Поза межами можливого. Відвідайте щорічну премію УП 100

Запланований хаос

Вівторок, 14 січня 2014, 17:13

Приближается очередная годовщина президентских выборов 2010. Судьбоносных выборов, избавивших Украину от оранжевой анархии.

Канули в Лету времена, когда действовала политреформа... Когда незадачливый президент Ющенко боролся с премьером Тимошенко… Когда назначались и проводились внеочередные выборы…

Сегодня у нас единая и неделимая вертикаль власти. А еще – острейший внутренний кризис, разрушенная экономика, баррикады в центре Киева, каждодневные избиения украинских граждан и постоянная угроза кровавой развязки…

Трудно отрицать очевидное: при сильном Януковиче в Украине намного больше нестабильности, чем при слабом Ющенко. И эта нестабильность на порядок опаснее.

То, что четыре года назад оборачивалось фарсом, сейчас чревато настоящей трагедией.

Чем последовательнее ВФЯ закручивает гайки, тем глубже страна погружается в пучину хаоса. И это не так уж парадоксально, как представляется на первый взгляд.

Небезызвестному Людвигу фон Мизесу принадлежит меткое выражение "Planned Chaos" и одноименная книга. По замечанию автора, государственные попытки всем командовать и всё за всех решать приводят к противоположному результату. Вместо желаемого порядка воцаряется хаос.

Почему так происходит?

Начнем с того, что у сторонников командной системы своеобразное представление о "порядке".

Мизес указывает: "Что бы ни делали люди в рамках рыночной экономики, они всегда реализуют свои собственные планы. В этом смысле каждое действие человека предполагает планирование.

Защитники идеи планирования призывают вовсе не к тому, чтобы заместить хаос порядком планирования. Они стремятся сделать так, чтобы вместо планов всех и каждого реализовывался план самого планировщика".

В Украине тоже имеется авторитарный планировщик, презирающий мелкие планы обычных людишек. Зовут его Виктор Федорович Янукович. У него есть дерзкий план построения коммунизма в отдельно взятой Семье. И результаты реализации этого плана – налицо.

Многие уверены, что все дело лишь в негодном плане. Вот если бы единоличный правитель думал не о себе, а о народе, все было бы хорошо!

Что ж, представим, будто в голове у Януковича перемкнуло какой-то нейрон, и переродившийся Батя решил поработать на благо сограждан. Что дальше?

Во-первых, авторитарный президент должен не только заботиться о людях, но и принимать обдуманные, взвешенные, безошибочные решения. Однако Виктор Федорович далеко не всегда руководствуется рациональными мотивами.

Януковичем часто движут эмоции и комплексы, заставляющие его действовать в ущерб собственным интересам, не говоря уже об интересах подданных. Эта черта украинского самодержца отчетливо проявилась в дни Евромайдана.

Ладно, снимем лишнее препятствие. Допустим, что Янукович стремится к общему благу и действует рационально. Но для принятия верных решений он должен получать объективную и всестороннюю информацию о происходящем в стране. Ничего подобного нет и в помине.

Виктору Федоровичу сообщают главным образом то, что он хочет услышать.

Неудобные факты по возможности замалчиваются, дабы не навлечь на себя высочайший гнев. Это проблема всех авторитарных лидеров: уничтожая свободу слова, они обрекают самих себя на информационный вакуум.

Хорошо, предельно упростим задачу. Пускай всевластный Янукович думает о народе, мыслит рационально и получает всю необходимую информацию. Увы, и этого мало: необходимо, чтобы мудрые президентские указания воплощались в жизнь с необычайной точностью, вплоть до мелочей.

Но на практике единоличный правитель не может стоять за спиной у каждого чиновника и силовика. Эксцессы исполнителей неизбежны.

Чем жестче авторитарный режим, тем больше дискреционных полномочий получает исполнитель, и тем шире простор для злоупотреблений. Что мы и наблюдаем в современной Украине.

Сколько допущений ни делай, задача все равно не сходится. Система, выстроенная Януковичем, деструктивна не только потому, что ей рулит плохой ВФЯ: она деструктивна сама по себе.

Кто бы ни оказался наверху, жесткая вертикаль власти не в состоянии работать как задумано. Для этого потребовалось бы слишком много "если" – причем заведомо неосуществимых, из разряда unreal conditionals в английской грамматике.

Государственный деспотизм не приносит ожидаемой пользы, но это полбеды. Беда в том, что параллельно он наносит огромный вред: не преуспев в создании искусственного порядка, диктаторы разрушают естественный порядок.

Неограниченную власть часто объявляют костяком, на котором держится общественный организм. Но в действительности ее правильнее сравнить с клинком, пронзающим социальную плоть.

Стальное лезвие безжалостно разрывает существующие связи, чужие интересы и договоренности, частные цели и планы.

Причиняемый ущерб определяется напором клинка: от скромных выходок Януковича до большевистской коллективизации или китайского Большого скачка.

Тот же Людвиг фон Мизес пишет: "Когда люди были привержены идее, что в области религии следует придерживаться только одного плана, гремели кровавые войны. С распространением принципов религиозной свободы эти войны утихли.

Рыночная экономика обеспечивает мирное экономическое сотрудничество, поскольку она не затрагивает экономические планы своих граждан. Попытка заменить планы каждого гражданина общим Суперпланом должна привести к бесконечной войне. У тех, кто не согласен с планом диктатора, не остается другого выхода, как сразить деспота силой оружия".

Каков бы ни был единый центр принятия решений, он не может принимать адекватные решения в интересах миллионов индивидов. Поэтому эффект подобной деятельности обратно пропорционален ожидаемому.

Чем больше жестких директив, спускаемых сверху, тем больше злоупотреблений и хаоса на местах. Чем больше централизованного планирования в экономике, тем больше нищеты и голода.

Чем больше государственного вмешательства в жизнь граждан, тем больше разрушения и крови. Война – внешняя или внутренняя – становится естественной стихией диктаторов. И нынешняя Украина вплотную приблизилась к этой опасной черте.

За четыре года, проведенные с Януковичем, украинцы сполна насладились сильной президентской рукой. Но страшен не только конкретный Батя, живущий в параллельной межигорской реальности и окруженный бойцами "Беркута".

По-настоящему страшна иллюзия, будто некий условный Янукович, на это место можно подставить любую фамилию, лучше нас знает, что нам нужно.

И может облагодетельствовать нас, если предоставить ему неограниченные полномочия для наведения порядка.

Михаил Дубинянский, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Українська правда" представить свій другий в історії рейтинг лідерів — сотню українців, які роблять найбільший внесок в незалежність та майбутнє України.

Київ | 20 листопада
КУПИТИ КВИТКИ
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як податкова шукала податки на OnlyFans

Мільйони на нагляді за будівництвом

Наздоганяючи Європу: як США намагаються врегулювати індустрію штучного інтелекту

Що ми очікуємо від другого конкурсу до ВАКС?

Зло було подолано, але не знищено: як 35 років тому Центральна Європа здобула свободу

Повернути майбутнє