов, для избегания и ограничения чего требуется:

Полное, правдивое и своевременное раскрытие действительного или потенциального конфликта интересов, причем такое раскрытие должно быть сделано простым и понятным языком, без уверток или "замыливания".

При рассмотрении вопросов, которые затрагивают интересы связанных лиц, публичные служащие должны обязательно письменно уведомить об этом свое руководство и просить о передаче данного вопроса на рассмотрение иным служащим.

При получении любого подарка, вознаграждения или иной выгоды, которая не запрещена законом и превышает определенный уровень (например, необлагаемый минимум), публичный служащий должен письменно уведомить об этом руководство.

Полное содействие расследованиям нарушений Кодекса этики и данных Стандартов, как в отношении себя, так и в отношении других публичных служащих.

Ни один публичный служащий не может приступить к исполнению должностных полномочий, не подписав письменное обязательство выполнять данный Кодекс и Стандарты.

Любые известные нарушения должны раскрываться в письменной форме уполномоченному органу. Каждый год все публичные служащие должны письменно свидетельствовать об отсутствии нарушений, либо сообщать о нарушении и причинах, по которым оно не было своевременно раскрыто. 

Ответственность за нарушение данного Кодекса этики и Стандартов профессионального поведения – в диапазоне от предупреждения и выговора до увольнения с запретом на занятие должностей в течение определенного срока.

Расследование нарушений Кодекса этики и определение меры ответственности должно осуществляться не руководством конкретного публичного служащего, а особой комиссией, либо полностью независимой от государства либо имеющей достаточное количество независимых членов.

Разумеется, попытки использовать такие комиссии для внутренних интриг и сведения счетов без достаточных оснований должны сами по себе рассматриваться как нарушение Кодекса этики и караться по закону.

Валентин Хохлов, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Час Трампа чи стрибок історії?

Навіщо нам кодекс корпоративного управління

"Кагарлицька справа". Історія розкриття

Аграрні ноти: інструмент для залучення фінансування в агросектор України

Кадровий голод загрожує відновленню готельного сектора в Україні

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва