Як я раптом став бандерівцем
Я обычный украинский учитель – люблю свою родину, мою Украину.
События конца 2013-начала 2014 года не могли обойти меня стороной. Родом я с центральной Украины, с Черкасской области. Но жизненные обстоятельства сложились так, что последние пять лет живу на юго-востоке, на Луганщине.
Здесь очень красиво. Вот только пугают люди. Это о них Шевченко написал: "Німі на панщину ідуть, і діточок своїх ведуть". Городок Рубежное когда-то был живописный и уютным. Но здешние "князьки" еще с советских времен стали потихоньку превращать город в гетто, а людей – в беспрекословных рабов.
Очень хотелось это изменить, тем более, я знаю, что можно жить иначе.
Повод сразиться с Системой нашелся. Страшный повод… Сестру моей жены сбил насмерть таксист. Сбил, потому что в городе на то время отсутствовали светофоры, пешеходные переходы, да и ГАИ…
Но зато была шайка негодяев – из числа работников прокуратуры, адвокатуры, милиции. В итоге водитель откупился, "покрыватели" получили деньги, моя семья – боль и разочарование.
Я стал потихоньку собирать вокруг себя неравнодушных – искал среди молодёжи старательных и понимающих ребят. Так образовалась маленькая дружная кампания, целью которой было изменение ситуации в городе.
Главным нашим лозунгом был – "делай всё что угодно, только не сиди!".
Мы собирали подробную информацию о сепаратистских движениях – об их защитниках, активных "федералистах", активистах и так далее.
К средине апреля активность "федералистов" так сильно достала народ, что люди уже перестали бояться. Стало понято, то можно говорить о проблеме вслух.
Мы начали готовиться к митингу. С нами были люди из "Справедливости". Мы договорились и с представителями "Батьківщини".
Утром, 21 апреля 2014 года мы вышли на площадь перед горисполкомом. Сразу скажу, что мы не ждали, что будет много людей. Но начинать с чего-то было нужно!
Впрочем, я заметил, что как раз начало митинга явно затягивается. Уже можно было бы и обратиться к людям, но ничего не происходило.
Почему так, мне подсказали расставленные мною по близлежащим улицам наблюдатели. Они доложили – в нашу сторону организованной толпой движутся люди с гвардейскими лентами.
Представитель " Батьківщини " Игорь Радченко явно нервничал. К слову, он обещал, что на митинге будет как минимум человек 300 сторонников его партии плюс охранники. Но с ним явились только шестеро людей, видимо те, кто обеспечивал его безопасность.
Было решено не покидать митинг до возможных столкновений, даже несмотря на малочисленность нашего протеста. Но к площади начала подходить возбужденная толпа "кавалеров" георгиевских ленточек.. Стало понятно, что столкновения не избежать.
Учитывая накал ситуации, я решил, что выступать не стоит. В мою сторону от разъярённой толпы быстро последовал лидер "пророссистов" Тимохин со словами: "Я больше не могу их сдерживать!".
Так он дал толпе сигнал. Но это я понял уже потом…
Видимо этот сигнал предназначался и для лидера местной "Батьківщини". Радченко занервничал и скомандовал закрывать митинг.
"Федералисты" пошли в наступление. Часть наших ребят попытались минуты две сдержтвать напор наших оппонентов. Но всё оказалось безуспешно.
Впрочем, "блицкрига" не было. И причина тому – время, которое было нужно Радченко, чтобы отступить. Как только он отошёл на безопасное расстояние, пророссийские боевики бросились на нас с палками, железными прутами, завёрнутыми в газеты.
Я помог звукооператору спасти микрофон и колонку. Перекинулся парой слов с более спокойными представителями "пророссийского" митинга, но быстро понял, что общего языка нам не найти…
Сразу уходить не стал, хотел еще раз убедиться в однозначно антиконституционных риторике и действиях "гвардейцев". И тут, словил на себе взгляд человека по фамилии Чуб. Он – руководитель местного военного клуба "Рубеж". Рядом оказался и уже упомянутый Тимохин.
Стало понятно, что лучше уходить. Обходя пикеты, направлялся к офису.
Но тут, я увидел наших девчёнок-активисток с отцом жены. Я пошел к ним, но по дороге услышал нечто страшное. Человек в униформе, с которыми они видимо до того разговаривали, вдруг резко развернулся и сказал: "Мужики, сюда, мы бандеровцев задержали!".
За эти пару минут, я не только сосчитал бегущих "антибендеровцев", но и услышал их планы – "Давай поймаем этих сучек", "Сначала вы..бем, а потом зарежем".
Нужно было отвлечь боевиков, чтобы дать девочкам убежать. Я окликнув мужчин и тут снова увидел Чуба... Видимо, он следил за нами.
Скажу честно – убегать не было смысла. К счастью, девочки сбежали. Нужно было просто поступить так, чтобы толпа заживо не разорвала на месте.
И я просто отошёл в сторону…
Сознаться, я был в разных переделках по молодости. Но то, что произошло со мной в тот день, не сравнить ни с одной из них!
Внимание! Видео содежит большое количество ненормативной лексики!
Не буду описывать – все есть на видео.
Кроме того, что меня били, меня оскорбляли – кто на что горазд. Выкрикивая ругательства, каждый пытался пнуть ногой. Еще бы – били "бандеровца"! Приезжего!!!
Меня ставили на колени, командовали просить прощения. За что и перед кем – не говорили.
Но в какой-то момент в толпе появилась незнакомка. И банальное избиение вдруг превратилось в какой-то страшный фарс!
Бить стали меньше, зато откуда-то всплыли два ножа и "липовые документы", какие-то медали и наградные листы…
Картина выходила непростая. Похоже, это была хорошо режиссированная операция.
Кстати, куда-то исчез Чуб. "Операцией" руководила упомянутая женщина.
Она даже вроде бы и "защищала" меня – просила не бить. И, в то же время, указывала бойцам, куда сложить "мои" ножи и вещи….
По ее команде образовался живой коридор, по которому меня привели к милиции, и она же выступила в роли свидетеля. По дороге все приговаривала – зачем, дурак, приехал в наш город? Спрашивала о семье…
Кстати, мне так и не показали протокол о передаче меня "гражданами" органами внутренних дел. Так что я не видел ее имени и подписи.
Короче, меня сливали, назначив зачинщиком "бандеровцем". А в голове крутилось Тимохинское: "я не могу их больше сдерживать" и Радченковское: "так, пора заканчивать митинг".
Получалось, "Батьківщина" за нашими спинами ведет двойную игру?! Страхуется! Во всяком случае, местная, рубежанская. Хотя не исключено, что вообще на Донбассе…
Стоит задуматься, стоит. Не буду описывать подробности моего пребывания в милиции. Считаю это малоинтересным. Мои близкие и друзья быстро нашли в Киеве нужных людей и меня отпустили. Спасибо им! Все сделали – не струсили, не предали. А значит, что украинскому Донбассу быть.
Спасибо миссии ОБСЕ, они тоже постарались сделать всё возможное.
Меня вынудили уехать. Я знал, что в школе, где я преподаю, педагогический и родительский коллективы "подогрели" решение о моем увольнении. Причина – я слишком украинец.
Но я верю – и как гражданин, и как учитель – что все у нас получится. Донбасс был и будет украинским. И люди, живущие там, будут счастливы.
В том числе и потому что смогу преодолеть многое и научиться уважать и любить тех, кто говорит на украинском, кто живет иначе. Я верю, что Донбасс заговорит на украинском. И еще будет искренним патриотом. Пусть будет так!
Василий Лютый, общественный деятель, музыкант-бандурист, магистр музыкального искусства, специалист по художественной и этнокультуре, для УП