Найпростіша реформа

Вівторок, 13 січня 2015, 12:56
адвокат, для УП

Майдан победил. Януковича нет. Но нет и реформ! Реформы в Грузии стартовали с ликвидации ГАИ. На место мздоимцев в погонах пришли молодые профессионалы, которые не брали взяток. И это был сигнал обществу – власть настроена решительно и готова к переменам.

От наших лидеров – президента Порошенко и премьера Яценюка – мы пока не получали подобных сигналов. А они нужны!

Напротив… Как понимать, что предприятия "Рошен" успешно продолжают бизнес в России и в Крыму? И президент не торопится, как обещал, оставить свои активы?

Мой коллега, адвокат, отправляет сына в Россию – чтоб избежать мобилизации. А кого и что защищать?

После одобрения сенатом США закона о помощи Украине, вице-президент США Байден публично заявил, что в Украине по-прежнему процветает коррупция. Государство воров все еще им остается.

Говорят, не хлебом единым жив человек. Для счастья недостаточно материальных ценностей. Нужно и другое.

У каждого народа бывали трудные времена. Помните обращение Черчилля к английскому электорату во времена Второй мировой войны: "Я ничего не обещаю кроме пота, крови и слез!".

Когда в небе над Ла-Маншем разыгралось воздушное сражение британских летчиков и немецких ассов, в парламенте Соединенного королевства сняли и отправили на переплавку все алюминиевые дверные ручки. Стране не хватало алюминия для ремонта и выпуска истребителей.

Начинать с себя – хороший сигнал. Военные не дадут соврать: главный воспитательный прием – правило "Смотри и делай как командир".

Нужно затянуть пояса? Пусть власть начнет с себя.

Кто будет "сплачиваться" с людьми, которые вас обкрадывают и обманывают в трудные времена?

Нужны реформы, нужен сигнал. Давайте выберем одну тему – справедливость. Сузим ее – правосудие, суды.

Но стартовали мы плохо. Как назывался недавний закон о реформировании судов? О восстановлении доверия к судебной системе. Чудовищность ситуации в том, что само название говорит о некомпетентности авторов.

Когда люди доверяли судам?

В царской России? В революционный красный террор? В сталинские времена? В период брежневского застоя?

Когда именно и какие именно суды могут похвастаться доверием к ним людей? О восстановлении какого доверия идет речь?

Сегодня говорят, что будет проходить люстрация, аттестация, обновление в судах и займет это ориентировочно лет пять.

Не знаю, может у наших западных друзей и есть "микстуры", позволяющие за 5-10 лет справиться с эпидемией коррупции без изоляции ее потенциальных носителей.

Но почему люди, оказавшиеся сегодня в жерновах "правосудия", должны ждать 5-10 лет?

Сегодня в Украине существует трехуровневая судебная система: первая инстанция, апелляция, кассация. Сверху – Верховный Суд, который судит в порядке так называемого исключительного производства. Но, по сути, он решения не выносит, а со своими обязательными выводами спускает дело вниз.

И вот вся эта система многие лета "гонит брак" – ломает судьбы, убивает веру в справедливость, толкает людей на майданы.

Ну почему бы, как когда-то в Англии, не создать суд справедливости? И чтобы судьями в этом суде не могли быть юристы, которые работали в общей судебной системе, в прокуратуре.

Судебный дуализм – не редкость в демократических странах, которые с уважением относятся к традициям. Дуализм не удобен для диктатур, которым легче контролировать одну систему, а не несколько, все подчинить одному центру принятия решений.

Риск, что судьи в новом суде начнут "чудить", надо сравнить с риском, что судьей старых судов никакая аттестация с люстрацией не исправят.

Господин президент, дайте нам увидеть нормальных судей – и это будет хорошим сигналом, что реформы не за горами.

Как отличить истинного пророка от ложного? Библия на это дает ответ: его сразу распознают. Реформатора в наших условиях станет видно сразу, его невозможно будет не заметить. Также как присутствие хорошей хозяйки в запущенном доме.

Вот представьте себе такой поворот событий. Тысячи людей погибли в АТО, сотни – на Майдане. И вдруг реализуется самый худший сценарий, сценарий о котором говорит российская сторона – ничего не изменится. Мы поменяли шило на мыло. Что мы скажем близким погибших?

Что может сделать президент, чтобы показать каждому, что он – реформатор? Дать людям справедливость и справедливый суд!

Это проще всего сделать. Была бы воля! Суд ведь не завод, для которого нужны многомиллионные инвестиции на переоснащение, внедрение новых технологий.

В правосудии технологии выписаны в процессуальных кодексах. Юридические новшества патентами не защищаются. Бери бесплатно и пользуйся.

Да, благополучие и достаток людям сразу дать невозможно. Нужно время для реформирования экономики, шоковой терапии не избежать. А вот справедливость дать сразу и всем – можно… Была бы воля!

И тогда будет понятно, за что ты воюешь, что хочешь защитить, даже ценой жизни.

А пока наши герои борются за голую идею...

Сергей Якименко, адвокат, Кривой Рог, для УП