Пенсіонерам право голосу не потрібно? Ви серйозно?

Понеділок, 14 вересня 2015, 08:14
незалежний аналітик, журналіст, психолог

Человек, загнанный в определенный коридор представлений, будет видеть решения только в рамках этого коридора.

Например, если последовательно жить "по понятиям", то можно отстроить идеальную "зону". Но ничего кроме зоны.

То же и с демократией. Хочешь ее построить – держи перед глазами образ демократической страны. Или продолжай изобретать свой собственный исторический велосипед – как путинская Россия, уповающая на неповторимо дребезжащие, самопальные скрепы вместо общечеловеческих ценностей.

"Дайте пенсионерам повышенную пенсию взамен на отказ (стилистика сохранена, – Прим. авт.) от избирательного права. Добровольно и официально. Со штампом в паспорте. И на следующих выборах страну будет не узнать", – подобная оскорбительная белиберда разлетается по сети, как горячие пирожки. Ее массово перепощивают вроде бы вполне достойные и самостоятельно мыслящие люди.

"Диво-дивное, коллективное", – как говаривал созвучный цитате изяществом стиля и тонкостью мысли пролетарский поэт Демьян Бедный…

Есть всего две модели обустройства социума. Назовем их моделью исключения и моделью интеграции.

Они построены на принципиально разном наборе ценностей.

Победившую модель исключения (изоляции, отсечения) мы можем наблюдать вокруг себя. У нас очень легко исключают из диалога, навешивая ярлыки. Возмущен незаконной застройкой – радикал, а значит, не о чем с тобой говорить. Недоволен медлительностью реформ – вражеский агент. И тому подобное.

Теперь добрались до пенсионеров.

Вот в более развитых странах – мы ведь в их сообщество интегрируемся, правда? – "почему-то" считаются с пожилыми людьми, национальными и социальными меньшинствами, принимают каких-то "абсолютно ненужных" беженцев, продвигают менее развитые страны в клуб развитых и богатых etc.

Зачем, спрашивается? Почему?

Простая и понятная дарвинистская модель исключения построена на том, что "прав тот, у кого больше прав". Она строится вокруг каких угодно идей – вычурных, величественных, только бы оторвать их от реальной жизни.

Наперсточникам проще манипулировать абстрактными идеями, чем воплощенной реальностью. И при таких манипуляциях легко гонять людей по замкнутому кругу, где выбор никогда не будет означать выбора.

Модель интеграции построена на том, что права у всех равны. Раз и навсегда. И еще – на единственной, но конкретной идее: в основе любого эффективного общественного устройства находится живой – не абстрактный, идеальный, пребывающий в неведомом прекрасном далеко – человек. С его потребностями, интересами и правами.

Все, что не следует цивилизационной траектории интеграции, история уничтожает.

Помните, когда-то люди без определенного размера дохода или состояния были ограничены в правах? А теперь это дикость. Помните, в избирательных правах и карьере были ограничены женщины? Ведь их удел "Kinder, Küche, Kirche"! Теперь – тоже дикость. Помните, массам вдалбливали идеи о "неполноценных" расах?

Вроде лишне об этом вспоминать – но раз уж умные люди перепощивают ерунду...

Общества, на которые мы хотим быть похожими, ориентированы на конкретные нематериальные, "вечные" ценности. И эти ценности не ставятся в подчинение абстрактным целям или ситуативным интересам сильных мира сего. Только потому и материализуются в "красивую жизнь". Ведь для практического воплощения ценностей нужно много времени – строить не ломать.

В цивилизованной стране, авторов подобных дискриминационных "петиций" завалили бы исками. У нас – бодро перепощивают, считая остроумным. Как считают остроумным откровенный сексизм и много еще чего. Детская болезнь крутизны...

Нашим тяжко озабоченным то бизнесом, то политикой, а чаще тем и другим, полит-персонажам постоянно мешают люди. И они все время призывают "быстро, без проблем порешать": "взамен на отказ", "взамен на откат".

Давайте чуть поправим стилистику и поиграем расхожей фразой.

"Дайте студентам повышенную стипендию в обмен на отказ от избирательного права. Добровольно и официально. Со штампом в паспорте".

Студенты, вас возмущает? А чего?

Разве никто не в курсе предвыборных историй вокруг студенческих общаг? И полным-полно таких пенсионеров, которые дадут фору многим студентам в четкости гражданской позиции. Она ведь прожита и выстрадана, а не "хорошо пошла под пиво".

Пошутили – продолжим?

"Дайте – учителям, воспитательницам, ученым, врачам, библиотекарям, аптекарям, трактористам, спортсменам, военнослужащим, сельскому населению (нужное вставить) – повышенную зарплату в обмен на отказ от избирательного права!"

"Дайте инвалидам повышенное пособие в обмен на их избирательное право!"

"Дайте роженицам повышенное пособие в обмен на их избирательное право!"

Почему нет? Если достаточно дать, то куда денутся! Согласятся. Пусть не все, но самые уязвимые. Не подыхать же с голода при украинских зарплатах и пособиях! Так что – вопрос цены.

И если уж "цены", а не "ценностей", то давайте заведомо относиться к девушкам, как к проституткам. Вопрос цены.

И к полиции – по принципу: "Тебе заплатили? Отвали!" Вопрос цены.

И к бойцам и потерям на фронте. Вопрос цены.

Купим армию, купим милицию, купим девушек, купим бабушек. Всех купим, и пусть отвалят со своими гражданскими правами и запросами! А к следующим выборам и нас, и страну "будет не узнать"...

