У Міністерство правди. Депеша на вимогу
У нас любят бороться с чем-то. У нас тут нация борцов. Я не о реальных воинах, а о болтунах-вышиватничках с длинными деревянными швабрами борцов за чистоту.
Теперь модно бороться с певицей, которой все до звезды, бороться с газетой "вести". Я не собираюсь защищать бездарные тексты Лорак или Гужвы.
Речь не о талантах и продажности, речь о стратегии управления.
Эту пресловутую "стратегию" каждый понимает в меру свой подготовленности: наши "борцы" понимают это так, как их учили в школе, а школой для них был и остается советский союз. Это темное, латентное в них; что-то, в чем они никогда не признаются, лезет из ротовой полости и просачивается из-под перьев новорожденного птенца, еще не успевшего вылупиться из яйца но уже готового мчаться во всю прыть к старой кормушке. Птенец-монстр, руководимый инстинктом и генетической памятью -- вот, что такое этот регулятор, с какими бы благими намерениями его не создавали.
"Создать стратегию" произносят наши реформаторы вслух, и рука тянется, помимо их воли, к бланку, разграфленному под планы пятилетки. За пять лет, например, наш новый президент обещает вступить в Евросоюз и это такая же профанация, как хрущевская кукуруза или андроповская "трудовая дисциплина на местах".
Но самый очаровательный пункт в программе реформаторов --министерство информации. Комментировать последнее детально я не буду, об этом уже достаточно сказано и написано журналистской братией в соцсетях. Напомню лишь о "комитете по регулированию цен" и "комиссии по морали", одни лишь названия которых звучат как анекдот, так же как смешон и нелеп сам предмет их регулирования.
С информацией все еще сложнее. Если бы я мог позволить себе быть публичным атеистом, я сказал бы, что бог -- это и есть информация.
А что, если так и есть? Выходит, наши чиновники вознамерились регулировать бога?
Смешно, не так ли? Как говорил Альфред Хичкок, "если в художественном кино режиссер -- бог на площадке, то в документальном кино, -- только сам Бог -- режиссер". Одно из двух -- либо наши регуляторы решили управлять богом, либо же, что еще забавнее -- руками журналистов снимать об Украине художественное кино вместо того, чтобы самим делать реформы и реальную работу, которой непочатый край.
Вымышленный мир вместо реальных действий? Браво, мои кудрявые!..
Регулировать и бороться...
Вдумайтесь: вместо того, чтобы создавать оружие, его превосходительство дает распоряжение создать комитет тыловых крыс по регулированию оружия противника. Оружием противника, при такой схеме действий, может быть названо, разумеется, все, включая правду. Правду о бездарности и бессмысленности действий этого самого генерала.
Печальная картина, но вернемся к стратегии. Регулировать то, чего нет у тебя самого -- единственный понятный путь для бюрократа.
Украина хотела бы бороться с российской пропагандой, но не имеет ни малейшего представления о том, как это делать, выделяя копейки на эффективные проекты, зато финансируя многочисленные "кладбища журналистов", где коллективы из сотен небоеспособных сотрудников проедают бюджеты здоровой и сильной редакции с быстрой реакцией и крепкой хваткой.
Помимо "Укринформа" и "УТ-1" нам теперь предлагают из наших же зарплат и уплаченных с них налогов содержать еще и регулятора, создаваемого для виртуального мира информации, в котором только первокурсник журфака верит, что благодать снисходит к журналисту через пресс-релиз.
Если украинская власть хочет влиять на прессу, она может вложить деньги в собственное БиБиСи, а не в содержание новой "команды профессионалов" по написанию пресс-релизов которые, уверяю господ Порошенко, Яценюка, Стеця или Геращенко, никто не будет читать.
Это вещание должно быть коммерчески интересным и мультиязычным.
Коль скоро у нас стало модным наследовать полумифические "грузинские реформы", то и здесь есть пример о котором стоит вспомнить.
После низвержения командой Саакашвили одной коррупционной модели он построил новую, похожую, уже заточенную лично под себя, однако некоторые из проектов этого человека все же стоят внимания. Один из них -- русскоязычный канал ПИК, транслировавший прогрузинские и проНАТОвские мессиджи на страны Южного Кавказа.
Помимо большого и довольно несуразного блока программ, восхвалявших "Миша магария" или "великого Мишу" там существовала отлаженная редакция новостей, построенная под руководством ветеранов БиБиСи и работавшая лучше большинства известных мне телеканалов бывшего СССР.
Кавказский хитрец Саакашвили, публично заявлявший о своей русофобии, нанимал на работу лучших русскоязычных журналистов Кавказа.
В полуавторитарной стране с развитой репрессивной машиной и системой государственного рейдерства, с откушенными Россией территориями и проигранной войной, тем не менее, не было даже мысли о создании еще одного бездарного министерства.
Зато теперь в Украине находятся безумные кликуши радующиеся, к примеру, закрытию единственного по-настоящему качественного русскоязычного журнала.
Мы не должны игнорировать русский язык, изображая из себя глухонемых. Мы должны забрать у противника его главное оружие, а не делать вид, что не знаем как оно работает.
Украина должна создать собственную культуру массовой пропаганды, но ни в коем случае не использовать идиотические московские лекала.
В Европе существует масса газет и журналов, пропагандирующих российскую политику не на русском, а на языках наций, где они распространяются.
В Москве это ясно, как блестящий пятак, и только наши мелкопоместные хуторяне пытаются развивать мускулатуру вкалывая тестостерон прединфарктному пациенту.
Патриотизм и волонтерство -- прекрасные вещи, но длинные войны не выигрываются энтузиастами.
В них побеждают профессионалы и холодный расчет, в котором хороши все средства кроме бессмысленных, и любое оружие, кроме того, что нацелено на самого себя.