Від "віджимання" території до захоплення бізнесу

Четвер, 13 березня 2014, 10:17

На сегодняшний день военная операция России в Крыму преследует политические и геополитические цели. Но в случае ее успеха, велика вероятность следующего этапа –перераспределение собственности.

Учитывая эту перспективу, украинскому бизнесу не стоит сидеть сложа руки, надеясь на защиту от "невидимой руки" Адама Смита. Рука агрессора будет видимой и беспощадной.

Попытка отторжения Крыма от Украины и его последующее присоединение к Российской Федерации затрагивает интересы многих людей. Поддержку в этом крайне рисковом начинании, равно как и лояльность перебежчиков, нужно будет оплачивать.

Ввиду растущих темпов рублевой инфляции, оплаты в денежной форме может оказаться недостаточно. А перспектива введения запрета на въезд в большинство западных стран для непосредственно вовлеченных в операцию лиц, только поднимает ставки.

Одним из традиционно используемых на Руси способов вознаграждения опричников было и до сих пор остается наделение их "условной" собственностью. Опричник получает и сохраняет собственность до тех пор, пока верно служит правителю.

Сама опричнина ознаменовала собой, по мнению американского историка Ричарда Пайпса, переход от собственности безусловной к собственности обусловленной службой правителю, или к патримониальной собственности.

Опричников в Крыму уже много. Завтра, возможно, понадобятся услуги еще большего их числа. Собственность на южном побережье – можно ли представить себе более твердую валюту?

Речь идет о земельных участках и о том, что на них построено – дома, гостиницы, причалы... Не случайно члены российской политической элиты стремились и стремятся обзавестись собственностью на побережье.

Ныне попавший в опалу бывший министр обороны Анатолий Сердюков – один из них. В бытность министром он "отжал" гектар угодий в районе Анапы под строительство своей дачи.

Его собственность не вызывала вопросов до начала опалы. Теперь же владение этим участком стало предметом расследования российских правоохранительных органов.

В Крыму есть что "отжимать" и перераспределять. Сергей Лямец в свой статье "Что такое Крым: цифры и факты" перечислил только наиболее крупные активы – "Черноморнефтегаз", права на разработку газовых месторождений на Черноморском шельфе.

Среднего и малого бизнеса в Крыму более чем достаточно, причем большая его часть расположена как раз в прибрежной зоне и направлена на обслуживание отдыхающих.

Многие украинцы вложили все свои средства в строительство гостевых домов, мини-гостиниц или гостиниц в Крыму. Ввиду известных недостатков пенсионной системы, такие вложения – едва ли не главная и единственная гарантия относительно обеспеченной старости.

Описать возможный сценарий "отжима" украинского бизнеса сможет без труда любой, кто знаком с реалиями как российского, так и украинского бизнес-сообщества.

Отторжение крупного бизнеса потребует решений парламента Крыма. Как показывает практика последних дней, за ним не заржавеет.

С мелким и средним бизнесом еще проще. Проверка правильности оформления документов, визит представителей контролирующих органов – и завтрашний пенсионер поставлен перед выбором: либо продать бизнес "опричнику" за бесценок, либо и вовсе остаться ни с чем.

Надеяться на защиту собственности "невидимой рукой" цивилизованного рынка в таких условиях не стоит. По одной простой причине – цивилизованного рынка в Крыму нет. И не будет.

В лучшем случае будет такой же патримониально-административный, как и повсюду в России.

В худшем – возрождение полукриминального рынка образца 90-тых годов. Иными словами, рука будет вполне видимой, с холеными ногтями или с наколками, и она будет не помогать, а прессовать.

Что могут сделать владельцы украинского бизнеса для его защиты в таких условиях?

Брать винтовку или уходить в партизаны?

Как минимум, включится в общеукраинский процесс формирования сил для отпора врагу.

Казна пуста. Так почему бы не попытаться собрать средства для поддержки национальной гвардии и тех украинских частей, которые остались верны присяге? Лучше пожертвовать сегодня немногим, чем завтра потерять все.

Антон Олийнык, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану

Дорогою ціною