Синдром Третього рейху

Понеділок, 28 липня 2014, 16:12
,керівний партнер рекламної групи Мех, партнер Українського кризового медіа-центра, для УП

У пропаганды всегда одно лицо. Отличительная черта пропагандистских средств массовой информации – однополярность. Именно благодаря целенаправленному одностороннему освещению событий СМИ перестают выполнять свои информативные функции и превращаются в "вещателей" пропаганды. По такому принципу сегодня работают российские медиа.

Собственно, как в свое время и медиа Третьего Рейха.

Вслед за захватом власти нацистами в 1933 году Гитлер создал Министерство пропаганды и народного образования во главе с Йозефом Геббельсом. В задачу министерства входило внедрение в массы нацистских идей через медиа и искусство.

Закон рейха о прессе от 4 октября 1933 года провозгласил журналистику общественной профессией; в соответствии с этим предусматривалось, что издатели должны иметь немецкое гражданство, арийское происхождение и не состоять в браке с лицами еврейской национальности. Раздел 14 закона о прессе предписывал издателям "не публиковать в газетах того, что так или иначе вводит в заблуждение читателя, смешивает эгоистические цели с общественными и ведет к ослаблению мощи немецкого рейха изнутри или извне, к подрыву воли немецкого народа, обороны Германии, ее культуры и экономики, а также всего того, что оскорбляет честь и достоинство Германии".

Таким образом, нацистская Германия отфильтровала СМИ и построила новую модель информационного пространства на государственном уровне.

Ежедневно издатели и корреспонденты газет собирались в министерстве пропаганды, чтобы выслушать наставления д-ра Геббельса. Во избежание каких-либо недоразумений издавалась письменная директива на день, а также давались устные указания.

Примечательно, что именно во фронтовых репортажах нацистской Германии впервые появились фотографии убитых немецких солдат. Такая реалистичность фронтовой картины вызывала волны ненависти и негодование среди немцев. Манипулируя их сознанием, пропагандисты навязывали им чувство страха и визуализировали образ главного врага – источника войны.

Разве не аналогичную картину мы наблюдает сегодня в российских СМИ?

Делая ставку на медиа, Геббельс оказался прав. Средства массовой информации, безусловно, стали самым эффективным инструментом пропаганды.

Одним из приговоренных к смертной казни Нюрнбергского процесса, исключительно за печатную пропаганду, был Юлиус Штрейхер, гауляйтер Франконии, главный редактор антисемитской и антикоммунистической газеты "Штурмовик", идеолог расизма. Реальное участие в принятии решений о войне и геноциде было расценено равносильным разжиганию межнациональной розни через СМИ. Жертвами Юлиуса Штрейхера были миллионы, в чьих сердцах ему удалось пробудить любовь к нацизму.

Пропагандистские лозунги появились не только в СМИ, но и на плакатах.

Впрочем, в СССР со временем использовали идентичные сюжеты и лозунги нацистов. Сегодня те же они воскресли на плакатах самопровозглашенной Донецкой народной республики. Даже невооруженным глазом заметно сходство плакатов ДНР с плакатами нацистской Германии и СССР.

 
 
 
 

Результаты письменного опроса пленных, проведённого американским отделом психологической войны, показательны.

Из опрошенных в августе 1944 года военнопленных более половины верило в конечную победу Германии. По мере того как положение становилось все более критическим, их число сокращалось, но затем в ноябре снова поднялось до 50%. Уже в январе 1945 года количество уверенных в победе Германии составляло 40% числа опрошенных.

Число веривших в полководческий гений Гитлера составляло около 60%, в ноябре эта цифра увеличилась и затем снизилась до минимальной величины, примерно 30% всех опрошенных. В то, что Германия получит чудодейственное оружие, верила половина всех опрошенных с ноября по январь.

Таких высоких результатов поддержки нацисткой власти можно было достичь лишь путем тотальной пропагандисткой политики. Реальностью для этих людей было лишь то, что им внушили циничные фальсификаторы правды.

Крушение нацистской армии и международное осуждение действий фюрера так и не смогли переубедить зазомбированное население перейти в оппозицию к фашистскому режиму. Человеческая природа за это время не изменилась.

Сегодня мы с вами стали свидетелями возрождения принципов и механизмов Третьего рейха в России. Пропагандисткой машине российских СМИ удалось за короткий промежуток времени агрессивно настроить миллионы россиян против украинцев.

Эту агрессию мы видим в социальных сетях, на форумах, в прессе. Установить контакт с человеком с деформированным сознанием практически невозможно. В этом и таится главная опасность пропаганды, и она намного сильнее физических методов борьбы.

Журналисты и редактора российских пропагандистских изданий несут такую же ответственность за происходящее, как и военачальники, которые отдают приказы по уничтожению людей.

И если даже формально их руки "не в крови", по факту количество их жертв исчисляется в миллионах.

Татьяна Попова, специально для УП