Внутрішні конфлікти в Україні вигідні Росії

Четвер, 06 серпня 2015, 09:50

События в Мукачево подтолкнули военно-политическое движение "Правый Сектор" провести в Киеве вече. На нем лидеры организации пришли к выводу о необходимости провести общенациональный референдум о доверии действующей власти, признании АТО на Донбассе "войной", легализации добровольческих батальонов и отмене Минских договорённостей. Было принято решение о том, что "Правый Сектор", переименованный в национально-освободительное движение, не будет принимать участие в местных выборах.

Достаточно сложно судить о подлинных причинах инцидента в Закарпатье.

Проблема контрабанды и нелегальной миграции характерна для данного приграничного с ЕС региона со времён независимости Украины. Тем не менее, дискуссии и поиск решения данной проблемы никогда не перерастали во внутриполитический конфликт. И насколько он реален в условиях внешней агрессии со стороны России? Не всегда локальные конфликты перерастают в общенациональные. Есть конкретные лица, превысившие свои полномочия и перешагнувшие закон, которые обязаны перед ним ответить. Повода для конфронтации нет.

Весьма интересен ряд моментов, которые свидетельствуют о том, что муссируемые в СМИ предпосылки конфликта могут быть со временем исчерпаны.

Поддержать вече "Правого Сектора" приехали около 3-5 тысяч человек.

Никто не призывал к государственному перевороту, хотя сам принцип референдума предполагает несогласие с выносимым предложением. При этом процедура проведения плебисцита о доверии власти не предусматривается действующим законодательством. Количество желающих принять в нём участие – отдельная тема для дискуссий.

Отказ "Правого Сектора" от участия в местных выборах не сопровождался сложением депутатских мандатов руководителей политической партии.

Аналогичные вече не проводились другими добровольческими батальонами и правоцентристскими политическими партиями.

Заявления, имевшие место на проведённом вече, скорее всего, были рассчитаны исключительно на сторонников "Правого Сектора", которые не хотят мириться с уголовным преследованием 13 единомышленников.

Говорить о каком-то общенациональном противостоянии на данной волне не приходиться.

Однако проблема заключается в другом.

Не секрет, что Россия заинтересована в сдерживании процесса проведения реформ в сфере экономики, правоохранительной системы, социального сектора. Реформы в Украине не вписываются в антураж будничных реалий коррупции на государственном и негосударственном уровне в России и произвола её властей.

Кремль рассчитывает на то, что рост расходов на укрепление обороноспособности Украины, в связи с тлеющим конфликтом на Донбассе, будет тормозить финансирование преобразований в других сферах.

Одной из целей РФ также является сдерживание процесса интеграции постсоветских стран, включая Украину, в ЕС и НАТО.

Следствием нестабильности в Закарпатской области у границ с ЕС стало замораживание европейскими партнёрами вопроса о предоставлении Украине безвизового режима. Хотя винить во всех грехах Украину некорректно – проблема контрабанды касается и стран-членов ЕС.

Тем не менее, Россия не смогла добиться ни международного признания ДНР и ЛНР, ни их содержания в качестве отдельных субъектов со стороны Киева.

В условиях снижения цен на нефть до 50 долларов за баррель, вести масштабные наступательные военные действия в Украине и финансировать сепаратистские режимы становиться всё сложнее. День войны на Донбассе обходиться РФ ориентировочно в 1,5 миллионов долларов.

На содержание Крыма с момента оккупации ушло 140 миллиардов рублей – это еще 2,5 миллиарда долларов. В этом году РФ не смогла выделить ежегодную финансовую помощь Приднестровью.

Существует мнение, что в случае если цена на нефть снизится до 40-45 долларов за баррель, РФ придётся приостановить расходы бюджета на военные действия на Донбассе. В противном случае дотаций лишиться российский социальный сектор.

В феврале 2015 года средняя зарплата россиян сократилась почти на 10%, по сравнению с показателем прошлого года. При нынешних расходах, Резервный фонд РФ будет исчерпан к 2017-2018 годам.

Это создаёт поводы для лишнего недовольства в обществе, что не выгодно для Кремля в условиях частичной международной изоляции и попытке сплотить российское общество перед образом врага в лице НАТО и идеи построения Евразийского союза в ущерб индивидуальным интересам граждан.

Даже в условиях действия нынешнего пакета санкций, по данным соцопроса "Левада Центр" 89% россиян доверяют своему президенту.

С экономической точки зрения, увеличение финансовых расходов на расширение зоны конфликта с Украиной не выгодно для стабильности режима Путина.

Не желая нести бремя военных расходов для торможения развития Украины, Россия заинтересована в разжигании конфликта между легитимной властью и добровольческими формированиями, включая "Правый Сектор".

Демонизация "Правого Сектора" и других добровольческих батальонов, необоснованное обвинение их в правом радикализме является неотъемлемой частью информационного сопровождения агрессии в Украине. РФ будет продолжать оказывать пропагандистское воздействие на русскоговорящую аудиторию Украины.

Россия заинтересована в дискредитации добровольцев среди жителей прифронтовых городов Донбасса. С подачи России и сепаратистов, некритически мыслящие слои населения сделают выводы не о необходимости уголовной ответственности отдельных лиц – а о преступном характере деятельности всех добровольческих формирований без исключения.

Если же сценарий внутриполитического конфликта станет реальностью и, тем более, если отдельные вооружённые формирования начнут действовать в обход Минских договорённостей, саботировать приказы ВСУ – РФ может воспользоваться данным моментом в своих интересах.

Например, под предлогом нарушения Украиной Минских договорённостей российско-террористические войска могут осуществить новый виток провокаций и требовать расширения контроля ДНР и ЛНР над всей территорией Донбасса, под отработанным лозунгом "защиты русскоязычного населения от фашизма". Не говоря о возможности применении РФ военной авиации для осуществления точечных ударов по позициям украинских войск и поддержки формирований сепаратистов с воздуха, что не имело места ранее.

Подобная карта уже была разыграна Россией в период грузино-абхазского конфликта в начале 90-х годов, когда параллельно с военными действиями против сепаратистов, в Грузии происходило вооружённое противостояние между сторонниками Эдуарда Шеварднадзе и Звиада Гамсахурдиа.

Ситуация может повториться в Украине.

В то время как внимание международного сообщества будет приковано к внутреннему конфликту патриотов, Россия рискнёт расширить территорию, контролируемую ДНР и ЛНР, а затем выторговать для них дополнительные преференции в рамках "особого статуса". Ведь в понимании Нормандской четвёрки и Трёхсторонней группы виновной стороной станет Украина, которая якобы не смогла гарантировать соблюдение Минских договорённостей собственными вооружёнными формированиями...

Поэтому, чтобы Украина не повторила судьбу Грузии, важно предотвратить вероятность возникновения любого нового внутриполитического противостояния в стране.

Георгий Кухалейшвили, политолог-международник, магистр политических наук, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування