Конституційний коридор для виходу з Мінська-2
Проголосовав 31 августа за изменения в Конституцию в одном пакете с особым статусом отдельных районов Донбасса, Киев получил возможность при необходимости выйти из процесса выполнения Минских соглашений "сохранив лицо".
Голосование за изменения в Основной Закон при всей его значимости и важности – промежуточный тактический шаг в процессе решения глобального кризиса вокруг Донбасса. На который украинская власть была вынуждена пойти под непрекращающимся синхронным давлением – со стороны Берлина+Парижа и Москвы.
Время "Минска" истекает
Те, кто критикует голосовавших за изменения депутатов, как правило, не дают обоснованного и предметного ответа на то, каким образом Украине можно было уйти от этого шага.
Если говорить о предвыборных лозунгах и громких обвинениях очередного "режима" во всех тяжких – то да, в них недостатка, конечно, нет.
Тем более, что объективно говоря, оснований для претензий и к содержанию конституционных изменений, и к способу их "продавливания" – достаточно.
Но комплексная оценка факта голосования и его последствий позволяет утверждать, что, во-первых, на данный момент нельзя говорить о конечном результате процесса. С каким бы то ни было знАком – плюс или минус.
А во-вторых, проголосовав изменения Основного Закона, Киев подготовил себе путь к возможному отступлению из решения вопроса Донбасса по "рецептам" Минска-2. Поскольку эти "рецепты" имеют чётко обозначенный дедлайн – 31 декабря этого года.
Будучи с самого начала документом невыполнимым, по причине соединения в нем целого ряда взаимоисключающих положений, Минск-2 в целом выполнил свою функцию рамки, удерживающей конфликт в определенных границах.
В отличие от ситуации с "перезагрузкой" первых Минских соглашений сентября 2014 года, когда за три месяца до Минска-2 уже были очевидны причины такого шага, уже сейчас понятно: Минска-3 не будет.
Поскольку с двух минских попыток сторонам конфликта и европейским посредникам удалось определить и прочно зафиксировать основные принципы противостояния на Донбассе как очередного "замороженного" усилиями Москвы конфликта на постсоветском формате.
В целом в этом режиме оно поддерживается уже год.
И можно констатировать, что кремлёвским креатором "донбасской заморозки" удалось выполнить программу-минимум, закрепленную в обеих минских договоренностях: создать подконтрольные себе анклавы бывшей украинской территории, которые будут служить эффективным рычагом влияния на позицию Киева. Именно поэтому в Минске-3 необходимости нет.
Но Москве не удалось выполнить программу-максимум: на своих условиях "впихнуть" аннексированные было анклавы "ДНР"-"ЛНР" снова в тело Украины и получить возможность многократно увеличить ассортимент и эффективность давления на Киев через этих своих "агентов влияния".
И хотя Украины формально и сделала шаг в этом направлении, проголосовав за изменения в Конституцию в первом чтении, говорить о том, что Киев в конечном итоге действительно согласится в практическом плане инкорпорировать "великодушно" возвращаемые Москвой территории, не приходится.
Поскольку это неизбежно приведет к потрясениям такого масштаба, что события 31 августа у Верховной Рады покажутся небольшими трениями.
Одним из первых точную оценку значения голосования 31 августа для урегулирования конфликта до Донбассе дал бывший посол США в Украине Стивен Пайфер.
"Очень важно, чтобы Украина выглядела стороной, которая делает все, что она может для имплементации Минских договоренностей. Потому что в конце года, когда люди спросят – почему Минск-2 провалился, Киев должен будет свалить всю вину на россиян и сепаратистов", – сказал он.
Это, по его убеждению, будет важно для дальнейшей поддержки Украины на Западе, в первую очередь в Европе, и продолжения экономических санкций против России.
Донбасская "многоходовка"
Однако не стоит думать, что проголосовав в первом чтении за изменения в Конституцию, Киев полностью обезопасил себя от обвинений в срыве Минских договоренностей.
Мол, боевики всё равно ведут обстрелы, не отводят технику, не обменивают пленных и (NB!) готовятся повторить прошлогодний трюк с сепаратистскими выборами. А потому без проблем получится обвинить именно их в срыве Минска-2.
Но поводов преждевременно успокаиваться у Киева нет. Как рекомендовал в своё время Игорь Тальков, "не спешите милые, не будьте так наивны – вращаются колесики, и не заржавлен пресс. Винтики на месте и работает машина с дьявольским названием КПСС".
За четверть века название машины, конечно, изменилось и она сама слегка модифицирована. Но принципы работы нынешних кремлёвских боссов остаются теми же, что и у их компартийных предшественников.
Наглядным и убедительным примером того, что у Кремля в "ДНР"-"ЛНР" "всё под контролем", служит то, что боевики прекратили массовые обстрелы абсолютно синхронно с голосованием в Раде за Конституцию.
Всё сработало как часы: украинский парламент изменил Конституцию 31 августа, и тут же, не теряя ни дня, в ночь с 31 августа на 1 сентября, боевики "вдруг" прониклись к "укропам" невиданным дружелюбием и прекратили обстрелы.
Это говорит о том, что в большой военно-дипломатической партии на Донбассе Кремль, образно говоря, "поднял перчатку", брошенную киевскими конституционными реформаторами.
И теперь Путин и московские пропагандисты рассказывают всему миру, что Украина голосует за "неправильные", не утвержденные Донбассом (!) изменения Основного Закона.
В то время, как "мирные ополченцы", мол, доказывают не словом, а делом свою готовность выполнять Минские договоренности…
Это, впрочем, не экспромт Кремля, а часть ранее достигнутой Москвой с Германией и Францией договоренности. Которая и была доведена до сведения президента Порошенко во время его визита в Германию 24 августа.
"Обмен любезностями" получился в целом в духе немецко-французских миротворческих усилий по урегулированию кризиса на Донбассе: Киев делает свой взнос в "миротворческую копилку" в виде изменений в Конституцию, пункт 11 Минска-2, Москва и боевики – свой в виде полного прекращения огня, пункт №1.
В результате этих шагов дальнейшие ставки в противостоянии Киева с Москвой на Донбассе существенно возросли, а цена возможных ошибок – сильно увеличилось.
С учетом этого, можно спрогнозировать, что Москва и дальше будет придерживаться курса по предъявлению миру преобразившихся формально самостоятельных субъектов донбасского конфликта. Этаких "ДНР"-"ЛНР" в овечьих шкурках".
И для того, чтобы не дать Киеву и Западу повода обвинить боевиков в срыве Минска-2, Кремль, как представляется, пойдёт на отмену выборов в "ДНР" и "ЛНР" 18 октября – 1 ноября.
Проведи боевики такие выборы – лучшего подарка Киеву для отмены голосования за Конституцию во втором чтении трудно и представить.
Именно поэтому Москва заставит боевиков дезавуировать свои заявления о проведении сепаратных выборов на этих территориях.
И когда уже этот шаг Москвой будет сделан, Киеву придется предъявлять действительно убедительные для Европы и остального мира аргументы того, почему голосование во втором чтении за изменения в Конституции в пакете с самовзрывающимся особым статусом Донбасса для Киева невозможно провести в принципе.
И лучше всего подготовкой таких аргументов заняться уже сейчас, чтобы потом не лепить впопыхах нечто неудобоваримое. Как для собственного общества, так и для остального мира.
Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП