Крим як "психоз" і технологія путінської Росії

Четвер, 3 квітня 2014, 15:49
політолог, науковий дослідник, Антверпенський університет/Вроцлавський університет

Ключевой ресурс путинского режима – сознание советского обывателя, воспитанное пропагандой десятилетиями. Недаром последнее время все большую популярность в глазах кремлевского истеблишмента приобретала концепция "молчаливого" или подавляющего большинства. И не нужны никакие сложные системы, только замутняющие тихую гладь обывательского сознания.

Все попытки выстроить "либеральную" Россию, суверенную демократию, Русский мир, даже корпоративное государство – оказались неконкурентными по сравнению с "простотой" уже готового, да и, по сути, не изменившегося за последние два десятилетия советского "психотического" сознания.

Нынешний идеологический разворот в сторону несоветского тоталитаризма – результат неспособности обрести новую коллективную идентичность в условиях бандитского капитализма в России.

Да только беда: в советском проекте изначально хоть идеология внятная была, а здесь кроме несоветской риторики и тотального цинизма, в попытке "закамуфлировать" примитивный "распил" природных ресурсов – нет никаких идейных оснований.

Вот и приходиться шарахаться между попытками то воссоздать "мир православия", да с "самодержавным душком", то Советский Союз, то ли в виде Таможенного, то ли Русского мира.

С точки зрения главной задачи Путина – удержания власти, – все его действия в Крыму выглядят разумными и логичными.

Приближающийся экономический кризис или как минимум стагнацию нужно было чем-то объяснить обывателю. А санкции – прекрасное объяснение, и виноватой в ухудшающемся положении будет не власть, а "подлый" Запад. А "священная" война за русские земли – прекрасная мобилизационная идея. После оккупации Крыма, рейтинг Путина взлетел до исторического максимума.

Главное, не вспоминать вслух, что все это "подавляющее", "нормальное" и тому подобное большинство – это питательная почва тоталитаризма.

А какую тоталитарную форму легче всего построить в нынешней России? Конечно, фашистского типа. Главное, вовремя "подхватить" антифашистский дискурс!

Поэтому тема "фашистов" – это как шапка для вора. Главное, закричать первым и погромче. Очередная инверсия...

К тому же тема фашизма и победы над ним – это уже подготовленная десятилетиями работы советской пропаганды почва. Недаром победа во Второй Мировой войне была положена в качестве краеугольного камня российской идентичности во времена Путина. Да и чем еще гордится обычному россиянину?

Оставалось дело за малым – найти свою "жертву", своих во всем виноватых "евреев".

И вот они – "бандеровцы"! Это же "идеальное" пустое означающее! И фашисты тебе, и "продукт" козней коварного Запада, и говорят на "исковерканном" русском!

И главное: их мало кто видел. Точнее – все должны увидеть в "правильном телевизоре". А то вдруг при личном столкновении с киевскими "бандеровцами" окажется, что они и по-русски говорят, и резать никого не собираются.

Поэтому, наверное, бедные крымчане так их ждали и не дождались... Не беда – всесильный Киселев и не с такими задачами справлялся.

И вот он, новый нарратив Великой России! Как всегда, самый простой, но самый мобилизирующий – нарратив войны.

Опять Россия в окружении врагов, опять можно все беды перетерпеть, лишь бы до победы дотянуть... Проблема в том, что победы не будет никогда, потому что это победа над самим собой. Как точно заметил Андрей Пионтковский: "Заимствованные у Третьего Рейха идеологемы разъединенной нации и воссоздания Русского Мира автоматически предполагают Большую перманентную – сначала победоносную, но обреченную на сокрушительное поражение – войну".

"Психиатрия" санкций за Крым

Почему ситуация так обострилась для всей Европы, помимо внутреннего украинского контекста? Потому что на кризис в Украине и поиск "точки опоры" для режима Путина наложился кризис в самой Европе. Европа тоже сейчас переживает кризис идентичности и ищет свое место в новых реалиях.

Санкции – как статус-кво. Запад – карает и как бы восстанавливает свою значимость. Россия – "страдает" и попадает в любимое "прокрустово ложе" страдающего.

Хоть в этом ложе и жизнь не в радость, но и без него – никак! Нет экзистенциального "надрыва", а ведь тогда придется оглянуться вокруг и обнаружить пренеприятнейшие вещи – что мир вокруг существует уже не в ХIХ веке и изменяется по своим правилам, да еще и без "царской" воли.

И вечно текущий кран, и бардак в собственном доме не оправдать заботой о "высоком". Да и с "высокого" осталось лишь банальное выкачивание газа да нефти, и обналичивание их в костюмы от Бриони.

Страдание – краеугольный "бич" русской души. При этом такое "страдание" – от страстей. Оно по сути своей – антихристианское, так как в нем нет даже и намека на терпение и смирение. Это проявление гордыни, и одновременно вымещения комплексов неполноценности, и неудавшихся поисков призванности.

Таким образом, нерешенные "проблемы роста" выдаются за "особый" путь, свое особое место – в истории, "непознанность" русской души и тому подобное. В этом призвание.

Поэтому не-исполненность, не-полноценность – выступают как символы качества, якобы незавершенности и процессуальности. К тому же, это удобно и на психологическом уровне, и на политическом.

Всю "неустроенность" можно объяснить "кознями" врагов, а то и вселенским заговором.

Мы в скором будущем увидим маховик кремлевской пропаганды, списывающий все проблемы в экономике на все тот же "подлый" Запад. Ведь для сознания обывателя, вскормленного десятилетиями советской пропаганды, это так легко – "соскользнуть" в спасительное обвинение всех вокруг в своих неудачах. И это так удобно для выхолощенного путинского режима – всеобщая мобилизационная идея! И каждый, кто против режима – автоматически враг Родины.

Зачем пытаться искать какие-то несуществующие идейные и идеологические основания собственного режима? Намного проще вернуться к, оказывается, совершенно не забытым и не изменившимся, паттернам.

Апгрейд особого пути России, в имперской символике, да в "совковом" разливе! Зато российский обыватель, сидя по уши в грязи, может ощущать себя представителем Великой Империи. И все, кто противятся ее спасительной миссии – это просто представители вселенского зла.

По данным Левада-Центр, опрос проводился 21-24 марта 2014 года, вхождение в состав России Крыма респондентами объясняется возвращением России к традиционной имперской роли – 79%! При этом ответственность за ухудшение отношений между "соседями" россияне возлагают на страны Запада, разжигающие конфликт Россией и Украиной – 37%, и на неконструктивную политику украинских властей – 35%.

И лишь 8% респондентов считают, что присоединение Крыма – это аннексия...

Многие россияне сейчас "аплодируют" Путину как собирателю земель русских.

Хотелось бы всем посоветовать еще раз пересмотреть фильм Павла Лунгина "Царь" и осознать, что такой же "собиратель" в русской истории – Иван Грозный, имеет и другой исторический эпитет: "кровавый". И нет в этой логике правления другого пути, кроме террора.

И если кто-то из них думает, что этот террор будет направлен только против плохих "бандеровцев", "геев", "жидов", "гнилых интеллигентов", прочее – очень скоро узнает, что террор границ не имеет!

Недаром Александр Эткинд в своей книге "Внутренняя колонизация..." вспоминает концепцию колониального бумеранга Ханны Арендт. В соответствии с ней, жестокое отношение чиновников к жителям колоний рано или поздно возвращается бумерангом в метрополию, где власть так же начинает злоупотреблять насилием.

И вся история России сводится к постоянному возвращению такого бумеранга террора и страдания...

Алексей Полегкий, специально для УП