"Русский мир" проти національної держави

Середа, 02 липня 2014, 11:02

В своем выступлении на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации российский президент в очередной раз заявил о защите русского мира как основном векторе внешней политики России сегодня.

Определения данной концепции не найти в учебниках. Речь идет о заявке на новое слово в геополитике и об отрицании сложившегося с окончанием "холодной войны" в международных отношениях статус-кво.

По сути, во внешней политике предложено идти ва-банк, рассчитывая на полный выигрыш – изменение архитектуры международных отношений. Полный проигрыш, впрочем, равновероятен.

Национальное государство

Ключевыми принципами европейского устройства принято считать ассоциацию национальных государств (nation-state) при сохранении баланса сил между ними.

Модель национального государства предполагает использование в качестве основания государственного устройства нации.

Национальное государство – это не обязательно националистическое государство. Оно может и должно защищать права национальных меньшинств и создавать условия для их участия в государственном управлении с помощью антидискриминационной политики, например, вводя квоты в органах государственного управления.

Национальное государство построено по территориальному признаку: оно обладает монополией на применение насилия в пределах своих границ.

Опыт двух мировых войн, начавшихся именно в Европе, привел к пониманию того, что ни одна страна не должна иметь возможности – военной или экономической – предъявлять претензии на территорию другой.

Выражаясь словами Мишеля Фуко, "европейский баланс означает, прежде всего, невозможность для более сильного государства навязывать свои законы любому другому государству".

Европейский Союз был бы невозможен без сохранения такого баланса.

Модель на вырост

Европа пришла к модели национального государства в результате длительного исторического развития. Ее жители убедились в необходимости поддержания баланса сил на своем собственном опыте. Оба этих принципа были во многом "выстраданы", а не привнесены извне.

Модель национального государства, однако, сегодня стала эталоном международных отношений. Ее сознательно переносят в те страны, которые в терминах историка Александра Гершенкрона, находятся на пути догоняющего развития.

Население этих стран по разным причинам не смогло построить национальное государство самостоятельно. Во всяком случае, в тот период, когда этим занимались европейцы.

Случай Украины показателен в этой связи. Украина была лишена государственности, за исключением коротких периодов, на протяжении большей части своей истории.

Формальная независимость, полученная в момент исчезновения Советского Союза, не была подкреплена реальной.

События ноября 2013-марта 2014 показали, что значительная часть населения Украины наконец созрела для создания полноценного национального государства своими силами.

При этом желание использовать европейскую модель возникло изнутри, но не было привнесено извне.

Модель на экспорт

Адаптация модели национального государства в странах, которые не пришли к ней самостоятельно, связана с рядом трудностей. Одна из них заключается в наличии альтернативных моделей государственного устройства.

Как утверждает французский политолог Бернар Бади, если модель национального государства привносится извне в страну, в которой превалируют иные представления о государственном устройстве, то конфликтов не миновать.

В частности, Бади говорит о двух распространенных альтернативах модели национального государства. Первая из них – это модель племенного устройства, до сих пор популярная в ряде африканских и азиатских стран.

Племенное государство не имеет границ. Точнее, границы перемещаются вместе с племенем, выступающем в качестве носителя прото-государственных структур.

Вторая модель представлена исламом. Согласно этому религиозному учению, гражданином исламского государства является любой носитель этой веры, где бы он ни находился географически – в центре Европы или в Азии. Единство в вере не требует получения паспорта "светского" государства.

Имеющая европейские корни модель национального государства отторгается и в первом, и во втором случае.

Русское слово во внешней политике

Российский президент сформулировал заявку на еще одну альтернативу европейскому национальному государству – модель государства, образованного по языковому и культурному признаку.

Если в исламском государстве первично единство веры, то в русском государстве, в версии российского президента, первичны язык и широко понятая культура, в том числе, православие как ее элемент.

Российский президент четко заявил: "наша страна будет и впредь энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических – до предусмотренного в международном праве гуманитарных операций права на самооборону".

При этом под русскими он понимает не этнических русских, а всех носителей русского языка и других элементов русской культуры.

"Когда говорю о русских людях и русскоязычных гражданах, людей, которые ощущают, чувствуют себя частью так называемого широкого русского мира, не обязательно этнически русские люди, но те, кто считают себя русским человеком".

С этой точки зрения, где бы ни находился носитель русского языка – он является гражданином русского мира.

Экспорт русского мира

Вопрос о том, все ли в России согласны с русским миром как основой российского государства, пока остается открытым.

Как минимум крымские татары, недавно включенные в очередной раз в состав российского государства, выражают свое несогласие и приверженность к модели национального государства через получение статуса коренного народа.

Навязывание модели русского мира Украине, которая наконец самостоятельно "дозрела" до строительства национального государства, лежит в основе тех конфликтов, которые сегодня наблюдаются в ее двух восточных областях.

Будет ли она полноправным членом ЕС в ближайшем будущем – это уже вторичный вопрос. Первично то, что она становится полноценным национальным государством.

На русском языке говорят не только на Донеччине и Луганщине. Этот язык слышен на улицах и Харькова, и Запорожья, и Днепропетровска. В храмы Московского патриархата ходят во многих регионах Украины.

Однако конфликт принял формы военного противостояния только в Донецкой и Луганской областях, то есть там, где Россия предприняла особенно активные усилия, вплоть до поставок тяжелых вооружений и наемных бойцов, по экспорту русского мира.

Откол от "русского мира" Днепропетровска оказался для российского руководства особенно болезненным, если судить по реакции его представителей на фигуру руководителя областной администрации Игоря Коломойского.

Весь предшествующий опыт навязывания определенной модели государства извне, будь-то национальное государство или исламское, свидетельствует об обреченности подобных попыток на провал.

Если население конкретной страны самостоятельно дошло на развития своими силами либо национального государства, либо исламского государства, то цена смены вектора его государственного развития будет крайне высокой как для населения, так и для "экспортеров".

В случае Украины цена может быть запредельно высокой. Поэтому решением, как украинского кризиса, так и ряда конфликтов на Ближнем Востоке, мог бы стать отказ от навязывания моделей государственного устройства извне и признания их плюрализма на международном уровне.

В этих условиях шанс на сохранение есть и у русского мира.

Антон Олийнык, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування