Як забезпечити прокурорам гідну зарплату

Понеділок, 15 лютого 2016, 15:25

Не стоит ждать качественной работы от чиновника, если с налогов украинцев ему платят заработную плату на уровне кассира-стажера в супермаркете. Особенно, если речь идет о сотрудниках  силовых ведомств.

Но, как выясняется, основная причина скудных зарплат прокуроров  не в недостаточном объеме бюджетных средств. Зарплаты  работникам прокуратуры можно увеличить без особых проблем. Было бы желание.

Быть лояльными к начальнику или сидеть на хлебе и воде

В прокуратуре, как и в большинстве государственных учреждений (до вступления в действие нового закона о госслужбе), 50-75% от размера зарплаты составляет премия и различные надбавки (за особо важные задачи, стаж, классный чин и т.д.).

Меньшую часть –  фиксированный, утвержденный Кабинетом Министров оклад. На первый взгляд, кажется, что неважно, из чего состоит зарплата, главное, чтобы на нее можно было прожить. 

Но разница есть.

Премию и часть надбавок каждому из работников устанавливает руководитель. К примеру, из около 4300 гривен, которые получает на руки прокурор местной прокуратуры, он может не досчитаться больше половины, если начальник по той или иной причине примет такое решение.

Очевидно, что работники с мизерной зарплатой не заинтересованы в чрезмерной самостоятельности и противоречиях с руководством.

Снятие премии, как средство воздействия, много лет используется в правоохранительных органах. Хочешь работать честно и не выполняешь незаконные указания руководителя – попробуй, проживи на "голом" окладе.

Представьте только, что в таких условиях вынуждены работать процессуально независимые по закону прокуроры.

Сразу становится понятно, почему так мало достойных "внешних" кандидатов приняли участие в конкурсе на руководителей местных прокуратур.

Чем больше работы  тем меньше зарплата

Определенные постановлением Кабмина оклады прокуроров составляют от 1359 до 3351 грн. Дополнительно зарплата включает премию и надбавки.

Но вот что интересно – на местном и региональном уровнях удельный вес премии в зарплате составляет около 40%, а в зарплате рядового прокурора в Генпрокуратуре этот показатель – около 70%.

Таким образом, заработная плата рядового прокурора местной прокуратуры составляет около 4300 гривен, областной прокуратуры – 4600 гривен, а прокурора Генеральной прокуратуры – 11700 грн.

Сложно найти хоть какое-то объяснение такой логике выплат, ведь сейчас наибольшая нагрузка приходится как раз на рядовых прокуроров местных прокуратур.

Они прошли испытания тестированием, на своих должностях остались те, кто получил высокие результаты, а общая численность работников этого звена прокуратуры уменьшилась более чем на 20%.

Зато многих из кандидатов,  проваливших тесты в местные прокуратуры, перевели на должности в областные или в Генеральную прокуратуру, ведь штат там раздутый, работы намного меньше, а зарплата выше.

Более того, у руководства  областных и Генпрокуратуры зарплата выше, чем у подчиненных им работников. Так как выше у них не только оклады, но и процент ежемесячной премии, который фактически и устанавливается самими же руководителями. Поэтому разрыв в зарплатах между рядовым прокурором в местной прокуратуре и руководителем управления в Генеральной порой может достигать десяти раз.

Фиксированный оклад  гарантия независимости прокурора

В новом законе о прокуратуре закреплен не только достойный уровень оплаты труда прокуроров, а в корне изменен принцип формирования зарплаты.

Около 80% от общего размера выплаты должен составлять гарантированный оклад, а остальное – премия и надбавки за выслугу лет, исполнение обязанностей на административной должности и другие.

С 1 января 2016 года зарплата рядового прокурора местной прокуратуры должна составлять 11 минимальных зарплат – плюс премии и надбавки. При этом должностные оклады других прокуроров устанавливаются пропорционально должностному окладу рядового прокурора местной прокуратуры с учетом следующих коэффициентов:

- прокурора региональной прокуратуры - 1,2;

- прокурора Генеральной прокуратуры - 1,3.

