Мовчання "реформаторів"
Предлагаю обсудить проблему ... альтернативной одаренности, скажем так, а попросту – идиотизма нашего руководства. Но для начала несколько цитат, важных для дальнейшего разговора.
Цитата 1. Премьер-министр: "Люди должны понимать, в чем заключается их личная выгода от реформ, и тут ситуация неутешительная… Сегодня более 50% граждан не понимают сути реформы в сфере образования и медицины. 65% ничего не знают о реформах в сфере трудовых отношений и ЖКХ. Это шокирующие цифры. Как люди могут поверить в реформы, если они не знают, что в итоге будет с ними и с их детьми… В первую очередь от членов правительства и глав региональных администраций требую: вы должны сами инициировать постоянный диалог с обществом".
Цитата 2. Заместитель главы администрации президента Украины: "Мы очень спешили. Мы очень быстро хотели это начать и, возможно, при подготовке самих реформ, идеологии их, этот вопрос разъяснения не имел достаточного места в процессе этой подготовки. Реформы идут, но они идут быстрее, чем идет разъяснение их людям". Нужно ездить "всеукраинскими турами по городам, по селам, по сельским клубам, собирать людей и рассказывать им, как оно будет... Терпеливо отвечать на все вопросы, и на неудобные".
Цитата 3. Президент: "Один из наибольших недостатков, которые мы имеем, - это недостаточность информации. Не хватает у нас умения, нас этого не научили в свое время - создавать информационные кампании или имиджевые проекты. А это очень важно… Когда люди осознанно видят, понимают, что к ним идут руководители за советом, когда с ними проводят беседы, разъясняют, ради чего это делается, когда людям все понятнее, тогда и оценка объективнее. Поэтому нам надо обязательно проводить разъяснительную работу".
Хорошо ведь, правда?
Первая цитата – слова Николая Азарова, произнесенные в ноябре 2011 года, вторая – Анны Герман в марте 2011 года, третья – Виктора Януковича, сентябрь 2013 года.
Великих реформаторов нашей эпохи.
Поэтому когда Арсений Яценюк заявил, что правительство в 2015 году должно провести региональные поездки по всем областям, чтобы пояснить украинцам цели, которые ставит перед собой Кабинет министров, в воздухе запахло… В общем, нехорошо запахло.
Арсений Петрович предложил разработать медийную программу по разъяснению, что такое реформы в Украине и что нужно делать: "Чтобы должностное лицо, ответственное за свое направление, объясняло украинцам содержание, цели реформ, когда, что и как будет достигнуто".
То, что он сам такое лицо, и от него ничего толком не слыхать, опущено как несущественное. Главное, распорядиться.
C 22 декабря у нас в стране работает Национальный совет реформ во главе с президентом. Ну, как работает… В нем то же государственное руководство, автоматически, плюс горсть общественников. Уже чисто по организационным признакам – дохлятина, имитация.
10 февраля в 13:30 прошел брифинг секретаря Нацсовета Дмитрия Шимкива. Ни аншлага, ни града вопросов. Никаких следов в лентах информагентств.
Какие реформы – такой резонанс.
Часто наших руководителей, которые все никак не примутся за решительную переделку государства, в сердцах называют идиотами. Да что там, сам этим грешу. Но реформы не идут, однако – потому что лидеры как раз нисколько не идиоты, а очень себе на уме. Два пишем, думаем про три, за четыре договариваемся. Получите Шокина в генпрокуроры.
Реформатор должен быть чуть-чуть блаженным. Он замахивается на существующий порядок вещей; укоренившиеся нормы – цель его атак. Воистину не-нормальный. Чтобы дело сдвинулось, чтобы противостоять вяжущей инерции привычного, он вынужден быть гиперактивным, всех пинать и тормошить в режиме 7/24. Вести себя вызывающе.
А еще реформатора отличает маниакальная фиксация на своей идее.
Ему важно о ней все время говорить, объяснять и доказывать. Он просто по-другому не может, разрывает изнутри. Ему станет физически плохо, если будет иначе. "Я не могу ни от чего отречься и не сделаю этого, поскольку идти против совести и неправильно, и небезопасно. На том стою и не могу иначе. Боже, помоги мне", – ответ ненормального Мартина Лютера на требование инквизиции отречься.
Ничто так не свидетельствует о реформаторской импотенции нашей власти, как ее молчание.
Даже когда она обещает говорить, ничего не выходит, кроме рыбьего беззвучного шлепания губами.
Безмолвное Министерство информации – анекдотический символ власти, которой нечего сказать. Редкие выступления первых лиц, когда они нехотя снисходят до публики, нисколько не выбиваются за рамки рутинного протокола. Никакого пропагандистского жара, лишь нескрываемое желание побыстрее отбрыкаться от вопросов и при этом не сильно облажаться.
Наверное, не нужно было столько букв, чтобы написать, что действующая власть никакая не реформаторская. Эти люди – плоть от плоти старой системы, они продлевают ее жизнь, потому что жизнь этой системы – их жизнь. Но не наша.
И тут достаточно вспомнить, как неуверенно они пытались выступить лидерами Майдана, но оставались только крикливыми лидерами сцены. Что с тех пор изменилось? Разница между их рейтингами и настоящим уровнем поддержки – как между условно-досрочным освобождением и свободой. Но вместо того, чтобы каторжно отпахивать выпавший шанс, политики охотно забывают о своей чисто подсобной роли. Что таки свидетельствует об их идиотизме. "Поскольку идти против совести и неправильно, и небезопасно".
Ведь вариантов, кроме как быстро бежать вперед, у страны нет.
Тот, кто мешает, будет отброшен. Неважно, как. Главное – неизбежно. И с обидной кличкой, о которой детям будут рассказывать на уроках истории. Те будут ее повторять и смеяться всем классом.
Свободные дети свободной страны.
Леонид Швец, для УП