Лід і полум'я: побоїще протестувальників і силовиків на Водохреща
Утром 19 января президент Украины Виктор Янукович посетил богослужение в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре и пожелал соотечественникам благодати. Уже после обеда граждане ответили ему яростным штурмом и невиданной по решимости акцией неповиновения.
Кастрюльное вече
Надо признать, что на очередном вече 19 января и хотели, и боялись столкновений народа с милицией, понимая, что обострись ситуация – плохо, а нет – еще хуже.
После принятия 16 января с многочисленными нарушениями ряда законов, ограничивающих права и свободы граждан, надежды на мирное урегулирование ситуации почти не оставалось. Но и поднести спички к огню никто не решался.
Впрочем, несмотря на тягостные четверг и пятницу – дни принятия и подписания законов, – воскресенье, едва ли не первый в этом году морозный день, начался весело.
Пришедшие на вече решили дружно продемонстрировать свое отношение к закону Колесниченко-Олейникова и надели на головы разрисованные каски, кастрюли и даже карнавальные маски. Согласно новому документу, который вступит в силу сразу после публикации в официальном СМИ, вскоре за подобное можно будет получить многотысячный штраф и даже арест.
Игривое настроение закончилась с началом выступления оппозиции, предложившей народу "продолжать в том же духе" – то есть бездействовать. В адрес троих лидеров оппозиции раздался первый свист и "ганьба!" Так люди встретили ответ Яценюка на призыв назвать лидера: "У нас есть лидер. Это украинский народ!" – заявил он, поспешив обозвать провокаторами всех, кто считает иначе.
Первый "провокатор" нашелся мгновенно прямо на сцене – один из лидеров Автомайдана, 29-летний Сергей Коба, который сперва за спиной Турчинова категорично просил Виталия Кличко взять ситуацию в свои руки, а потом решительно подошел к микрофону, хотя его выступление вовсе не было запланировано.
"Или вы через полчаса назовете лидера – одного, или мы пойдем мирно блокировать парламент! Мы будем там стоять, пока все депутаты не придут в сессионный зал и не отменят эти позорные законы, по которым нас уже завтра будут сажать в тюрьмы"", – заявил он.
Катализатор
Неожиданное возникнувшее предложение не только напугало оппозиционеров, но и впервые вызвало разногласия в самом Автомайдане. Часть лидеров движения отказалась поддержать поездку к админзданиям, опасаясь применения силы к людям со стороны милиции.
Правда, поездка так и не состоялась – колонну автомайдановцев сразу же остановила милиция, в довольно агрессивной форме потребовав развернуться. Водители какое-то время попытались вести споры. Но увидев, что в ответ полетели гранаты, предпочли отступить и ретироваться в сторону Межигорья, куда успели за вечер съездить несколько раз – напомнить о себе президенту.
А их место возле стадиона "Динамо" заняла воинственная пехота – несколько сотен преимущественно молодых людей.
С ними и завязалось серьезное побоище.
Комендант Евромайдана Андрей Парубий, который с самого начала оказался на месте событий, уверяет, что агрессию спровоцировала именно милиция.
"С самого начала, когда подъехали машины Автомайдана, не было никакой агрессии. Автомайдан просто просил проехать. Мы выстроили коридор перед ними, и не было никакой агрессии. А потом внезапно начали лететь бомбы, причем прямо в гущу людей. Они даже не долетали до земли, разрывались на уровне лиц, потому что падали на плечи людей", – рассказал он.
Именно в ответ на это закидывание гранатами протестующие и бросились штурмовать автобусы, преградившее путь к парламенту.
"Оттягивать автобусы начали, чтобы прекратить агрессивные и неадекватные действия со стороны милиции", – настаивает Парубий.
Унять разыгравшуюся бурю единственным из тройки лидеров пришел Кличко. Правда, взаимопонимания не нашел и был забрызган порошком из огнетушителя самими протестующими.
Оставшиеся без предводителей самооборонцы, радикально настроенная молодежь с одной стороны, и силовики с другой – за несколько часов превратили место дорогих магазинов и входа в стадион в настоящее поле боевых действий.
Спецназовцы полностью заблокировали движение по правительственному кварталу, выстроив блокпосты со всех сторон Мариинского парка и заградившись от толпы четырьмя автобусами и двумя водометами. Однако несколько неудачных попыток контратак силовиков завершились безуспешно.
Собравшиеся возле стадиона пришли действительно воевать.
Они бросали в милицию палки и камни, а в ответ получали "Терен-6", устройство мгновенного слезоточивого и раздражающего аэрозоля, и даже боевые, как потом выяснилось, гранаты.
Уже к 19 часам ряды подготовленных юношей в касках и масках пополнили обычные киевляне – без масок и защиты. Русско- и украиноговорящие, хипстеры с айфонами и в дорогих мотоциклетных шлемах, студенты в ярких кроссовках и без шапок, обычные взрослые мужчины в кожаных куртках, пожилые люди и даже женщины выстраивались в ряды помощников протесту.