Зарплата руководителя прокуратуры на каждом из уровней по закону должна быть в полтора раза больше, чем у рядового работника этой же прокуратуры.

Таким образом, зарплата рядового прокурора местной прокуратуры должна составлять около 13600 гривен, прокурора региональной прокуратуры – 16300 гривен, а прокурора ГПУ – 17700 гривен

Расходы на оплату труда работников прокуратуры в государственном бюджете на 2016 год составляют 2,18 млрд  гривен.

Для обеспечения определенного в законе уровня зарплаты  необходимо было бы увеличить бюджет прокуратуры, по крайней мере, на 1,1 млрд. гривен. Но в условиях экономического кризиса в ближайшее время расходы бюджета вряд ли будут расти.

Нынешнего бюджета прокуратуры хватит, чтобы повысить зарплаты прокурорам местных прокуратур вдвое

Самое интересное, что в случае введения принципа начисления заработной платы, определенного более полугода назад в действующем законе, даже объем имеющихся бюджетных ресурсов.

Уже сейчас можно выплачивать зарплату прокурорам, исходя из базового должностного оклада в размере 7 минимальных зарплат вместо 11.

Бюджет 2016 позволяет начислять прокурорам местных прокуратур заработную плату по следующей формуле:

Зарплата = оклад (7 минимальных заработных плат (1378 * 7 = 9646 грн) + надбавка за выслугу лет (в среднем 10-18%) + премия в размере 10%

Таким образом, прокурор местной прокуратуры получит после вычета налогов зарплату в размере около 9000 гривен прокурор региональной прокуратуры – 11000 гривен, прокурор Генеральной прокуратуры – 12000 гривен.

Если привести  начисление зарплат в соответствие с требованием закона, уже в этом году доход прокуроров местных прокуратур может вырасти более чем вдвое. При этом зарплата рядовых прокуроров в ГПУ не уменьшится, а перераспределение позволит уменьшить разрыв между зарплатами начальников и подчиненных.

 

Таким образом, из государственного бюджета не требуются дополнительные средства, но взамен:

–  будет установлена прозрачная схема оплаты труда прокуроров;

– будет уменьшена возможность давления руководителей на подчиненных прокуроров, а значит честные прокуроры станут более независимыми, как того требует закон;

–прокуроры местных и областных прокуратур получат более достойную зарплату с потенциальной возможностью ее повышения по мере сокращения количества работников прокуратуры;

–  у молодых юристов появится мотивация идти работать в органы прокуратуры.

Меньше прокуроров - выше зарплата - лучшее качество работы

Стоит также отметить, что в 2015 году количество работников органов прокуратуры сократилось с более 20 до 15 тысяч. Только в результате реорганизации и по результатам конкурса на должности в местные прокуратуры было сокращено почти 2 тысячи прокуроров.

Численность работников органов прокуратуры будет и в дальнейшем уменьшаться. Законом предусмотрено, что за следующие два года необходимо сократить еще 5 тыс. человек. А значит вполне возможно ввести поэтапное увеличение заработной платы исходя из имеющихся ресурсов.

Все гораздо проще, чем кажется

Ввести описанные выше изменения возможно уже завтра. Существует два пути:

1) внести изменения в Постановление КМУ относительно окладов прокуроров, которыми ввести оклады, предусмотренные законом однако базой станет не 11 минимальных зарплат, а 7;

2) без изменений в Постановление КМУ регулировать величину зарплат работников прокуратуры за счет выплаты премий соответствующего размера (до предусмотренных законом, где базой станет не 11 минимальных зарплат, а 7).

Однако во втором случае из вышеперечисленных преимуществ останется только увеличение заработной платы.

Давид Сакварелидзе, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Сергій Богачук – Ішмаель Девіс: бій з поглядом у наступний рік

Майбутнє інвестиційної професії: як залишатися затребуваним у нових реаліях

Втрата документів під час війни: що робити, і як технології можуть допомогти

Міжнародна спільнота журналістів закликає президента України припинити залякування ЗМІ

Демографія – найбільший виклик повоєнної України

Дозвільна кухня: Реєстрація потужностей чи експлуатаційний дозвіл для бізнесу?