Крим чий?
"Крым наш" – один из главных победных слоганов, который повторяют, чтобы забыть о нищете в российской провинции и о многих разочаровывающих обстоятельствах в оккупированном Крыму.
Многие вообще считают, что Крым – дважды наш, ссылаясь на "нелегитимное" решение Никиты Хрущева передать Крымскую область в состав Украинской ССР. Факты под этот двойной реванш подыскивают пропагандисты и безграмотные политики – юристы никогда не стали бы отрицать законность указа "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР".
Историки понимают всю сложность советских политических интриг, которые скрывались под монолитностью процесса. Поэтому называть решение Хрущева авантюрой, свойственной его импульсивному характеру, настоящие исследователи не станут.
Такое решение не могло приниматься единолично, а политический вес Хрущева не был абсолютным. Архивы партийных документов всех уровней, статистические данные, партийные отчеты, секретные справки, газетные публикации – все говорило о том, что Крымская область серьезно отставала по показателям урожайности, развитию социальной инфраструктуры, строительству жилья и промышленных объектов и так далее.
Экономические причины назывались первым основанием для присоединения Крыма к Украине. Промышленные предприятия, строительная техника и материалы, транспортные связи и самое главное – работящие украинцы, привыкшие работать на земле, – нужны были для реального восстановления опустевшего после войны и депортаций региона.
"Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики". Такова фабула этого документа.
Не будет преувеличением, если сказать, что украинцы и Украина сделали очень многое для возрождения Крыма, вложив финансовые и человеческие ресурсы.
Напомню, что именно украинцы, а не русские, поехали поднимать инфраструктуру и сельское хозяйство опустевшего Крыма. Какой была бы его судьба, не добейся Хрущев своего?
После отставки Хрущева, когда и многие его реформы были отменены, новое советское руководство принадлежность Крыма пересматривать не собиралось. Это доказывает и легитимность, и просто здравый смысл.
Грабеж во время пожара
Аннексия Крыма сейчас – вот действительно авантюрное решение, в основе которого никем не признанный референдум.
На его основании Россия незамедлительно приняла Крым на правах федерального округа. Парадоксально, что крымчане мотивировали свой выбор недовольством статуса Автономной республики в составе Украины. Вот уж поистине спонтанное решение. Ведь финансовые, юридические, экономические последствия, особенно в краткой перспективе, никто не просчитал, хотя сам план аннексии Крыма в Кремле придумали не вчера.
В новых российских реалиях, по мере нарастания просто нерешаемых проблем, логика Хрущева связать Крым с Украиной будет выглядеть все более убедительной.
Пока крымчане понемногу трезвеют в новой российской действительности – бардак и несвобода, – украинские власти посчитали, во сколько стране обошелся их патриотический порыв.
Россия уже национализировала легендарные винодельческие компании, предприятия АПК, порты и паромные переправы, охотничьи и лесные хозяйства; даже боевые дельфины теперь будут выполнять задачи в интересах российского флота.
5 торговых портов вошли в ГП "Крымские морские порты". Кроме того, в Республике Крым созданы госпредприятия "Универсал-Авиа", "Лоцман-Крым" "Крымавтодор", "Крымдорсвязь", а также Крымский государственный институт по проектированию объектов дорожного хозяйства, "Крымгипродор" и так далее.
Маховик переписывания собственности запущен. Активы украинских банков в Крыму – 22 миллиарда гривен и 3.000 рабочих мест. Это тоже нужно отминусовать. Еще крупный частный бизнес, который закрывается и увольняет тысячи людей.
Министерство юстиции Украины назвало общую цифру потерь – 950 миллиардов гривен. При этом в сумму не включена стоимость полезных ископаемых и энергетических ресурсов шельфа Черного моря.
950 миллиардов – это почти три годовых бюджета Украины. Ранее Минэкологии и природных ресурсов Украины оценило рыночную стоимость потерянной для Украины материально-сырьевой базы в 126,8 миллиардов гривен. Из 380 месторождений, которые учитываются в государственном балансе Украины, эксплуатируются 198 месторождений. Министерство надеется возмещать потери по оценочной стоимости – вероятно, придется посредством обращений в международные суды.
Закон об оккупированных территориях дает Украине дополнительные механизмы по защите интересов страны в споре с оккупационными силами. В том числе, привлечения к ответственности за военные преступления и преступления против целостности Украины иностранных граждан, включая высокопоставленных чиновников. Кроме того, можно будет требовать ареста имущества и конфискации.
СНБО уже поручил правоохранительным органам, в первую очередь Генпрокуратуре, отработать механизмы привлечения к ответственности, открыть уголовные дела и привлечь соучастников, причастных к преступлениям, "включая должностных лиц России РФ, принимавших решение о вводе войск".
Думаю, международное правосудие будет очень благосклонно к Украине.
Россия и "золотые горы"
Каждый крымчанин, кроме российского паспорта и российских законов, репрессивный характер которых шокирует даже самых ярых поклонников "русского мира", получил только убыток.
Цены, туристы, курс гривна/доллар, льготы, депозитные и кредитные обязательства перед украинскими банками, неразбериха с документами, увольнения не подготовленных к российскому законодательству чиновников и правоохранителей – это уже детально описано в социальных форумах, сетях, публикациях СМИ.
Туристическую отрасль ждут изменения, которые вряд ли позволят частному бизнесу зарабатывать. Сохраненную в первозданном виде советскую инфраструктуру санаториев и здравниц уже назвали отдыхом для бедных шахтеров, и теперь коммерциализируют. В Москве не видят смысла оставлять пляж для незаполненного отдыхающими санатория – доступом к морю придется делиться.
Частные отели пока стоят пустые. На чем основываются ожидания большего притока российских туристов, чем в прошлые года, не ясно: их будет столько, сколько и в прежние времена. И это в самом оптимистичном прогнозе. Из Украины ехало 2/3 туристов, а поедут единицы.
Надо честно признать, что ситуацию якобы переходного режима нечем улучшить.
Резкий обрыв экономических связей может стать результатом кризиса, за которым никак не просматривается обещанное процветание. Проблемы воды и электроэнергии пока не решены. На фоне обещаний обеспечить полуостров электроэнергией к июлю долги перед Украиной приближаются к миллиарду.
Днепровская вода, о несанкционированном отборе которой уже говорят официально, станет симметричным ответом России на старые анекдоты про кражу украинцами российского газа. Не скажу, что это будет несправедливо.
Обещания крупных инвестиций вряд ли сбудутся. Пока в бюджет Россия дает только пенсии и зарплаты, а Аксенов уже поясняет, что "мы не будем ни у кого висеть на шее". Вот так понимают инвестиции в Кремле.
Россия уже ощущает последствия экономических санкций, корректируя прогнозы развития экономики в худшую сторону. Международные рейтинговые агентства понижают рейтинги госкомпаний и страны в целом, а санкции против целых отраслей российской экономики не за горами.
Резервы Центробанка падают. Неделя 4-11 апреля стоила 12 миллиардов долларов. Такие темпы опустошат запасы за 40 недель. Спасаться будут девальвацией рубля, что, в общем, ухудшит жизнь рядовых россиян. Из экономики ушло уже вчетверо больше, чем планировалось.
Российский Минфин уже назвал текущий период самым трудным после кризиса 2008-2009 годов. При этом цены на нефть еще не обвалились и подпитывают российский бюджет.
Очевидно, давление будет нарастать, как и общее недоверие к российскому бизнесу со стороны иностранных партнеров.
И Крым, как часть России, не сможет оградиться от этих экономических процессов.
Вообще, прецедентов процветания захваченных Россией территорий нет. Уже это должно было остановить крымчан...
Василий Зеленчук, специально для УП