Як створити Франкенштейна і назвати його Реформою
Алхимия, как и другие "темные" дела, любит, чтобы ею занимались ночью. Видимо, именно поэтому реформа Единого социального взноса – официально "Закон про реформування загальнообов'язкового державного соціального страхування та легалізацію фонду оплати праці" – дописывалась и принималась в час ночи 29 декабря.
Кабмину и коалиции удалось склеить в одном документе целый набор полупроработанных инициатив, последние из которых зачитывались вслух самим премьером. После чего 268 депутатов проголосовали "за" – и дружно выдали Франкенштейна за Реформу.
А вот и сама реформа Единого социального взноса, ЕСВ:
Не удивляйтесь, что это пост на фейсбуке. Радуйтесь тому, что вы, в отличие от большинства депутатов, голосовавших "за", имеете возможность увидеть эту распечатку закона. Согласитесь, понять суть экономической реформы в час ночи на слух весьма непросто.
Кстати, на сайте ВР закон пока еще не появился. Хоть это всего лишь формальность, так как закон уже принят и подписан президентом.
Давайте же разберем содержание реформы.
1) Если средняя зарплата на предприятии, начисленная в конкретном месяце в 2,5 и более раз выше, чем средняя зарплата на предприятии в 2014 году, то предприятие сможет платить ставку 16% (ставка ЕСВ*0.4) от фонда оплаты труда, вместо 41%.
2) Если же предприятие повышает зарплаты более чем на 30%, но менее чем в 2,5 раза в конкретном месяце, то включается формула, которая рассчитывает, какая именно будет ставка в промежутке между 16% и 41%. Чем больше повышение, тем ниже ставка, и наоборот.
3) Еще два пункта, "в" и "г", которым необходимо соответствовать, чтобы воспользоваться реформой, мы рассматривать не будем, поскольку уже – еще до официальной публикации закона! – анонсирована их отмена. Хотя они, конечно, добавляли красок этой "реформе".
4) С 2016 года будет работать единая ставка – приблизительно 25% (ставка ЕСВ*0.6), если закон доживет до следующего года, и если у нас не будет еще одной "бюджетной ночи".
Это означает следующее:
1. Принят коррупционный закон, поскольку "плавающая" ставка налога, от предприятия к предприятию, от месяца к месяцу, и необходимость попасть под критерии закона будут элементом "договоренностей" с местной налоговой.
2. Принят тяжелый в администрировании налог. Сложность в реализации и контроле данного налога существенно снизит ожидаемый эффект от налоговой реформы – как для бизнеса, так и для госуправления. Потенциальный позитив от сокращения количества налогов, в виде сокращения госаппарата, а также часов бизнеса на общение с налоговой, будет нивелирован сложным администрированием ЕСВ.
3. Ничего, кроме ставки налога, не изменилось. Не введена система негосударственного пенсионного страхования, не появился персональный накопительный фонд, которые стимулировали бы работников требовать легализации зарплат. В снижении ставки также нет радикальности, и так далее.
4. Коалиция под благородным предлогом детенизации зарплат произвела на свет еще один дискриминационный закон. Теневики, которые платили зарплаты в конвертах, получили от правительства пряник, а честные налогоплательщики, которые вопреки налоговой нагрузке и экономическому кризису продолжали платить налоги – остались ни с чем. То есть, для них ничего не поменялось.
Согласитесь, крайне сложно представить себе предприятие, которое все это время честно выплачивало зарплаты, и в текущей ситуации способно повысить фонд оплаты труда даже на 30%. А ведь 30% – это минимальный порог, при котором реформа начинает работать.
Также совершенно забыты предприятия, которые будут создаваться в 2015 году. На них реформа просто не распространяется. А это, в общем-то, ставит под сомнение тот факт, что новые компании – а с ними и новые рабочие места – вообще будут создаваться.
В результате закон существенно снижает мотивацию создавать новые компании, вмешивается в конкурентную среду, давая преференции "теневикам". Да и в принципе в очередной раз ставит под сомнение факт того, что в Украине выгодно честно платить налоги.
При этом сомнительно, что теневики воспользуются "щедрым предложением" парламента и правительства. Ведь содержать СПДшников или пользоваться конвертационными центрами все еще выгодней, чем официально трудоустраивать работников – есть еще и НДФЛ, и военный налог. Особенно в ситуации, когда в 2016 году ЕСВ снова вырастет.
Само по себе снижение ставки налога – это важный фактор легализации зарплат. Но доверие к государству, уверенность в отсутствии последствий от такой легализации, все же является определяющим.
А вот доверие к государственной машине утеряно давно. И неизвестно, сколько лет должно пройти, прежде чем его удастся восстановить. Если удастся.
Хочется задать вопрос: а в чем реформа?
Во время презентации законопроекта Арсений Яценюк несколько раз подчеркивал, что данную "реформу" еще предстоит согласовать с МВФ. Очень надеюсь, что эксперты этой организации смогут увидеть и объяснить премьер-министру все странности данной инициативы.
Также очень хотелось бы, чтобы правительство и коалиция прекратили по ночам плодить Франкенштейнов и называть их Реформами. Это добивает остатки веры в дееспособность нынешней власти. Уверен, что есть немало общественных организаций, представителей бизнеса, экспертных групп, которые в состоянии предложить работоспособный вариант реформы, вместо ходячего мертвеца.
Примечание. На самом деле Франкенштейн, согласно оригинальному роману Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" – это фамилия создателя, а не имя самого чудовища.
Но в нашей культурной традиции все наоборот.
Дмитрий Романович, гражданский активист, экономист, специально для УП