Примус Путіна до миру. Завдання - виконане
Москва приняла решение пойти на деэскалацию конфликта в Крыму.
Главных причин такого вынужденного миролюбия Кремля две. Первая – твердая выверенная позиция украинских власти и военных в Крыму.
Вторая – беспрецедентное скоординированное экономическое и дипломатическое давление стран Запада, которое быстро привело к масштабной дестабилизации экономической ситуации в самой России.
Пока готовность Москвы пойти на смягчение своей жесткой позиции по Крыму и постепенно свернуть военную агрессию против Украины проявляется по ряду косвенных признаков.
Однако с каждым шагом успех операции по "принуждению к миру" чрезвычайно воинственно настроенного ранее Кремля, становится всё более очевидным.
Решение президента РФ Владимира Путина "отыграть назад" в крымском кризисе – вынужденный шаг, на который он пошел немедленно после падения российских рынков и обвала российской валюты 3 марта.
Первым проявлением усилий Кремля по деэскалации в Крыму стала инициатива России в тот же день провести внеочередное заседание Совбеза ООН по Украине – это при том, что ранее Москва упорно отказывалась обсуждать с международным сообществом проблемы, вызванные ее агрессией в Крыму.
Важно то, что это заседание изначально было обречено стать "публичной поркой" российского агрессора. Так это и произошло, – в первую очередь, благодаря аргументированным выступлениям на заседании представителей Украины, США, Англии и Франции.
Показательно, что даже имея опыт предыдущих заседаний Совета безопасности ООН по крымской проблеме, Москва всё же сама инициировала новый неблагоприятный для себя "разбор полётов".
И хотя по их итогам Совбез ООН вновь не принял никаких решений по урегулированию ситуации в АРК, а Москва заученным речитативом озвучила свои прежние, далёкие от реальной ситуации позиции по Крыму и по Украине в целом, важно то, что именно Россия инициировала широкое международное обсуждение крымского кризиса.
Второй шаг Москвы к деэскалации конфликта, на который ее вынудило пойти давление Запада – отвод боевых частей от границ Украины в места их постоянного дислоцирования.
Решение реализуется российским руководством с максимальным "соблюдением лица" – Москва заявила, что военные учения, мол, все свои задачи блестяще выполнили и лишь по этой причине войска отводятся от украинских границ.
Неподъемная цена имперских амбиций
Получается, что канцлер Германии Ангела Меркель, говоря о том, что Путин полностью живёт в какой-то своей, им же сконструированной реальности, была права отчасти. А именно в том, что касается его грандиозных политических и геополитических имперских мегапроектов. Тут российский президент, действительно, оторвался от реалий очень далеко.
Но в том, что касается экономических реалий, Путин мыслит и действует как грамотный владелец крупного бизнеса.
И делает это достаточно быстро и адекватно – сразу после того, как результаты торгов 3 марта на фондовом и товарном рынке показали общие потери суммарной капитализации российских компаний, только за один день, 2 триллиона рублей. Это $55,56 миллиардов.
Центробанк был вынужден потратить на поддержание курса рубля только за один день рекордные $10,5 миллиардов, а сам курс рухнул вместе с акциями системообразующих для российской экономики предприятий.
Протянуть неделю-другую в таком же режиме далеко не процветающая российская экономика не смогла бы – нет необходимого запаса прочности.
Поэтому потеряв первые 10 миллиардов на "крымской войне", Путин решил быстро просить мира у Запада. И в тот же день молниеносно инициировал внеочередное заседание Совбеза ООН по ситуации в Украине.
Наибольшее негативное влияние на российские рынки произвели несколько факторов.
Первая причина – возможность втягивания России в военные действия на территории Украины после решения Совета Федерации о направлении российских войск в нашу страну.
Во-вторых, отказ всех стран G7 от запланированного в Сочи летнего саммита "Большой восьмерки".
В-третьих, решительные шаги ряда западных стран по дипломатической и экономической изоляции России.
Это при том, что страны Запада использовали еще далеко не весь свой арсенал. Так, в администрации Барака Обамы заявили, что в скором будущем экономические проблемы России могут усугубиться гораздо более существенно из-за того, что готовится комплекс мер экономического давления на Россию из-за ее действий в Крыму.
"Мы начинаем пересматривать все наше торговое и экономическое сотрудничество с РФ", – сказал неназванный высокопоставленный сотрудник администрации США.
