Поза межами можливого. Відвідайте щорічну премію УП 100

Комплекс неповноцінності по-російськи

П'ятниця, 18 грудня 2015, 09:55

Продолжение. Начало читайте здесь

ЧАСТЬ 2

По мнению Альфреда Адлера, комплекс неполноценности есть у каждого. Однако для кого-то он может стать движущей силой развития и стимулировать его к непрестанному совершенствованию и самореализации.

В то время как кого-то другого тот же самый комплекс может подвигнуть к психической деградации, подтолкнув к обидам, агрессии, самоутверждению и жажде власти.

Это справедливо по отношению к целым народам и странам. К сожалению, Россия исторически выбрала именно второй путь.

Взять хотя бы первого "великоросса" – великого князя Андрея Боголюбского. Не прижившийся в Киеве, бежавший, он вынашивал план военного похода, сидя в своей глуши – во Владимире-на-Клязьме.

И вот, 12 марта 1169 года Боголюбский с войском взял цветущий первопрестольный град Киев. Но не для того, чтобы воцариться в нём  великим князем, но чтобы его уничтожить.

Несколько дней Киев грабили, горожан убивали, разорили и сожгли христианские святыни – Софийский собор и Киево-Печерскую лавру. После этого Киев уже не поднялся, вплоть до татаро-монгольского набега в 1240.

После падения Византии Иван Грозный быстро сориентировался, провозгласив себя царем, и в 1558 году устроил изнурительную 25-летнюю Ливонскую войну со всей Европой, которая разорила страну.

А всё потому, что самоутверждения в этой войне было в разы больше, чем здравого смысла и государственного интереса.

Борьба с комплексом неполноценности и мания величия постоянно подталкивали Россию к геополитическим подвигам.

Раз за разом император Александр I ввязывался в антинаполеоновские коалиции и терпел сокрушительные поражения. Да так, что и Москву пришлось сжечь.

То Россия обеспечивала присоединение Норвегии к Швеции в 1814 году. То уже император Николай I воюет с Османской империей за свободу греков, то в 1832 году Россия своими штыками защищает османского султана от египетской армии!

Почему бы тогда не спасти и Австрийскую империю, подавив в 1849 году восстание в Венгрии?

А из-за чего началась Крымская война? Императору Николаю I не понравилось, что турецкие власти передали ключи от Вифлеемского храма в Палестине католикам!

Позже, имперские амбиции Москвы выражались в борьбе с мировым империализмом.

Так стоит ли теперь удивляться, что Кремль сильно "обеспокоен" сохранением "легитимного" президента Сирии или заботой о русскоязычном населении в украинских степях Донбасса?

Так и аннексию Крыма Россией вряд ли можно объяснить экономическими или социальными интересами. Крым – это возможность самоутвердиться, это анестезия для российского комплекса неполноценности.

Психическая зрелость

Напрашивается очень неприятный вывод: Россия – психически незрелая страна.

Но как же так получилось?

Многим странам и народам мира для того, чтобы выжить, приходилось постоянно бороться за место под солнцем. Для этого необходимо было совершенствоваться, интенсивно развиваться.

Взять, к примеру, страны Европы. Они развивались в условиях жесткой конкуренции.

Интересным является пример Голландии XVI-XVII века. Без земель и ресурсов ей пришлось нелегко. Но Голландия нашла такой путь развития, который позволил не только освободиться от гнета Испанской короны, но и стать мировым торговым лидером – морским гегемоном!

Россия же исторически оказалась в "тепличных" условиях. Она реализовала огромный потенциал территориального расширения, получив ресурс, который многократно превышал потребности населения.

В развитии и повышении эффективности попросту не было нужды! Лежи на печи да ешь калачи. Особенно, если ты правитель такой "великой державы"!

Именно поэтому в 1855 году длина железных дорог в огромной Российской империи составляла всего-навсего 1044 км – что в 13 раз меньше, чем в Великобритании, в 7,5 раз чем в Германии и в 5,5 – чем во Франции!

Для психического созревания наций необходимы потрясения, которые заставили бы осознать и переосмыслить свои взгляды, устремления, мотивы и цели.

Швеция психически созревала под Полтавой, потерпев сокрушительное поражение своих имперских амбиций. Пришлось избавляться от комплексов и маний, переориентировать вектор усилий – с внешнего на внутренний.

Зато в результате интенсивного развития получилось современное социальное государство со счастливыми людьми.

Германии потребовалось две мировых войны, чтобы преодолеть собственное высокомерие и манию величия, замешанную на глубочайшем комплексе неполноценности.

Зато после длительного и "психически зрелого" развития Германия может по праву именоваться мировым финансовым, промышленным и технологическим лидером.

