Про інформаційну війну, або Якою буде наша відповідь Кисельову
Украина проиграла информационную войну с Россией. Как показывает наше сегодня, это только начало. И, скорей всего, проигран лишь первый бой.
Но есть вероятность, что будет проиграна и вся война. Именно она может стоить Украине всего государства.
Необходимо понять причины поражения и осознать, какие шаги необходимо предпринять Украине, чтобы не проиграть последующие информационные войны.
Небольшой экскурс в Википедию. Одно из значений информационной войны, которое дает нам эта электронная библиотека: "Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем".
Противником России выступила Украина и ее граждане. То есть, информационная война против Украины фактически велась против государственной информационной политики.
Та же Википедия приводит следующее определение, хотя, на наш взгляд, и не полное: "Государственная информационная политика – комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации".
Но как показала недавняя практика в Крыму, население полуострова лишили этого права. Вместо того чтобы информационно поддержать население в Крыму, крупнейшие провайдеры отключили украинские каналы, в том числе цифровые. И те же провайдеры не отключили российские каналы. То есть, поддержали Россию?
Единственными эффективными "СМИ" стали люди в соцсетях – Facebook, ряд новых телеканалов, включая "Громадське ТБ" и "Эспрессо ТВ", и журналисты, которые были в эпицентре событий, в том числе и иностранные, которые в тех же соцсетях отмечали немногочисленность украинских журналистов.
Из тех же соцсетей мы узнавали, что пресса в Германии поддерживает действия Путина или, скажем, не так агрессивно настроена по отношению к ним.
С каждым днем Украина целенаправленно шагает все ближе к информационной пропасти. В период финансовой нестабильности, власть хочет потратить 5 миллиардов гривен (!) на создание оператора, идентичного "Зеонбуду". А оператора "Зеонбуд" – возможно, справедливо – хотят лишить лицензии. На что в компании быстро отреагировали и озвучили, что тратить 5 миллиардов, чтоб дать возможность людям смотреть украинское телевидение не с помощью комнатной антенны, а благодаря беспроводной технологии и специальной "коробочке" за 550 гривен – государству не нужно.
"Зеонбуд" уже показывает 28 телеканалов в цифровом качестве, которые сами ему платят, чтоб получить выход на телезрителя. Но и эти телеканалы были отключены в Крыму и заменены российскими.
Очень по-нашему: заменить одного оператора на другого и снова потратить государственные деньги. И при этом не решить национальные вопросы.
И, по прежнему, чиновники и олигархи заняты совершенно "своими" денежными вопросами. Они "решают", как проводить тендеры, кому выдавать лицензии, сколько тратить на включение телеканалов и каких.
Потому что в Украине до сих пор "государственная информационная политика" рассматривается как три совершенно отдельных понятия. Потому что каждое слово в этом словосочетании – "государственная", "информационная" и "политика" – это отдельные люди и отдельные деньги.
Развитие информационных технологий либо служит государству в формировании и построении его информационной политики, либо нет – по его желанию. И тогда государство либо может себя защитить, либо – … ?
Как показал Евромайдан, создание информационных ТВ-каналов – важный инструмент в информационной политике, а при необходимости – и войне.
"Громадське ТБ", "Эспрессо ТВ", крымский канал АТР и ряд других СМИ освещали события в стране, показывая альтернативный взгляд на происходящее в Украине – и их смотрели больше, чем наши национальные каналы. Телевидение теперь принадлежит людям, национальным общинам, журналистам.
Мы, народ Украины, хоти сами строить наше государство. Мы хотим участвовать в его управлении. Мы не хотим быть просто статистической единицей. И нам нужен диалог с ним. Ежедневный. Но трудно иметь диалог с тем, кто либо не слышит, либо просто отсутствует.
Мы хотим быть услышанными – для этого и вышли на Майдан.
Мы хотим изменить Систему. Пора власти это понять.
Сегодня весь мир активно использует информационные технологии для построения эффективного диалога. С помощью телевидения и интернета происходит обучение. Информационные технологии используются для реализации государственных информационных сервисов – электронного правительства: медицина, покупки товаров и оплаты счетов и даже диалога с чиновниками.
Не нужно делить бюджетные деньги, которых сейчас нет. Сегодня бизнес готов пойти навстречу и дать государству ИТ-технологии, которые позволяют транслировать ТВ-каналы в цифровом качестве через интернет (ОТТ). Они помогут государству обезопасить себя от внешнего вмешательства в информационную политику страны и отключения телеканалов, как это было в Крыму.
Кроме того, именно эта технология может помочь реализовать на данной инфраструктуре государственные информационные сервисы электронного правительства.
При этом, опять-таки – не нужно будет делить бюджетные деньги, которых сейчас нет.
Единственное, что следует сделать – уйти от стереотипов и изменить неэффективную систему.
Все, что нужно государству, у него есть: люди, небезразличный бизнес, в том числе ИТ-бизнес, который также стоял на Майдане за Вашу и нашу свободу.
Для построения новой системы нужна политическая воля, а не деньги, как многие думают. Поэтому Майдан уже показал, что он готов взять на себя ответственность, в том числе и за информационную политику.
Теперь слово за чиновниками и депутатами.
Андрей Колодюк, специально для УП