По его мнению, Путин принимает решения в духе XIX-XX века, и ему надо объяснить, что в плане экономики он живет "в мире XXI века, взаимозависимом мире".
А госсекретарь Керри накануне своего визита в Киев пояснил Москве максимально доходчиво: "Возможны даже, в конечном итоге, замораживания активов, запреты на выдачу виз. Определенно возможны сбои в нормальном ходе торговли.
Возможны негативные последствия для бизнеса, касающиеся инвестиций в стране. Рубль уже падает и ощущает воздействие этих событий. А все потому, что нельзя просто так вторгаться в другую страну под ложным предлогом, чтобы утвердить свои интересы".
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс со своей стороны дал сигнал российской власти о том, что не стоит дожидаться ужесточения позиции западных стран.
"Гипотетически, Запад может применить скоординированные санкции. Иностранные кредитные учреждения, крупные международные банковские институты, которые существуют в России, и так выводили деньги из страны и сокращали кредитные линии.
Наши металлурги, газовики, нефтяники, которые брали кредиты в евро и долларах, уже почувствовали падение процентов на 20. Сейчас рискуют почти все крупные российские компании.
Если мы не найдем мирного решения этого конфликта, то экономические санкции, в случае нашего реального вторжения в Крым, будут тяжелыми" – предупредил Юргенс.
День "Ч" для Кремля
Для того, чтобы российская власть не пыталась по привычке тянуть в решением конфликта, тем временем всё больше дестабилизируя ситуацию в Крыму и на Юго-Востоке Украины в целом, обычно медлительный и нерешительный в принятии кардинальных решений Евросоюз был с Москвой предельно конкретен и жесток как никогда.
Во вторник Европейский Союз дал России 48 часов на деэскалацию конфликта, предупредив о серьёзных негативных последствиях для Москвы в случае дальнейшего продолжения деструктивного курса.
День четверга, 6 марта, станет для России "Днем Ч" – если она этого не выполнит требования Евросоюза в этот день на саммите ЕС может быть принято решение против России.
Причем европейцы в этот раз не готовы быть пассивными слушателями российских упражнений по словесной эквилибристике, а ждут четких действий.
К примеру, заявили о готовности воспринять как позитивный сигнал решение об отзыве российских военных от границы с Украиной. Именно такое решение и было озвучено Москвой во вторник.
Министр иностранных дел Германии Штайнмайер на заседании Совета ЕС по иностранным делам предложил три шага для решения конфликта в Украине:
1) прямые контакты между украинским и российским руководством;
2) миссия ОБСЕ в Украине;
3) создание международной группы, которая бы способствовала разрешению ситуации в стране.
На первый шаг Путин по требованию ЕС вынужден был пойти, несмотря на всю его риторику о нелегитимности новой власти в Киеве и упорное желание воздержаться от контактов с ней.
К приезду мониторинговой миссии ОБСЕ в Крым российское руководство так же оперативно сократило размах активности своих военных на полуострове, которые освободили ряд ранее захваченных объектов. Хотя и не все.
Можно не сомневаться, что и на третье условие Европы Москва пойдет также быстро и без споров.
Оказавшись перед угрозой реальных масштабных санкций со стороны всех ведущих демократических стран мира, не только США и ЕС, но и Канады, Австралии и других, Путин быстро "отыграл" назад, в авральном порядке прервав свои "крымские гастроли".
Тем не менее, успех в принуждении Путина к установлению мира в отношениях с Украиной – это только первая победа, которую нынешней власти в теснейшем сотрудничестве с западными партнерами еще нужно будет не просто закрепить, а буквально "зацементировать".
С тем, чтобы полностью исключить возможность повторения подобных кризисов в будущем.
Лучшая возможность для этого предоставляется именно сейчас – после опаснейшего кризиса.
Потому что если и на этот раз отложим "на потом" решение глубочайших системных проблем, которые накапливались годами и обусловили остроту и масштабность нынешнего кризиса, повторение опасных агрессивных "российских гастролей" в Крыму и на Юго-Западе страны – неизбежно.
Причем еще в более острой форме и с еще более непредсказуемыми последствиями.
Поэтому, если чрезвычайно благосклонная к Украине Судьба решила, что она заслужила Шанс сохранить единство и суверенитет Украины, несмотря на все усилия агрессивного огромного соседа, прямая обязанность украинцев этим шансом не пренебрегать, а немедленно им воспользоваться.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог" http://i-dialog.com.ua/, для УП