Відповідь міністру енергетики, або Що робитиме ДТЕК?
Прочитал я последнее интервью министра энергетики "Мы рынок не делим – мы его создаем". Внимательно прочитал. С уважением. И как-то навеяло. Забытая мелодия и слова Интернационала из детства…
"Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы НАШ, мы НОВЫЙ МИР построим, —
Кто был НИЧЕМ, тот станет ВСЕМ."
Как стало ясно из интервью нашего министра, у него есть стратегия развития отрасли.
Стратегия у него "была с самого начала". Я лично не знаком с этой стратегией. Я не видел ни одного документа, слайда или черновика, где она была бы изложена.
Я также не встречал никого, кто бы видел эту стратегию и мог бы поделиться ее содержанием.
Но если предположить, что основные тезисы стратегии развития отрасли были изложены в интервью министра, то картина выглядит приблизительно так:
Первый стратегический тезис министра: "Наш враг – компания ДТЭК"
Почему враг? "Компания выросла до монополиста", – говорит министр.
Поэтому мы должны крупнейшую и самую успешную энергетическую компанию в истории независимой Украины заставить "продать часть активов". И, кстати, "уже есть покупатели".
Наш министр и НКРЭКУ (далее "регулятор") внимательно изучили финансовые результаты операционной деятельности компании за последние несколько лет.
Поэтому, сейчас, когда у компании появились финансовые проблемы, ее нужно "убедить" продать свое имущество. Министр абсолютно искренне считает, что дальнейшее существование такой сильной и успешной компании как ДТЭК в энергетике Украины является основным препятствием для "создания нового рынка".
Этот пункт стратегии министра и регулятора я могу подтвердить лично.
Начиная с осени прошлого года, в адрес руководителей ДТЭК не раз звучало: "Продайте часть своего бизнеса и тогда у вас все будет хорошо".
Среди наиболее интересных активов назывались Западэнерго и Днепроэнерго. Поэтому когда наш министр говорит о "монолитной позиции министерства и регулятора НКРЭКУ", то в части давления на компанию ДТЭК по продаже активов, эта позиция однозначно остается "монолитной".
Второй стратегический тезис министра: "Эффективная угольная отрасль Украины стоит на пути создания нового рынка"
Лучшие угольные шахты приватизированы компанией ДТЭК. Они работают хорошо. Добывают много.
ДТЭК действительно в них много инвестировал и поднял добычу отечественного угля почти в два раза. Но в связи с тем, что первый стратегический тезис министра гласит: "Наш враг – ДТЭК", то это является очень серьезным препятствием.
Значит, это препятствие надо устранить.
Стратегическая позиция министра приблизительно выглядит так: "Государственные шахты менее эффективны. У них себестоимость добычи очень высокая (от 2000 грн и выше). Их нужно будет закрыть или продать. Лучше платить за импортный уголь от 1700 до 2200 грн за тонну. Это же альтернатива развитию отечественной добычи угля! Но цену на отечественный уголь мы выше 1100 грн поднимать не будем".
Соответственно, министр и регулятор создают финансовый кризис отрасли. Действуют они и здесь очень "монолитно".
Украинская тепловая генерация является основным потребителем украинского угля. Искусственно понижая тариф для тепловой генерации ниже себестоимости производства электроэнергии, можно сразу решить две проблемы. Тепловая генерация станет убыточной. А угольная отрасль упадет на колени и без инвестиций в развитие или даже поддержание текущей нормы добычи сама развалится. Как говорится, "нет отрасли – нет проблемы".
В первом квартале 2015 года эта часть стратегии Министра была реализована с помощью "монолитной поддержки" Регулятора безупречно. Средний тариф для ГК ТЭС за январь – март составил 79 коп за кВт/ч при себестоимости 96 коп за кВт/ч. Финансовые потери и небаланс тепловой генерации за этот же период составил 5, 4 млрд. гривен.
