Криза як можливість
Слово "кризис" в китайском языке состоит из двух иероглифов – опасность и возможность. Количество опасностей в нынешнем украинском кризисе зашкаливает. Для их нейтрализации пришло время использовать на практике новые возможности, открывшиеся перед страной.
Эта неделя станет решающим экзаменом.
Предложение, от которого нужно отказаться
Делая 25 января лидерам парламентской оппозиции заранее неприемлемые предложения по урегулированию конфликта, Янукович, похоже, преследовал цель продемонстрировать – в первую очередь Западу – свою готовность к мирному выходу из кризиса.
Насколько он и его ближайшее окружение поняли тот факт, что ситуативными кадровыми уступками и традиционным "заговариванием" острых вопросов нынешний кризис разрешить уже нельзя, станет внеочередное заседание парламента 28 января.
Моментом истины в определении настоящих намерений президента будет поведение регионалов и коммунистов на этом заседании. На заседании парламента Янукович предпримет попытку вернуть себе утраченную инициативу в определении политической повестки дня жизни страны.
Власть утрачивает эту инициативу уже во второй раз с начала нынешнего политического кризиса. Произошло это после начала противостояния на Грушевского с человеческими жертвами и переносом успешных активных протестов в регионы.
На этот раз, в отличие от первой потери этой инициативы, после разгона студенческого Евромайдана 30 ноября – эта потеря имеет гораздо больше шансов стать окончательной.
Подтверждения этому множатся день ото дня – захват зданий областных госадминистраций в регионах, требования отставки украинского правительства и объявления внеочередных выборов в Верховную Раду от львовских регионалов, выход из фракции ПР в парламенте депутата Сухого, возращение режима благоприятствования протестующим на центральных телеканалах.
И этот процесс, подтверждающий, что началось неуправляемое саморазрушение режима Януковича, будет идти по нарастающей.
Для власти единственным теоретическим путем возвращения себе инициативы в кризисе остается введение чрезвычайного положения в стране. Со всеми вытекающими отсюда крайне негативными и опасными последствиями для общества и суверенитета Украины.
Поскольку этот путь вместо решения системных проблем, которые привели к нынешнему кризису, приведет лишь к эскалации насилия.
Вероятность такого варианта эскалации существует, но на данный момент по ряду причин является маловероятной.
Если власть пойдет на этот шаг, то сильно рискует остаться у "разбитого корыта".
По сравнению с нынешним положением Януковича, Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) Советского Союза был в гораздо более выигрышном положении. Но его попытка в августе 1991 года ввести режим чрезвычайного положения закончилась полным крахом в трехдневный срок.
Сегодня сохранить гражданский мир, целостность и суверенитет страны возможно только путем мирного выхода из кризиса. Причем шансы на мирное разрешение ситуации значительно возросли с окончанием мирного этапа протестов на киевском Евромайдане.
Когда протестующие начали оказывать силовое сопротивление правоохранителям на улице Грушевского, против "титушек" начал активно действовать Автомайдан, а из Киева протестные акции распространились на регионы – Янукович и его окружение стали гораздо внимательнее к требованиям протестующих. Подтвердив тем самым то, что нынешняя власть в Киеве понимает и признает исключительно язык силы.
Однако пока действий власти, направленных на реальное искоренение глубинных причин кризиса, а не показную готовность "решать конфликт" – не наблюдается.
Власть по-прежнему настроена на то, чтобы урегулировать ситуацию незначительными уступками в отдельных вопросах и затягивает с решением настоящих причин, породивших нынешний кризис.
Она предлагает рассмотреть 28 января вопрос отставки правительства Азарова и "покращити" дикторские законы от 16 января. В то время как требования Евромайдана после 19 января изменились радикально. Отставка самого Януковича – главное из них.
Вот вам и неспособность власти адекватно реагировать на вызовы кризиса.
В то же время, то, что власть потеряла инициативу в определении повестки дня конфликта, не означает, что ее перехватили формальные спикеры Майдана – Кличко, Тягнибок и Яценюк. Активисты Евромайдана, устав ждать реальных действий от этой тройки, 19 января взяли инициативу в свои руки.
Лидеры оппозиции, впрочем, достаточно быстро сориентировались в изменившейся ситуации и поддержали действия активистов.
Вместе за неделю они добились впечатляющих успехов.
Теперь политические лидеры "реестровой оппозиции" должны предложить своим сторонникам четкий и просчитанный стратегический план действий для закрепления достигнутых тактических успехов.
И превращения их в окончательную победу.
Януковичу светят звезды Кремля
Для успешной реализации сценария мирного выхода из кризиса и власть, и оппозиция должны действиями, а не словами, подтвердить: они осознали тот факт, что в их противостоянии победителя не будет.
В случае продолжения курса на дальнейшую эскалацию конфликта в проигрыше окажутся и власть, и оппозиция. А выиграет третья сторона, чья рука четко видна в реализации всё углубляющегося кризиса в Украине – Москва.
Именно этот единственный игрок напрямую заинтересован в дальнейшей дестабилизации ситуации в Украине и потере контроля над положением в стране со стороны президента Януковича.
Цели Путина достаточно прозрачны – стать единственной точкой опоры для Януковича и максимально усилить его зависимость от России.
В случае успеха этого плана, привязав к себе накрепко Украину, Кремль быстро избавится от Януковича, которого в Москве давно не воспринимают как перспективного и надежного партнера. Особенно после шантаж вокруг подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Главный вопрос заключается в том, насколько Янукович по состоянию на "здесь и сейчас" смирился, что в случае успеха московского плана, он лишь непродолжительное время будет наместником Москвы в Украине.
Если он и его ближайшее окружение готовы к реализации такого сценария – значит, оппозиции и поддерживающим ее крупным ФПГ нужно без Януковича, самим наводить мосты с Западом для успешного противодействия российскому дестабилизирующему сценарию. И определять алгоритм мирного выхода из кризиса.
Лишь в том случае, если Янукович рассматривает свои дальнейшие перспективы в суверенной Украине в ее нынешних границах – он для оппозиции и поддерживающих ее олигархов ситуативный союзник.
Союзник в противодействии планам Кремля, последовательно осуществляющего в последние месяцы аншлюс Украины.
Пять шагов к новой Украине
Вне зависимости от планов Януковича на его собственное политическое будущее, тем силам, которые заинтересованы в перспективах существования независимой от России и демократической Украины, нужно действовать по четкому плану.
Первое действие: возврат к "до-диктаторской" ситуации, к 15 января – то есть полная отмена, а не "покращення" законов 16 января, которые превращают Украину в тоталитарное государство.
Тут есть большие шансы достичь согласия между оппозицией и частью ПР и внефракционных депутатов – слишком уж очевидна нелегитимность этих законов и крайне негативные последствия их принятия для страны.
Шаг второй: принятие ВР решения о возвращении к Конституции 2004 года. Принятие этого решения неизбежно будет идти "в пакете" с переформатированием депутатского большинства с утратой ПР лидирующих позиций.
Шаг третий: отставка кабинета Азарова и формирование нового, коалиционного правительства.
Шаг четвертый: досрочные парламентские выборы.
Все эти шаги, конечно, непросты. И сторонам конфликта придется приложить немало усилий для их реализации.
Но самым сложным шагом будет объявление досрочных президентских выборов.
На меньшее лидеры протеста уже не согласны, справедливо указывая, что при сохранении Януковича в кресле президента до 2015 года, о настоящих честных выборах главы государства говорить не приходится.
Гораздо проще будет решен, к примеру, вопрос с отставкой правительства Азарова. В отличие от попытки отправить действующий кабинет в отставку 3 декабря прошлого года, на этот раз свои желания в смене правительства сможет реализовать не только оппозиция, но и значительная часть фракции ПР и внефракционных депутатов.
В случае если оппозиция учтет урок неудачной отставки кабмина 3 декабря и вместо кавалерийской атаки проведет серьезные переговоры с ключевыми фигурами фракции регионалов, успех этого мероприятия гарантирован.
Параллельно с работой по "перезагрузке" матрицы власти, необходимо предпринять комплексные усилия для нивелирования негативного влияния Москвы на внутриукраинскую политическую ситуацию.
Очевидно, что успешно противостоять усилиям Москвы по эскалации конфликта можно будет только с помощью европейских политиков, которые давно предлагают активную практическую помощь в урегулировании ситуации в стране.
Оппозиция призывает к их посредничеству, в то время как желающая прямо противоположного Россия выступает категорически против.
Президент Янукович также не спешит воспользоваться предлагаемой помощью Запада. Хотя именно его посредничество предотвратило развитие острой фазы конфликта в 2004 году.
Кроме того, только посредники с Запада смогут обеспечить гарантии Януковичу при решении вопроса о его досрочном уходе с поста президента. В том же 2004 году подобным образом успешно решился вопрос с обеспечением гарантий уходящего президента Кучмы.
Сейчас вопрос о гарантиях Януковичу встретит полное неприятие у значительной части протестующих. Их негативная эмоциональная реакция полностью объяснима. Тем не менее, вопрос о гарантиях Януковичу, в случае его отхода от власти, является одним из краеугольных камней мирного разрешения нынешнего кризиса.
Чем быстрее будут сформулированы приемлемые для Януковича условия и гарантии его ухода, тем больше шансов, что удастся не допустить новых жертв и мирно урегулировать нынешний конфликт.
Конфликт, беспрецедентно долгий и сложный в новейшей истории Украины.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП