Донбас. З чого почати?
"Никто ничего не понимает и никто ничего не делает", – так можно охарактеризовать нынешнее положение дел в Донбассе. Ни у парламента, ни у правительства, ни в администрации президента нет ни целостной картины происходящего, ни полноценной стратегии в отношении Донецкой и Луганской областей.
Спустя год с начала конфликта, мы практически не сдвинулись с мертвой точки. Кроме минимальных перестановок в управленческой вертикали нет никаких положительных тенденций. Никаких!
Четкая политическая позиция в отношении "ЛНР/ДНР" так окончательно не сформирована со стороны государства.
Мы так и не решили, что это за территория и каков ее статус. Кем оккупирована эта земля? Там правят местные сепаратисты/террористы – или все же Кремль? Мы будем содержать Донбасс, или наоборот, нарастим экономическую блокаду?
Начать нужно с четкой артикуляции основных проблем, которые необходимо начать решать как можно скорее.
Первая проблема Донбасса – юридически-амдинистративная
По сути, речь идет о неопределенном статусе его оккупированной части.
Парадоксально, но Крым признан оккупированной территорией, а вот часть Донецкой и Луганской областей, в которые российские военные зашли всего на пару месяцев позже, не имеет такого статуса. Официально Киев и по сей день должен нести ответственность за эти территории: выплачивать пенсии и зарплаты, осуществлять правоохранительную, судебную, фискальную деятельность.
Все прекрасно понимают, что в данный момент осуществлять весь этот комплекс мер невозможно.
Но ведь политико-правового решения в отношении Донбасса до сих пор нет – а значит, пусть и формально, Украину можно обвинить в невыполнении ею своих обязательств по отношению к собственным гражданам.
Парламент должен в срочном порядке принять решение, в котором обозначить, что территория Донбасса, которая не контролируется Украиной, оккупирована Российской Федерацией. И именно РФ как страна-агрессор несет за нее полную ответственность.
Мы должны четко обозначить, что Украина гарантирует и признает за собой все социальные обязательства перед гражданами и обязуется их выполнять – но только после восстановления полного контроля над этими территориями.
Соответственно, Украина не может – и не должна при нынешнем положении вещей – гарантировать газо-, водо- и электроснабжение этих территорий. Только по газу за этот год накопилось около 10 миллиардов гривен долга, который не с кого взимать.
Признав оккупацию Донбасса, мы получим отправную точку в выработке позиций по отношению к этой территории.
Вторая проблема Донбасса – это проблема местной власти.
В большинстве своем власть симпатизировала агрессору, но, опять-таки, в абсолютном большинстве населенных пунктов так и не поменялась за этот год.
Вина этих мэров, председателей районных и городских советов очевидна, однако реально не наказан практически никто. Письма Путину, референдумы в пользу ДНР, штурмы и забеги с триколором – люди все это помнят. И безнаказанность зачинщиков рождает тотальную безнадежность и неверие.
Как могут жители Мариуполя, Дружковки, Артёмовска и других городов надеяться на перемены, когда мэры-сепаратисты этих городов продолжают работать? Получается, что государство дает четкий сигнал: все останется по-старому, старые люди – старые схемы, сопротивление бесполезно. Вчера ты хотел оторвать кусок государства, а сегодня делаешь вид, что этого не было, и тебе никто не трогает. Закон не работает. Раз корень сепаратизма не вырван, значит, скоро мы увидим его новые побеги.
За время работы Виктора Шокина на посту генпрокурора я встречался с ним уже три раза – в том числе, и по этому поводу. Никто не знает, сколько уголовных дел заведено по фактам сепаратизма, на какой стадии находятся эти дела, сколько раз пособников сепаратизма вызывали на допросы.
Нужно установить парламентский контроль над процессами люстрации местной власти на Донбассе и противодействию сепаратизму. Для этого необходимо создание профильной парламентской следственной комиссии по вопросам противодействия сепаратизму. Уже с понедельника мы планируем начать переговоры со всеми фракциями, в соответствии с регламентом, чтобы они делегировали своих представителей в комиссию.
Кроме того, всем политическим партиям патриотической направленности стоит уже сейчас начинать подготовку к местным выборам. Если мы, конечно, хотим избавиться от сепаратистов в местных советах.
К сожалению, исходя из результатов социологических исследований по Донбассу, можно с уверенностью констатировать, что результаты выборов, если бы они прошли завтра, были резко не в пользу демократических сил.
Если демократы – Блок Порошенко, Народный Фронт, УДАР, "Батьківщина", Самопомощь, Радикальная партия – хотят сформировать большинство, то работу нужно активизировать уже сейчас. Лидеры партий должны обязательно включать донбасские города в графики своих поездок.
Это вопрос уже не столько политики, сколько выживания украинского государства – мы не должны дать шанс сепаратистам снова получить всю власть на местном уровне.
Третья проблема – до сих пор не назначен руководитель национального агентства по восстановлению Донбасса, как и нет и никакого реального плана его восстановления.
Сейчас территории Донецкой и Луганской областей – это территории боевых действий. Не остановив войну, не имеет смысла начинать восстанавливать что-либо. Однако рано или поздно этим все равно придется заниматься.
Но уже сейчас мы теряем время, ведь не ведутся даже предпроектные работы. До сих пор нет ответов на простые вопросы – какова сумма ущерба от боевых действий, каковы приоритеты для восстановления, то есть, какие объекты мы восстанавливаем в первую, во вторую, в третью очередь. И это при том, что многие процессы готова финансировать Европа.
Подготовительную работу нужно начать уже сегодня.
В освобожденной части Донбасса можно запускать пилотные проекты: отопления, утепления домов, строительства инфраструктуры и так далее. Очень много инфраструктурных и производственных сооружений, пользуясь случаем, необходимо модернизировать.
Такие мероприятия также будут иметь положительный эффект в плане работы с местным населением – Украина должна ассоциироваться с улучшением жизни, на противопоставлении с разрухой и хаосом на оккупированных территориях.
Четвертая проблема – культурно-мировоззренческая.
Одной их главных причин войны на Донбассе стал культурный вакуум. Если мы хотим выиграть соревнование за души местных жителей, нам необходимо занять то место, которое сейчас занимает российское телевидение.
Ситуацию усложняет тот факт, что Донбасс, в силу своего промышленно-пролетарского имиджа, никогда особо не славился культурными достижениями. Сейчас об это вообще сложно говорить, учитывая миграцию оттуда, в первую очередь, как раз представителей креативного класса. Мало того, государственные донецкие театры и многие творческие коллективы никуда не переехали с оккупированной территории.
Таким образом, в культурной сфере – полная пустота.
Поэтому, правительству и АП необходимо разработать культурно-патриотическую программу для Донбасса.
Начать стоит с самых простых вещей – Донбасс постоянно должен принимать разных гостей и проводить культурные мероприятия, его обязательно нужно вовлекать в общекультурную жизнь, давая людям отдохнуть от войны, и показывать, что они не оставлены наедине со своими проблемами.
Следует максимально способствовать проведению любых культурно-массовых мероприятий. Например, "Динамо Киев" проведет в Красноармейске товарищеский матч с военными, популярные музыканты организуют патриотический концерт в Мариуполе, президент проведет встречу с иностранным гостями в Краматорске и тому подобное.
Целесообразно выстроить образовательные и культурные программы обмена между разными регионами страны, когда драматический театр из Львова приедет в Мариуполь, а артисты Киева дадут концерт в Волновахе.
Такое партнерство можно развивать на разных уровнях: например, Руслана возьмет шефство над школами Селидово, Андрей Шевченко будет приезжать в университет Славянска, Владимир Кличко посетит беженцев в Краматорске. Эффективно, чтобы учителя из Львова приезжали по обмену в школы учить местных детей, в свою очередь, учителя Донбасса посетят западную Украину.
Подобная программа не требует значительных финансовых ресурсов. Но она требует централизованного запуска сверху, первые лица государства должны стать примером для подражания.
Донбасс нуждается в разрушении собственных культурных мифов. Из региона, который "всех кормит", региона-изгоя, который "виновен в разжигании войны", – Донбасс должен стать обычной частью Украины.
Мы готовы заняться реализацией подобных проектов. Необходима политическая воля всех патриотических парламентских сил.
Чтобы разрушить региональные стереотипы и снизить негативное влияние российской пропаганды, мы должны элементарно познакомить молодежь восточной Украины с молодежью западной. Чтобы знали и понимали, что там живут такие же люди, с такими же проблемами, а вовсе не чудовища с клыками, как врут кремлевские агенты.
У нас люди совершенно не ездят по своей стране. Совершенно не знают ее. И этим пользуются штатные провокаторы, разжигающие межнациональную и межрегиональную рознь.
Нужно ездить друг к другу. Принять государственную программу, чтобы определенное количество студентов из восточных областей обучалось в вузах западных. Чтобы школьники Донбасса на каникулы ездили во Львов и в Закарпатье. В идеале, необходимо также ежегодно отправлять на учебу в Восточную Европу хотя бы 2-3 тысячи студентов из Донбасса.
