Крим. 20 місяців потому...

Вівторок, 20 жовтня 2015, 16:01

20 февраля 2014 – 20 октября 2015

20 месяцев тому назад Крым был аннексирован Российской Федерацией. Все это время полуостров искал возможности выживать без Украины, с который несколько десятилетий был связан крепко-накрепко. Эту возможность он реализовал ценой сознательного уничтожения нескольких, ранее ключевых отраслей народного хозяйства. В первую очередь – агросектора, транспортной логистики, курортной сферы.

На алтарь показной "крымской самодостаточности" прокремлевская администрация положила то, что раньше обеспечивало реальный экономический вес Крыма в Украине.

Одновременно создается впечатление, что Украина все это время ожидала услышать зов помощи с "уплывшего" полуострова. И ничего не делала для того, чтобы мотивировать жителей Крыма идеей возврата в Украину. По крайней мере, не приходится говорить о каких-либо стратегических системных шагах официального Киева по возвращению Крыма.

Сегодня отсутствуют гуманитарные, социальные, экономические и любые другие коммуникации между Киевом и жителями Крыма. Материк и полуостров за 20 месяцев значительно отдалились. И это расстояние не сокращает даже нарастающее разочарование крымчан по отношению к новому политическому режиму.

Украина и Крым становятся дальше, общее притяжение все меньше, а взаимные голоса, которые еще сохранились с обеих сторон, – все глуше.

Экономика

Сегодня мы констатируем, что экономическое отдаление Крыма от материковой Украины происходит всё более нарастающими темпами. Причём очевидно, что ситуация педалируется не только со стороны РФ, но и с украинской.

И, несмотря на то, что для ведения экономической деятельности между полуостровом и материком специально была создана СЭЗ "Крым", спустя 20 месяцев мы говорим о фактически полном отторжении и разрыве торгово-экономических связей.

Гуманитарные связи

Транспортная, логистическая и инфраструктурная цепочка между материком и Крымом за более чем полтора года окончательно расщеплена: кровеносная система, поддерживающая жизнь целостного организма, – недееспособна.

Отменено железнодорожное и авиасообщение. Передвижение по сухопутной границе предельно затруднено – на контрольно-пограничных пунктах установлено дежурство представителей добровольческих батальонов со всеми вытекающими процедурно-проверочными моментами.

Турпоток в Крым с материковой Украины достиг критического минимума – 100 тысяч туристов, тогда как до аннексии этот показатель достигал 4,5 миллионов отдыхающих.

Сельское хозяйство

Аграрный сектор аннексированного полуострова пребывает в плачевном состоянии и несёт миллиардные убытки. Ключевыми факторами здесь стали перекрытие Северо-Крымского канала,главного источника орошения с/х территорий, и закрытие границ, что привело к невозможности сбыта продукции.

200 тысяч гектаров орошаемых земель вот уже почти 2 года простаивают без полива. Крымское земледелие, как и в 50-е годы прошлого века, вошло в категорию рискового.

Отсутствие перерабатывающих мощностей и, как следствие, невозможность реализовывать произведённую продукцию на полуострове, – сильно ударило по аграрному бизнесу.

Из-за отсутствия воды тотально пострадали отрасли рисоводства и животноводства. Полностью утрачены 30 тысяч гектаров рисовых чеков – в этом году рис вообще не был посеян – а это 3 миллиарда гривен выручки в год и рабочие места для 20 тысяч семей.

Выращивание сои, ставшей для Крыма уже традиционной культурой, сегодня сокращено на 70%.

Из-за отсутствия кормовой базы (она выращивается только на орошаемых землях) практически полностью уничтожено животноводство.

Овощные и плодово-ягодные хозяйства тоже готовятся к сокрушительному упадку без системы орошения и возможности вывоза продукции на переработку. Та же картина и с зерновыми культурами.

Продобеспечение

До аннексии на территорию Крыма с материковой Украины завозилось до 200-300 тысяч тонн продовольствия. Кроме этого, практически вся переработка крымского урожая проходила на мощностях, расположенных на материке. На сегодняшний день поставки продуктов питания из Украины в Крым прекращены.

Украинская продукция на продовольственном рынке полуострова замещена крымскими товарами собственного производства или российскими. За 20 месяцев аннексии такое замещение существенно отразилось на ценовой ситуации: цены на продукты продемонстрировали рекордный рост.

При этом такое положение дел ударило по предпринимателям, поскольку их доходы существенно сократились, а расходы выросли кратно.

Финансы

Сегодня Крым полностью интегрирован в рублёвую зону. На территории полуострова не действует ни одна международная платёжная система, не работает ни одно международное финансовое учреждение.

Обещания российских властей предоставить дотации и субвенции для развития отдельных отраслей экономики – выполняются не более чем на треть. При этом отмечу, что в Крыму были существенно подняты пенсии и заработные платы госслужащим. Особенно регулярное повышение данных выплат проводилось в первые 12 месяцев аннексии.

И, несмотря на то, что впоследствии всё же был произведён пересчёт в сторону уменьшения, сегодня зарплаты крымских госслужащих в 2 раза выше, чем у чиновников материковой Украины, а у тамошних силовиков они выше в несколько раз.

Политика

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня, спустя 20 месяцев оккупации Крыма, так и не удалось установить канал коммуникации между нелегитимной властью полуострова и государством Украина. Хотя закон о временно оккупированной территории Крыма, всё же, предусматривает наделение украинских чиновников компетенцией для проведения такого рода переговоров.

Официально за всё это время никто из представителей украинских властей таких полномочий не получал.

Такое положение вещей выглядит, как минимум, странно. Особенно, если сравнивать с ситуацией на востоке страны, где для урегулирования конфликта на оккупированном Донбассе существует Минская трёхстороння контактная группа. Подобного же крымского формата до сих пор нет.

Институциональная сфера

Наличие полноценно функционирующих социальных институтов демонстрирует готовность государства эффективно обслуживать цели и интересы определённых социальных групп.

В этой связи парадоксальным выглядит факт, что сразу же после аннексии в РФ было создано Министерство по делам Крыма, наделённое полномочиями и получившее бюджет для интеграции полуострова в российское сообщество. А в Украине с этим до сих пор беда и неразбериха.

Какие же институции по крымскому вопросу существуют у нас спустя 20 месяцев аннексии?

Итак, сегодня действует Представительство президента Украины в АР Крым, которое территориально находится в Херсоне. Также в августе прошлого года была создана Государственная служба по делам Крыма и Севастополя. Только в мае нынешнего года был назначен руководитель службы, которого уволили уже в сентябре, а нового назначили совсем недавно.

При этом Положение о службе было утверждено лишь в том же сентябре. Кроме этого, в августе 2015 года утверждена должность Уполномоченного КМУ по вопросам АР Крым и Севастополя. В перечне компетенций уполномоченного основное место занимает представительство и защита интересов крымско-татарского народа.

Еще нынешним летом было воссоздано Главное управление МВД в АР Крым, функционирующее в Одессе. Начальником крымского главка милиции назначен бывший руководитель ГУ МВД в Одесской области. Судя по всему, место расположения главка было выбрано исключительно по месту проживания его начальника – удобней, всё же.

Кроме Прокуратуры АР Крым, наиболее действенной и эффективной институции по крымскому вопросу –все остальные вышеперечисленные органы на сегодня не имеют ни плана действий, ни бюджета, ни соответствующего штата.

Гражданские отношения

Вопрос гражданских прав крымчан, как оставшихся на полуострове, так и выехавших на материковую Украину, спустя 20 месяцев после аннексии до сих пор не урегулирован! Он завис в воздухе без надежды на особые подвижки.

Проблемы с восстановлением утерянных документов, их продлением, выдачей свидетельств о рождении и смерти, паспортов и загранпаспортов – так и остались проблемами отдельно взятого человека. Не создан единый орган управления, который занимался бы всеми этими вопросами. А ведь это стало действительно неразрешимой проблемой для украинцев, живущих в Крыму.

Мы должны чётко понимать: вынужденное гражданство РФ пришлось принять абсолютному большинству крымчан, но при этом абсолютное большинство сохранило и украинские паспорта.

Санкции

Мировое сообщество отреагировало на аннексию Крыма превентивными мерами. Санкции против РФ были введены странами ЕС, США, Австралией, Канадой и ещё примерно десятью государствами.