Но Россия оказалась слишком великой, чтобы столкнуться лицом к лицу со своим комплексом неполноценности. "Отрезвляющей" катастрофой могло бы стать позорное поражение в русско-японской войне 1905 года. Но история свернула на революционный путь.

В итоге, сегодня Россия по уровню психического развития напоминает типичного отпрыска богача-миллиардера. Словно пораженный комплексами и страхами подросток, она лишена мотивации работать над собой, учиться, развиваться.

Однако очень болезненно реагирует на критику, легко обижается. Единственное, что её заботит – признание со стороны, самоутверждение и власть.

Носители комплекса

До тех пор, пока Москва находится под влиянием комплекса неполноценности, для неё "Крымнаш" будет значительно важнее, чем проблема вымирания российских городов и поселков.

Игра бицепсами в Сирии – приоритетней, чем проблема сокращения количества школ в России. Военная поддержка "Новороссии" в Украине – значимей, чем борьба с собственной коррупцией.

Но ведь не всегда так было?!

Правда.

Великий реформатор Петр I совершенно трезво оценивал положение вещей, осознавал вопиющую отсталость России, признавал успехи других государств и пытался у них учиться.

Он не страдал комплексом неполноценности и ущемленного достоинства. Не потому ли Петр I решил построить новую столицу на Неве, что осознавал невозможность сменить ментальную матрицу, укоренившуюся в Москве?

Большевики в Советском Союзе также понимали реальное положение дел. Отсталость России была для них неоспоримым фактом. Отсюда и нацеленность на стремительное, опережающее развитие.

Их подкачали методы…  Но и комплекс неполноценности восторжествовал, включив Кремль в гонку за мировое господство.

Открытым к иностранному опыту и реформам оказался Борис Ельцин. Крупный правитель, судя по всему, не страдал комплексом неполноценности. Однако государственного гения из него не получилось.

Что же сегодня?

Низкорослый президент Владимир Путин является живым воплощением психологического портрета России: пораженный комплексом неполноценности, с маниакальной жаждой власти и величия.

Россия, без преувеличения, обрела идеального лидера. В ХХІ веке он правит страной, укрывшись в средневековой крепости – в Кремле, архаичном островке сопротивления враждебному миру.

Так что, ни о каком "просветлении" России в таких условиях говорить не приходится.

Лишь единицы в России могут позволить себе трезвый взгляд на положение вещей.

Они жаждут реформ и развития. Они ждут перемен. Но они противоречат сути "загадочной русской души", поэтому отвергаются и даже преследуются российским обществом.

Большинству россиян комплекс неполноценности не позволяет оценить себя здравым взглядом, обнаружить и исправить слабые стороны, самосовершенствуясь.

Этот путь всегда чрезвычайно болезненный – будто ступать на мозоль, будто соль сыпать на рану.

Значительно приятней "компенсировать" – агрессией, высокомерием, жаждой превосходства, комплексом важности.

Поэтому, умирая в полузаброшенных больницах, выживая в забытых Богом деревнях, утопая в грязи грунтовых дорог, россияне будут гордиться своим ядерным потенциалом, а их "Искандеры" будут смеяться над западными санкциями.

Что дальше?

Понимание психологического портрета России объясняет, почему Кремль не мог отпустить Украину в объятья Европы. Война была неизбежна.

Мужик, страдающий комплексом неполноценности, скорее убьёт свою женщину в порыве ревности и обиды, нежели отпустит её к другому.

Похожее отношение сложилось к Украине в Кремле. Выбор Киевом европейского вектора стал крайне болезненным  ударом для психики россиян.

Также очевидно, что Кремль во имя самоутверждения и дальше будет воевать в Сирии, пытаться влиять на политику Ирана, раскачивать ЕС, щедро разбрасывая и истощая собственные ресурсы.

Не об этом ли пел Игорь Тальков: "А вокруг как на парад вся страна шагает в ад широкой поступью"?

Россия действительно шагает в ад – к тотальной катастрофе. В выборе "казаться великой или "быть великой" нельзя постоянно выбирать первое.

Но именно этот самоубийственный выбор предопределен психологическим портретом России – её "загадочной душой".

Алексей Толкачёв, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Українська правда" представить свій другий в історії рейтинг лідерів — сотню українців, які роблять найбільший внесок в незалежність та майбутнє України.

Київ | 20 листопада
КУПИТИ КВИТКИ
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Реальність жінки під час війни

Час радикальних рішень та підвищеної відповідальності Реброва. 4 інтриги матчу Грузія – Україна

Які ініціативи для бізнесу запроваджує уряд разом із підвищенням податків

Як постраждали українські ґрунти за повномасштабну війну і чи можна щось зробити для відновлення

Покоління перемоги. Хто вони та чому ми не можемо собі дозволити їх втратити

Новий регламент для деревини: зелена революція чи криза для українського бізнесу