Думаю, читатель УП уже обратил внимание на то, что в предложенной конструкции вообще-то нет ничего нового. Именно она и формирует "скелет" украинской политики десятки лет! И даже неукраинской, и даже не десятки.

Это та же имперская до-совковая, затем номенклатурная совковая, после – нуворишская постсовковая традиция беспощадного неуважения к человеку. Человек – вещь, средство. Как машина или мебель – протер тряпочкой и забыл.

И это та же тупиковая логика исключения. Исключения индивидов и целых социальных групп из активной общественной жизни – путем культивирования сословных ограничений, истребления враждебных классов, изоляции инакомыслящих, отстранения избирателя от фактического процесса управления страной или населенным пунктом на 4-5 лет.

Форма разная. Традиция одна.

Именно она диктует отношение к части общества, как к балласту. Именно к этому по факту призывают постеры, репостеры и прочие вдохновенные выключатели-мозгов-компостеры.

Ведь просто и удобно! Стоит исключить пенсионеров из политических и социальных процессов, и сразу отпадет необходимость коммуницировать, в чем-то убеждать. Да и заботиться на деле. Выключил и в сарай. Пусть берут свой мешок гречки и не путаются под ногами прогресса.

Логика исключения – это логика примитивных и голодных, – всегда голодных и вечно примитивных – обществ. Логика каннибалов. Логика зверей, из известных анекдотов, случайно оказавшихся в одной яме. Никак не строителей продвинутой европейской страны.

Помните "Закон жизни" Джека Лондона? Рассказ, где племя снимается со стоянки и оставляет старика у маленького костра замерзать. Ему остается жизни ровно столько, сколько оставили гречки... Извините, хвороста.

Для исполненных удалью молодецкой, приведем весь цикл человеческой жизни в бедных бытом и социально убогих обществах. Может, задумаются? Если они выстроят общество социальных людоедов, и их чаша сия не минует.

"Девушка – существо, на которое приятно посмотреть. Она сильная, у нее высокая грудь, упругая походка, блестящие глаза. Но задача этой девушки еще впереди. Блеск в ее глазах разгорается, походка становится быстрее, она то смела с юношами, то робка и заражает их своим беспокойством. И она хорошеет день ото дня; и, наконец, какой-нибудь охотник берет ее в свое жилище, чтобы она работала и стряпала на него и стала матерью его детей.

Но с рождением первенца красота начинает покидать женщину, ее походка становится тяжелой и медленной, глаза тускнеют и меркнут, и одни лишь маленькие дети с радостью прижимаются к морщинистой щеке старухи, сидящей у костра.

Ее задача выполнена. И при первой угрозе голода или при первом длинном переходе ее оставят, как оставили его, – на снегу, подле маленькой охапки хвороста".

Социальные сети полны не только грубости и тупости, но и социальной подлости. Увы. Этой правде надо смотреть в глаза.

Социал-дарвинизм удобен для тех, кто не хочет морочиться с трудной коммуникацией. Кому не резон заморачиваться на последовательную, вразумительную, гуманную программу, с понятными всем слоям общества целями, задачами, сроками. Кому незачем брать на себя четкие и конкретные обязательства.

Ведь проще, по законам зоны, найти более слабого и ударить, зарабатывая "авторитет"! Или ударить по больному.

Читатель, наверное, слышал недавний яркий спич губернатора Марий Эл г-на Маркелова на встрече с местными жителями: "Нигде так не было, чтоб так ворчали, ворчали, рычали. Везде спасибо говорят!" И дальше способ чиновного ответа на все запросы-вопросы граждан: "Закрыть все и уехать. И дорогу раскопать. Не верите, что я раскопаю дорогу? И будете 3 года ждать!"

Социал-дарвинистская модель отодвигается нашим обществом медленно и невнятно. Хотя на ней держится все, чем украинское общество недовольно.

И потому эта примитивная модель "хавается" украинскими политиками-популистами на ура. Потому же вариант исключения, а не интеграции, купли-перепродажи и угроз манипулирования, а не уважения – собирательный образ сегодняшней украинской "политики". Политики, токсичной для общества.

Я повторюсь, но это надо повторять:

Любая политика, в том числе информационная политика, отрицающая или цинично эксплуатирующая в людях светлое начало, будет только разрушать.

Или мы интегрируем общество в одно богатое, сообщающееся целое – или будут продолжаться попытки что-то или кого-то подавить, вытеснить на периферию. Откуда потом придет взрыв.

Главное содержание душевной жизни человека пожилого возраста – переосмысление и подведение итогов прожитого. И попытка отнять у человека смысл его жизни равносильна убийству.

Когда страна уходит в огульное отрицание сделанного старшими поколениями, эти поколения не находят себя в системе координат общества. И да, они идут голосовать за манипуляторов, которые хотя бы создают видимость уважения к их внутреннему миру и жизненным потребностям. К их "древним" поводам гордиться собой, воспоминаниям, событиям. К их физической способности оставаться людьми на пенсии в 50 долларов.

"Не дивіться на Україну, як на землю своїх батьків. Дивіться на неї, як на землю своїх дітей. І тоді прийдуть зміни..." – разумно сказал Святослав Вакарчук.

Но, мне кажется, не все поняли правильно. Чтоб понять по-настоящему, надо посмотреть, как этот подход реализован в более совершенных и зрелых обществах.

Поэтому, для периодически путающих выпяченное с передовым, хочется уточнить: "Смотрите на Украину, как на землю родителей, уважающих потребности своих детей и на землю детей, уважающих потребности своих родителей. Только тогда придут изменения".

Дмитрий Пастернак-Таранушенко, независимый журналист, политолог, специально для УП