Півроку без статусу
По данным ООН, к началу октября количество внутренне перемещенных лиц в Украине составило почти 376 тысяч человек.
Правозащитные организации бьют тревогу и постоянно напоминают чиновникам, что в стране – гуманитарная катастрофа. Люди выезжают из Донбасса и Крыма, иногда с минимальным количеством вещей, без средств к существованию и планов на будущее. Основная цель переезда – сохранить свою жизнь и свободу.
Теперь давайте разберемся, как государство может помочь и защитить всех этих людей.
В администрации Президента руководитель главного управления по вопросам временно оккупированной территории говорит, что для того, чтобы помочь людям и заложить в бюджет социальные выплаты для нуждающихся, этих людей сначала нужно посчитать.
И тут возникает первая проблема: кто ведет учёт?
Чтобы разобраться, обращаюсь в кабмин и спрашиваю, сколько в стране переселенцев. Отвечают, что отправили запрос в другие ведомства. В итоге, на этот же запрос ответы приходят:
– из Минфина, по поводу выделенных на расселение людей денег;
– из Минюста – с объяснением, какие законы регулируют выделение этой помощи;
– и на этом всё.
Чтобы всё-таки узнать, сколько же наше государство насчитало переселенцев, пишу еще один запрос – В ГСЧС, которая занимается, вроде бы как, расселением этих людей. Мне отвечают: "Ничего не знаем, отдали Ваш запрос в Минсоцполитики". Минсоцполитики, в свою очередь, говорит, у них неполные данные: "У нас только те люди, которые к нам за помощью обратились".
О том, как ведет учет переселенцев Минсоцполитики, можно написать отдельную статью. Потому что сначала они всем переселенцам выдавали распечатанные на принтере бумажки со своей печатью, копия бумажки прилагается.
"Справка переселенца" |
Потом эти бумажки им выдавать запретили. И они начали выдавать талоны. Которые не то, что документом не являются, а вообще их стыдно кому-либо показать. Сейчас переселенцам не дают и этого.
"Талон переселенца" |
Получается, что государство само до конца не знает, сколько людей внутри страны переехало, и куда.
А по идее, все службы, к которым переселенцы обращаются, должны заносить данные о таких людях в Единый реестр. Чтобы было понятно: кто, откуда переехал, и в какой именно помощи он нуждается. А потом уже решать, сколько денег заложить на эти нужды в бюджет.
Пока в нашей стране бардак с этим делом.
Решение о создании реестра вроде бы приняли, но что с ним делать и как именно – неясно. Потому что закона о переселенцах до сих пор нет. А скоро зима. И как будут выживать в нашем далеко не тропическом климате все эти неучтенные, голодные и безработные люди, большинство из которых без жилья и без зимних вещей?
Многие из них даже не могут получить детские пособия. Об этом мне сообщили в Минсоцполитики. Потому что, оказывается, детские пособия за август и сентябрь были начислены... в Донецкую область.
На мой вопрос: "Вы что, сотрудничаете с местными отделениями Минсоцполитики в Донецке?" – чиновница, которая разговаривала со мной по телефону, ответила "Да". То есть, мамочки, которые с младенцами сбежали от войны, теперь должны туда же возвращаться, чтобы деньги получить? Ведь далеко не у всех есть банковские карточки, куда пособие приходит каждый месяц. Многие по старой привычке ходили за ним на почту. Хочется спросить у наших чиновников: а Вы сами не хотите сейчас поехать в Донецк на экскурсию?
Многие переселенцы, конечно, пытаются сейчас вернуться обратно на Донбасс. Потому что государство не помогает, работы нет и жить негде. И, возвращаясь, попадают под обстрел артиллерии. Моя коллега Екатерина Сергацкова видела это своими глазами. Ведь "перемирие" существует только на бумаге. А по факту война идет, и никто ее не останавливал.
Решить проблему может закон "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц", который уже полгода правозащитники требуют принять. При этом они сами этот закон и написали.
Сначала наши депутаты признали закон "плохим и несовершенным" – и приняли "свой" закон, который, по сути, был лишь бумажкой для отвода глаз. После бури протеста и критики, который этот закон вызвал, президенту под давлением общественности, пришлось его ветировать.
Теперь правозащитники с частью депутатов написали новую версию проекта закона, в котором учли большинство проблем и написали, как их можно решить. Закон уже внесли в парламент, но не поставили на голосование. Говорят, не успели.
А люди тем временем продолжают уезжать.
Из Крыма, спасаясь от дискриминации и преследований ФСБ.
Из Донбасса, спасая свои жизни и жизни своих детей и близких.
А ресурсы волонтеров на исходе. Благотворители сдают на жилье и еду переселенцам всё меньше денег. Холода наступают, в интернатах для беспомощных одиноких стариков и больных людей заканчиваются места.
А деньги из бюджета выделить на решение проблем нельзя.
Международную гуманитарную помощь на уровне государства привлечь тоже очень проблематично. Потому что у переселенцев нет статуса, и никто не ведет их официальный учет. Потому что закона нет.
По сути, сейчас положение всех эти людей даже хуже, чем у бездомных. Потому что у переселенцев "вроде бы как" есть прописка в паспорте, и жильё тоже есть – но жить по месту прописки невозможно. И изменить ничего нельзя. И по факту эти люди сейчас никому не нужны.
Неужели депутаты, которые могут, один раз собравшись, дать толчок к решению проблем переселенцев, этого не понимают?
Почему они не могут просто поднять руки и проголосовать за один-единственный закон?
Ирина Седова, Крымская полевая миссия по правам человека, специально для УП