При этом Украина ввела санкции лишь в отношении нескольких российских "деятелей".

Только в конце сентября этого года Украиной были введены санкции в отношении российских авиакомпаний, которые на протяжении 20 месяцев незаконно использовали наше воздушное пространство.

Предатели

Несмотря на предательское перебежничество на сторону оккупанта тысяч чиновников, работников спецслужб, силовиков, дававших присягу на верность Украине, – уголовные дела сегодня заведены лишь в отношении прокуроров, депутатов ВРКР, нескольких сотрудников СБУ, а также директоров аграрных госпредприятий.

За прошедшие 20 месяцев задержаны всего лишь 2 человека.

Нужно сказать, что перебежчики-предатели в кратчайшие сроки самими же российскими властями были либо понижены в должностях, либо вообще отстранены. Вместе с тем, в обществе есть запрос на чёткое разграничение активных сепаратистов-предателей – и населения Крыма.

Разочарование действиями российских властей в Крыму объективно нарастает как снежный ком. И это, при разумном подходе, можно было бы аккумулировать и использовать как идеологическую платформу для возвращения полуострова. Но пока что этот мощный ментальный ресурс не востребован и уходит как вода в песок.

Создаётся впечатление, что сама Украина не проявляет к этому интерес. Более того, украинскими крымчанами такое безразличие уже воспринимается как данность и определённая позиция.

Пропаганда и контрпропаганда

Информационное поле Крыма полностью сформировано агитпропом РФ. И это несмотря на то, что большинство украинских телеканалов в действительности доступны для просмотра в интернете и в кабельных сетях.

Тем не менее, сегодня отсутствует единая государственная информационная политика по противодействию российской пропаганде. И она должна быть выстроена на глубоком понимании идеологической и информационной среды, в которую погружено сознание крымчан.

Практически единственным действенным в этом отношении медиа-проектом является "Крым. Реалии", финансирование которого идёт из-за рубежа. Также нужно отметить ещё два частных телеканала: "Черноморкская ТРК" и "АТН", эфиры которых можно смотреть в интернете и через спутниковое телевидение.

К сожалению, на других крымских медиа-ресурсах не прижилась идея создания программ или проектов о проблематике Крыма.

P.S. Сегодня, спустя 20 месяцев после оккупации Крыма Россией, весьма печально констатировать названные факты о реальном положении дел. Мы видим, что отсутствует государственная Стратегия возвращения Крыма.

С каждым днём надежд на её создание всё меньше.

А ведь этот вопрос должен рассматриваться и решаться на государственном уровне. Должна быть политическая воля.

В СМИ не ведётся официальная дискуссия по крымскому вопросу, за исключением редких публичных выступлений некоторых политиков. За полтора года тема Крыма сошла с первых новостных полос, затёрлась, заговорилась. Вернуть её в ТОП-новость смогла лишь крымско-татарская общественная акция по организации продовольственной блокады Крыма.

Вопрос возвращения Крыма приобрёл национальный оттенок с акцентом на защите прав и свобод крымско-татарского народа. Такой ракурс позитивно воспринимается на материковой Украине.

Но в Крыму, кроме них, проживает еще 2 миллиона жителей других национальностей – и это даёт возможность России использовать данный акцент для создания некой "страшилки" о неизбежности создания Крымско-татарской автономии.

А эта тема в Крыму всегда воспринималась по-особому остро. Такая легенда с лёгкостью подхватывается и тиражируется масс-медиа.

За 20 месяцев акцент на отдалениии Крыма от Украины нарастает в геометрической прогрессии и, к сожалению, на данном этапе подогревается всеми сторонами конфликта.

Александр Лиев, экс-министр курортов и туризма Крыма, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Війна – це не завжди про економічний занепад: приклад Ізраїлю

Як зміцнити лісову галузь України та підтримати економіку. Конкретні кроки

Енергетичні рослини чи екологічний виклик: що не так із законопроєктом про відновлення деградованих земель

Вибори в Україні під час війни: що каже законодавство

Бізнес під час війни: місія важлива, місія можлива

У 90% випадків причина краху компанії – невідповідність продукту