Недоторканний запас: як латали діряве відро Держрезерву і що з цього вийшло
На этой неделе начался второй год моего руководства системой Госрезерва. Того самого, который в сознании большинства граждан всегда ассоциировался с коррупцией.
Того самого, чьи руководители, побывав у руля, либо становились заоблачно богаты, либо оказывались в СИЗО.
Почему происходило именно так?
Много-много лет действовала достаточно привычная для госсектора схема – маленькие зарплаты менеджмента компенсировались большой коррупцией. Хотя коррупция здесь не совсем верное слово.
То, что творилось, во всех смыслах точнее описывают другие термины – воровство и грабеж. Предприятия системы Госрезерва из года в год становились все беднее, а авто менеджеров – все дороже.
Столкнулись с суровой правдой жизни и мы. Буквально сразу после назначения, потянулись к нашему порогу гонцы с вкусными предложениями о том, как такого-то директора оставить на должности, а вот этого претендента, мол, очень нужно взять в команду.
Если бы не поддержка экс-министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса и его полный карт-бланш на формирование собственной команды, шли бы караваны просителей и сейчас. Именно Айварас пригласил нас заняться реформированием системы и поверил в созданную мной команду.
Его принципиальная позиция заложила первоначальную платформу прозрачности и вселила решимость сломать коррупционные традиции, что в итоге и произошло.
Сначала в конце 2015-го мы вместе с Госфининспекцией провели инвентаризацию системы. Выяснили, во-первых, точный размер испарившихся из системы активов, и во-вторых, то что нам должны более 3 миллиардов гривен многие компании.
Среди них крупнейшие должники "Нафтогаз" – 374 миллиона, "Хлеб Украины" – 350 миллионов и "Днепропетровский меткомбинат им. Дзержинского" – около 100 миллионов гривен. По каждой задолженности сейчас работают юристы.
Затем избавились от нечистых на руку директоров. По нашей инициативе правоохранительные органы возобновили уголовные дела по всем компаниям, которые были причастны к разворовыванию предприятий Госрезерва. Ранее никто из бывших глав ведомства такого просто не делал.
После этого оставшихся руководителей стало легче убеждать в необходимости повысить операционную эффективность вверенных им предприятий.
Интересно, что как только увольняли очередного управленца, предприятие тут же показывало прибыль. В результате по итогам 5 месяцев этого года предприятия и организации только аграрного сектора Госрезерва получили более двух миллионов гривен (2,08) прибыли.
Цифра в четыре раза превышает прошлогодний показатель за аналогичный период. Такие успехи позволяют нам объединить в единый холдинг лучшую часть предприятий агросектора, а недействующие отдать на приватизацию.
Параллельно провели работу с кадрами и на других уровнях. Так уже прошла полная переаттестация руководителей, начали мониторинг работы управленцев на местах согласительным советом по европейской модели – теперь отчитываться с центром нужно за каждую транзакцию в 500 гривен.
Но персонал доволен, ведь средний уровень зарплат вырос на 25%
С 1 января введена новая мотивационная программа, по которой руководители предприятий системы Госрезерва смогут получать от 20 до 60 тысяч гривен в месяц зарплаты с премией в зависимости от результата работы. После среднего оклада в 8,4 тысячи, такая прибавка, согласитесь, мотивирует.
Но самый главный позитив, которого удалось достичь за последние 365 дней, – несмотря ни на что, начали формировать резервы страны на случай войны.
Абсолютно дырявое ведро системы Госрезерва удалось оперативно заклеить подручными средствами. Еще остаются, условно говоря, немногочисленные пробоины, но резервуар неуклонно наполняется.
Подотчетные нам склады, элеваторы и нефтебазы с топливом, сегодня могут помочь стране в случае критической ситуации. Там появился эффективный менеджмент, который будет поддерживать статус-кво системы и далее.
В условиях, когда на востоке страны все еще тлеет военный конфликт, само наличие таких запасов сложно переоценить.
Следующий шаг – запустить реформу, сделав систему Госрезерва более прозрачной и управляемой. Для этого необходимо провести консолидацию активов по основным направлениям.
Зерновые элеваторы объединить в один холдинг, базы хранения нефтепродуктов – в другой, складские активы – в третий. Таким путем оптимизируем расходы и качественно поднимем эффективность управления.
Сейчас в системе задействовано 39 предприятий и организаций, из них 26 – экономически активны. По нашим подсчетам, до прихода команды, более 30% оборота предприятий находилась в тени.
За последний год эта цифра сильно уменьшилась, но, чтобы обнулить пагубную практику полностью, нужна консолидация активов в холдинги и их подчинение независимым набсоветам.
Благо закон, недавно принятый в парламенте, уже разрешил их создание на госпредприятиях. Кроме того, мы уже начали сотрудничество с BAKER TILLY UKRAINE CONSULTING, которые помогают консолидировать аграрное направление. Через пару месяцев этот процесс завершится и наступит очередь нефтебаз.
Собственно, это лишь один из пунктов "Концепции реформирования системы Госрезерва", которая сейчас находится на рассмотрении в Кабмине. Помимо инициативы по консолидации, концепция содержит и множество других новаций.
Среди них есть сокращение номенклатуры хранимой продукции и списка самих хранителей, решение вопроса по мобилизационным (военным) резервам, имплементация директивы ЕС о создании новой системы экстренных запасов нефти и нефтепродуктов, фьючерсным агросделкам и прочее-прочее.
По каждому из пунктов уже сделан задел на будущее. Госрезерв в любой момент готов включиться в проект по формированию фьючерсной аграрной биржи, например, и стать оператором по хранению и поставкам агропродукции по фьючерсным контрактам.
В мае с визитом Украину посетили представители крупнейшего оператора фьючерсной биржи Франции компании Sinelia, чтобы поделиться опытом и договориться о сотрудничестве.
Консолидировав десятку самых сильных агроактивов в один холдинг, получим на выходе мощнейший хаб по поставке продукции наших аграриев в страны центральной и восточной Европы.
Касаемо системы в целом, важно упомянуть, что в прошлом году из общего фонда госбюджета Госрезерв получил 65 миллионов гривен, после чего вернул в виде налогов и сборов те же 65 миллионов.
Ноль гривен на накопление по факту! Это значит, что в следующем году критически важно заложить в бюджете необходимую сумму на закупку материальных ценностей. Тем более что с 2012 года деньги на это фактически не выделялись.
По сути, первый этап наведения порядка и очистки системы резервов от коррупции завершен. Говоря языком футбольных комментаторов, сегодняшняя команда менеджеров Госрезерва успешно отразила натиск соперников на свои ворота и готова быстро перейти к контратаке.
То есть приступить к решению фундаментальной задачи по реформированию системы при поддержке парламентариев, Кабинета Министров и активной части общества.
Собственно, для этого нас сюда и приглашали. Ждем вместе со зрителями у телевизоров и болельщиками на трибунах, когда судья просвистит в свисток о начале второго тайма – утверждения наших действий Кабмином. Концовка матча обещает быть жаркой!
Вадим Мосийчук, глава Государственного агентства резерва Украины, для УП