Революция объединила несоединяемое.
За несколько часов ситуацией удалось овладеть. Активно и организованно стала разбираться и лететь в сторону противника тротуарная плитка, сооружаться заграждения из заборов, смешиваться воспламеняющиеся смеси.
Спецавтобусы не только раскачали, но в итоге и подожгли. Силовикам пришлось изменить тактику. Они отошли на безопасное для камней и бутылок расстояние, превратились с помощью щитов в черепашек и отбивались с помощью пневматического оружия, гранат и газа.
А у бунтовщиков силы не закачивались, наоборот, пополнялись.
Пострадала чья-то "десятка" – её перевернули и превратили в баррикаду. Из пустых бочек устроили громкие барабаны. Время от времени в эпицентре бойни появлялся одинокий музыкант или даже несколько – играли гимн и "Лента за лентой".
Под видом тушения горящей техники, милиция несколько раз пыталась разогнать митингующих струями воды из брандспойтов. Хотя при температуре ниже нуля градусов делать это запрещено.
Настроения в воздухе витали такие, что двух беркутовцев, попавших "в плен" к бунтарям, еле удалось увезти на "Скорой" – часть толпы требовала расправы на месте. Следует отметить – меньшая часть толпы. Одного позже затащили на сцену Евромайдана, но в итоге отпустили в больницу.
Мужчины впервые не убегали при попытках беркута атаковать, а бесстрашно бросались вперед – со шлемами и досками для сноуборда, а то и вовсе без всякой защиты.
Несколько раз бойцы ВВ в буквальном смысле загорались от брошенных в них бутылок с бензином и тушили друг друга щитами.
Подожженная техника полыхала всю ночь. А к утру милиция превратила кусок дороги с помощью воды в каток – для самообороны.
Подарок для министра
Самая активная фаза протеста закончилась после полуночи. Но всю ночь противоборствующие стороны не расходились, а самого утра протестующие занялись укреплением своих баррикад и даже строительством катапульт.
Тем временем во всем городе, и уже даже на Крещатике царил совершенный покой – будто не стреляли в людей и не бросали гранаты в толпу в паре кварталов отсюда.
В итоге защиты милицией даже не зданий, а всего лишь проезжей части! – пострадали около 200 человек с обеих сторон. На данный момент трое молодых людей в буквальном смысле потеряли глаза. Еще одному пришлось ампутировать кисть руки.
Утром стало известно, что еще двоих молодых людей сотрудники "Беркута" избили, раздели донага, облили водой и обстреляли сзади из пневмата, отпустив бежать по улице.
В милиции же в ответ на обвинения в издевательствах, сухо сообщили, что действовать могли и жестче – закон якобы позволял им применять даже огнестрельное оружие.
Среди пострадавших, уже почти традиционно для Украины, много журналистов – около 20 человек. В течение всего времени побоища они находились в гуще событий, просто посередине между противостоящими сторонами.
И если митингующие еще заботились об их безопасности – бросая камни и коктейли Молотова в обход – то силовики возвращали камни куда попало. Чаще всего – на головы журналистов без касок. Когда дело дошло до стрельбы, среди первых пострадавших были именно сотрудники СМИ.
Впрочем, не только журналисты, а даже волонтеры-медики попадали под пули. "Такого еще никогда не было", – прокомментировал случившееся на своей странице в Фейсбук волонтер Дмитрий Логинов.
Досталось и депутатам Лесе Оробец и Андрею Парубию – силовики не обращали внимания ни на депутатскую неприкосновенность, ни на гендерную принадлежность.
Глава государства отреагировал на происходящее в центре города звонком Арсению Яценюку – позвал на круглый стол.
Правда, вместо себя предложил Андрея Клюева, Елену Лукаш и Андрея Портнова, известных своими жесткими высказываниями в адрес участников протеста, методами работы и преданностью Виктору Януковичу лично.
* * *
…Пожалуй, кроме того, что украинцы впервые в новейшей истории страны показали, что способны ценой даже здоровья и жизни отстоять свободу и безопасность, из положительного в крещенских событиях одно: немного прояснилась ситуация с тройкой лидеров.
Олег Тягнибок бесследно исчез со сцены сразу в начале событий возле стадиона.
Арсений Яценюк все обвинял кого-то в провокациях, но на Грушевского не появился ни разу.
А вот Виталий Кличко и туда прийти решился, и даже к президенту в Межигорье попал, где дал понять, что основное требование народа – досрочные выборы главы государства.
По состоянию на вечер 20 января возле стадиона вновь собирается жаждущий решительных действий народ. Но источники предсказывают на грядущую ночь сегодня не оборонительное, а атакующее поведение силовиков.
Ведь именно сегодня, в день 50-летия министра внутренних дел Виталия Захарченко, Минюст зарегистрировал приказ, позволяющий "Беркуту" применять физическую силу и огнестрельное оружие.
Символично, что номер у приказа начинается с цифры 19...
Анастасия Береза, специально для УП