Это будет самой эффективной "прививкой" от сепаратизма.
Пятая проблема – информационная.
В газетных киосках Донбасса нет украинских печатных СМИ, кроме некоторых местных изданий формата "Огородник Доброполья" или, хуже того, просепаратистких, типа "Дружковский рабочий". Областные издания отсутствуют, всеукраинские из-за низкой рентабельности не доезжают до ларьков. Некоторые кабельные сети по-прежнему ретранслируют кремлевские телеканалы.
На оккупированной территории ситуация вообще катастрофическая – там не работают ни украинские каналы, ни украинское радио, о печатных СМИ не может быть и речи.
То есть, жители Донбасса находятся в информационном вакууме, где вольготно себя чувствует только российская пропаганда.
Важнейшей задачей государства является запуск новых, проукраинских СМИ на Донбассе. Министерство информации должно из ресурсов государственного бюджета и с привлечением европейских грантов создать ряд печатных СМИ и обеспечить теле- и радиовещание, в том числе, и на оккупированные территории. Общее техническое оснащение для этого есть.
Более того, уже есть готовая концепция радиостанции и ежедневной газеты для Донбасса, которую разработал авторитетный донецкий журналист Сергей Гармаш, чей интернет-портал "Остров" долгие годы был в авангарде борьбы за украинский Донбасс.
Шестая проблема – экономическая.
Большинство населения Донбасса сейчас живет за чертой бедности. Огромное количество предприятий как государственного, так и частного секторов, остановилось, привычные бизнес-схемы не работают, разорваны производственные цепочки.
Единственной быстрой и эффективной альтернативой является максимальное содействие в развитии малого бизнеса. Очень важным элементом должна стать процедура специального льготного налогообложения для частных предпринимателей с небольшим товарооборотом.
Закон об изменениях в Налоговом кодексе "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции", который был прият, напомню, в первом чтении еще Верховной Радой предыдущего созыва, должен получить свое логическое завершение в этом созыве. Этот вопрос не терпит отлагательства и должен быть поставлен в повестку дня следующей парламентской недели.
Седьмая проблема – образовательная.
Можно констатировать, что высшее образование на Донбассе существует скорее на бумаге, чем в реальности. Большинство студентов и преподавательского состава перевелись в другие ВУЗы, некоторые университеты, как Донецкий национальный, вообще уехали с территории Донецкой и Луганской областей. Те же, которые остались, работают дистанционно, потеряв почти всю техническую базу.
Украина должна в срочном порядке решить вопрос – или мы пытаемся наладить жизнь ВУЗов в городах, куда они переехали, но с привлечением целевых средств, пониманием процесса, восстановлением реального учебного процесса. Или стоит поставить вопрос о закрытии этих ВУЗов и экономии бюджетных средств, с переведением студентов и преподавательского состава в другие высшие учебные заведения страны.
Восьмая проблема, которая уже имеет всеукраинский масштаб – это внутренне перемещенные лица, то есть, переселенцы.
По данным ООН, в Украине таких уже больше одного миллиона. Эти люди потеряли все. Они лишились работы, их жилье или разрушено или стало стоить копейки. Сейчас они живут, как правило, у своих родственников, проедая последние накопления. И при этом, централизованно ими никто не занимается.
Само собой, что государство, находящееся сейчас в затруднительном положении, не сможет обеспечить каждого работой и жильем. Однако начать надо с малого – создать специальный орган или уполномоченное лицо по вопросам переселенцев. Как в Грузии, где при 250 тысячах беженцев создалось целое министерство с государственной программой и международной помощью.
Кроме того, есть ряд мер по помощи переселенцам, которые необходимо провести и которые не требуют заоблачных финансовых вливаний.
Например, в других областях есть огромное количество заброшенных разрушенных сел, где люди могут заняться сельским хозяйством при поддержке государства. Есть много пустых городов и пустых квартир – готовые города для переселенцев. Нужно провести ревизию этого имущества и сформировать потенциальный жилой фонд для переселенцев.
* * *
Стоит отдавать себе отчет в том, что пока мы не решим вышеуказанные проблемы Донбасса, сильного и стабильного государства нам не построить.
С идеологически враждебным и экономически слабым Донбассом нас никогда не примет Европа. А сам регион будет как чемодан без ручки – и нести тяжело, и бросить невозможно.
Поэтому действовать необходимо уже сейчас.
Егор Фирсов, специально для УП