Красочная иллюстрация избирательности стратегии министра и регулятора по отношению к тепловой генерации и отечественному углепрому: в период с декабря 2014 по апрель 2015 года тарифы для ядерной генерации выросли на 49%, для гидрогенерации на 169%, для ТЭЦ – на 30%. У тепловой генерации за тот же период они упали на 1%.
Третий стратегический тезис Министра: "Кадровая стратегия. Все специалисты, которые работали в энергетике 10 лет и более – это враги нового рынка"
Почему? Такие специалисты ничего не хотят менять. Они никогда не работали в рыночных условиях. Они мешают министру и "его молодой команде" создавать новый рынок.
Поэтому, чтобы никто не мешал "строить новый рынок", необходимо избавиться от всех опытных профессионалов и привлечь молодых экономистов. Они молоды, в старых схемах не участвовали. Именно такие нужны новой украинской энергетике.
На практике это выглядит приблизительно так. Представим ситуацию: в вашу компанию назначают нового, образованного, активного руководителя, с небольшим опытом, но безграничным желанием сделать все "правильно и по-честному". И первым посланием такого руководителя всему коллективу будут следующие слова:
- Вы все коррупционеры, которые ничего не понимают в том, как должна работать компания в условиях нового рынка ;
- Я никому из вас не верю, потому что… "смотри пункт 1";
- Я считаю, что всех нужно гнать в три шеи, так как … "смотри пункт 1";
- Каждый, кто не согласен со мной… смотри пункт 1
Если посмотреть на карусель кадровых назначений, то за редким исключением, опытных и грамотных специалистов на руководящих позициях отрасли практически не осталось.
Правда, вместе с реализацией этой кадровой стратегии в энергетике страны начали происходить странные вещи:
- Находящееся в государственной собственности Центрэнерго, которое еще в августе прошлого года имело на своих банковских счетах более 600 млн грн, сегодня – банкрот;
- Склады угля на тепловых станциях продолжают падать катастрофическими темпами;
- Импорт российской электроэнергии стал прочной альтернативой отечественному производителю;
- Финансовая ситуация в государственных угольных объединениях – плачевная. Денежные средства в размере 260 млн грн, которые перечисляются на банковские счета ГП Уголь Украины для погашения долгов по заработной плате шахтерам государственных шахт тут же исчезли в неизвестном направлении;
- Добыча угля в стране за последние 12 месяцев упала более чем на 60%. В связи с убыточным тарифом для тепловой генерации тепловые станции не в состоянии платить за уголь в полном объеме.
Единого плана работы отрасли в 2015 году нет ни у министра, ни у регулятора.
Так вот. Прочитал я интервью и задумался. Еще одни парадокс. По публикациям и заявлениям в СМИ, вроде как есть у нас и министр, и регулятор. Но по состоянию дел сегодня в энергетике и угольном секторе – вроде как никого нет.
Но знаете, что меня смутило больше всего в этом интервью? Это заявление министра, что "мы лишь в начале пути".
PS - Что будет делать ДТЭК?
Решение о продаже активов компании никогда не будет связано с "монолитным желанием" министра и регулятора. Активы мы будем продавать исходя из стратегии и видения развития компании.
ДТЭК с самого начала своего существования стремился стать лучшей энергетической компанией на постсоветском пространстве. За нашей спиной – десять лет упорного труда и результат, признанный всеми. Сегодня история успеха ДТЭК стала неотъемлемой частью самосознания 130 000 сотрудников ДТЭК, их семей, родных и близких. Поэтому мы просто обязаны отстаивать свое право на ведение бизнеса в Украине как в украинских, так и международных судах.
Разрушать компанию, а вместе с ней и энергетику страны, в надежде, что западные доноры за это будут платить - наивно даже со стороны экономистов и финансистов.
Вот только вчера, мы получили новость. Подавляющее большинство держателей еврооблигаций ДТЭК (88,59%) приняли решение поддержать компанию, пролонгировав срок погашения наших еврооблигаций.
Это значит, что международные инвесторы верят и поддерживают компанию такой, какая она есть сейчас.