Як українська криза стала глобальною
Украинский кризис сыграл роль реагента, который способствует проявлению ранее остававшихся невидимыми образов.
В результате была сорвана маска с новороссийского самовластия. Готовность власть предержащих использовать все средства для сохранения своей власти, вплоть до самых насильственных, более не может быть скрыта за риторикой рынка и борьбы с терроризмом.
Впрочем, голым оказался на поверку и европейский король. Его либеральная риторика с акцентом на европейские ценности и права человека – это всего лишь обесцененная неготовность заплатить даже малую цену за их защиту. Прагматические интересы европейского короля по обеспечению комфортной температуры в замке зимой стали важнее декларируемых принципов солидарности и свободы.
Политический эксгибиционизм России
Готовность обладателей власти в России явить свое истинное лицо имеет нечто общее с типом чиновника, описанным Достоевским в "Униженных и оскорбленных".
Этот чиновник раздевался совершенно и запахивался в длинный, до пят, плащ. Встретив прохожего, он неожиданно распахивал плащ "и показывал себя во всем... чистосердечии". Тем самым чиновник-эксгибиционист, вероятно, выражал свой протест против той роли, которую ему приходилось играть на службе и в достопочтенном обществе.
Обладатели власти в России тоже долгое время старались вести себя comme il faut в достопочтенном обществе. Говорили правильные слова и уверяли всех в своей приверженности к универсальным ценностям. Надевали европейские одежды и сверяли время по швейцарским часам.
Им мало кто верил – учитывая их тенденцию к домашнему, то есть внутрироссийскому, насилию и даже деспотизму.
Видимо, устав от условностей, российские правители решили показать свое настоящее "я". Как подметил Достоевский, "есть особое сладострастие в этом внезапном срыве маски, в этом цинизме, с которым человек вдруг выказывается перед другим в таком виде, что даже не удостаивает и постыдиться перед ним".
Смотрите, дескать, какие мы на самом деле. Наше "чистосердие" нисколько не постыдно, а, наоборот, по-своему приятно.
Политический вуайеризм Запада
Снятие маски с западных властвующих элит подчинено иной логике.
Никакого удовольствия от выставления себя голыми на всеобщее обозрение они, вероятно, не испытывают. Их нагота вынуждена. Она – реакция на распахнутый плащ российского чиновника. Западные властвующие элиты, может, и хотели бы продолжать щеголять в дизайнерских одеждах и благоухать духами, но оказались не готовы защищать имидж, а главное – декларируемые ими самими принципы, начиная с простейших, таких как дресс-код.
В результате российский чиновник распахнул не только свой плащ, но и сорвал одежды с замершего в оцепенении западного коллеги, обнажив вуайеристские наклонности последнего.
Мы с тобой – одной крови, брат. Нас отличали лишь одежды, но под ними, оказывается, спрятано одно и то же "чистосердие" обладателя власти. Даже некоторый душок, да простит благопочтенная публика за эту деталь.
Манихейство мысли и политической практики
Иными словами, украинский кризис обнажил универсальный характер коррумпированности представителей власти.
Коррумпированности как в буквальном смысле – использование Россией газа в качестве наиболее твердой валюты для покупки нужных решений или действий Европы, – так и в фигуральном смысле, когда под коррупцией понимается отказ от собственных принципов. Как в "азиатской" России, так и на "европейском" Западе.
Данная констатация заставляет пересмотреть манихейскую позицию критиков представителей власти, как на Западе, так и в России.
Они традиционно видят в другой системе источник вдохновения для своей критики. Российские либералы ссылаются на Запад в качестве аргумента своего отрицания российской власти. Западные радикальные критики власти делают то же самое, только наоборот: Россия и Китай для них видятся альтернативой "загнивающему" Западу.
Позиция одного из наиболее видных и уважаемых на Западе интеллектуалов, Ноама Чомски, служит хорошей иллюстрацией. В недавно изданной книге On Western Terrorism он, в общем-то, справедливо критикует Запад и его неспособность соответствовать, не говоря уже о том, чтобы защищать установленные им же стандарты. Однако в качестве достойной альтернативы ему видится российская и китайская модели. Видимо, не случайно Чомски цитируют другие сторонники манихейского мышления – от Бен Ладена, в его видеообращении от 7 сентября 2007 года, до Russia Today.
Пока не открытый "третий путь"
В этом контексте украинский кризис становится мощным стимулом для поиска действительных альтернатив существующему положению вещей – как в России, так и на Западе. Их нахождение возможно при условии выхода за рамки ложных – манихейских – дихотомий: Восток или Запад, российское самовластие или "цивилизованная" коррупция власти на Западе.
Альтернатива заключается в отказе от коррумпированной власти, в какие бы одежды она ни рядилась – от Hugo Boss, от Юдашкина или от создателей религиозной моды на еще более дальнем Востоке.
Целостного описания такой модели на сегодня нет. Это отсутствие, собственно, и стало причиной обретения украинским кризисом глобальных масштабов.
Ни либерализм, ни марксизм, ни исламский фундаментализм такую роль выполнять не могут. Все они оказались на сегодня дискредитированы в качестве основы альтернативных проектов по обустройству общества, в котором не было бы политических эксгибиционистов и вуайеристов.
Зато есть множество инициатив на локальном, национальном и глобальном уровнях, из которых и может возникнуть действительная альтернатива.
Не стоит забывать, что украинский кризис начинался как "Революция достоинства", то есть как поиск способов донесения идеи о недопустимости коррумпированной власти до ее представителей. Тема приоритетности европейской интеграции и дихотомия "Россия или Европа" вышли на первый план уже позднее, в результате внешнего вмешательства во внутриукраинские процессы.
Так не эта ли попытка поиска действительной альтернативы так испугала представителей российского самовластия, что они решились на coming out и распахивание плаща перед почтенной публикой?..
Антон Олейник, специально для УП